Найти в Дзене

Баскетбол — это только повод. Главная задача тренера — воспитать человека

Когда я только начал тренировать, я думал, что моя задача - научить баскетболу. Ставить заслоны. Разбирать комбинации. Исправлять бросок. Вроде бы очевидно, да? Но с опытом я понял одну важную вещь: Мы не тренируем играть в баскетбол. Мы тренируем людей. И порой, человеку на тренировке нужен не новый бросок, а просто кто-то, кто в него поверит. Кто не осудит, кто выслушает, кто увидит в нём больше, чем результат на табло. Мы не знаем, с какими мыслями ребёнок приходит в зал. Может, у него проблемы в семье. Может, его дразнят в школе. Может, он просто получил двойку и чувствует себя никчёмным. Когда ребёнок молчит, отвлекается или даже грубит — легко сорваться. Но если ты тренируешь человека, а не просто спортсмена, ты учишься видеть глубже. Спрашивать. Понимать, что определённое поведение — это тоже сообщение тебе. Иногда им важнее просто быть в безопасности, а не бежать ещё один спринт. Я помню одного парня. Он не добросить до кольца. Неделями. И каждый промах просто убивал его увере
Оглавление

Когда я только начал тренировать, я думал, что моя задача - научить баскетболу. Ставить заслоны. Разбирать комбинации. Исправлять бросок. Вроде бы очевидно, да?

Но с опытом я понял одну важную вещь:

Мы не тренируем играть в баскетбол. Мы тренируем людей.

И порой, человеку на тренировке нужен не новый бросок, а просто кто-то, кто в него поверит. Кто не осудит, кто выслушает, кто увидит в нём больше, чем результат на табло.

1. Каждый ребёнок приходит на тренировку с чем-то своим

Мы не знаем, с какими мыслями ребёнок приходит в зал. Может, у него проблемы в семье. Может, его дразнят в школе. Может, он просто получил двойку и чувствует себя никчёмным.

Когда ребёнок молчит, отвлекается или даже грубит — легко сорваться. Но если ты тренируешь человека, а не просто спортсмена, ты учишься видеть глубже. Спрашивать. Понимать, что определённое поведение — это тоже сообщение тебе. Иногда им важнее просто быть в безопасности, а не бежать ещё один спринт.

2. Тренер может быть той самой границей между «уйти» и «поверить в себя»

Я помню одного парня. Он не добросить до кольца. Неделями. И каждый промах просто убивал его уверенность. Он был на грани ухода из секции.

Я просто подошёл и сказал: «Я вижу, как ты стараешься. Это главное. И даже если ты промажешь сто раз — я всё равно в тебя верю».

Он остался. Через три месяца он уже забивал в мини-играх на тренировках. Но самое главное — он начал по-другому ходить. По-другому говорить. Потому что кто-то увидел в нём человека, а не просто промахивающегося мальчика.

3. Баскетбол — это лишь повод. А настоящая цель — рост.

Честно? Большинство детей, которых мы тренируем, не станут профессионалами. Не попадут в сборную РФ. И это нормально.

Потому что наша настоящая задача — использовать спорт как инструмент, чтобы научить большему: стойкости, коммуникации, дисциплине, уважению к себе и к другим. Об этом я писал в своей книге про тренерскую работу, и об этом я пытаюсь донести в своей книге "Родители в спорте: как помочь юному баскетболисту", обязательно к прочтению!

Каждый промах — это шанс научить принимать неудачу. Каждая тренировка — урок концентрации. Каждое собрание — школа командной поддержки.

4. Твои слова станут внутренним голосом ребёнка

Это личное. Потому что я до сих пор слышу в голове голоса своих тренеров. Кто-то вдохновлял. Кто-то унижал. И эти слова остаются с нами надолго.

Когда мы кричим, унижаем или вешаем ярлыки — мы не просто срываемся. Мы формируем тот голос, с которым ребёнок будет жить. Часто всю жизнь.

Говори так, чтобы это захотелось детям запомнить с гордостью.

5. Мы тренируем не только то, что они делают. Мы тренируем то, кем они становятся.

Статистику легко посчитать. Очки, передачи, потери. Но если ты тренируешь человека — ты смотришь глубже. Кем он становится? Учится ли он управлять эмоциями? Поднимается ли после ошибок? Становится ли лучшим товарищем по команде?

Можно вырастить супер атлета с пустой душой. А можно обычного игрока с огромным сердцем. Мы тренируем и того, и другого. Мы тренируем личность.

Финал: настоящий счёт не на табло

Я всё больше убеждаюсь: настоящий результат — это не счёт на табло. Это то, кем они становятся после свистка и конца тренировки. Уверенными? Добрыми? Верящими в себя, даже когда никто не смотрит?

Вот это — настоящая победа. И вот это — наследие тренера, который сначала видит человека.

Потому что мы не тренируем баскетбол. Мы тренируем людей.

И люди запоминают не комбинации. Они запоминают то, что ты заставил их почувствовать.

Арнольд Черногоров — баскетбольный тренер, автор и популяризатор гуманного подхода в юношеском спорте. Работает с игроками, родителями и тренерами.

🎧 Слушайте подкаст «Флешка тренера: баскетбол» на Яндекс Музыке:

https://music.yandex.ru/album/36373515?utm_source=web&utm_medium=copy_link