Найти в Дзене
Иван Машковцев

Откуда взялась избушка на курьих ножках?

История избушки на курьих ножках, где обитает Баба-Яга, уходит корнями в древнюю языческую культуру. Прообразом жилища Бабы-Яги являлись существовавшие постройки, которые находились в стороне от поселений (лес, болото) и были установлены на пнях, похожих на куриные лапы. Название «курьи ножки» связано с древним способом строительства свайных построек: все пеньки, предназначенные для фундамента, предварительно «обкуривались», то есть обжигались на кострах, отчего и называли их куренными или курьими, и располагали их по периметру дома. Такой обжиг помогал предохранять древесину от гниения. Также мистический образ избушки связан со славянскими традициями кремирования усопших. Когда человек уходил в мир иной, его тело сжигалось на ритуальном костре, затем прах помещался в специальный домик — усыпальницу. Они все относились к одному роду и располагались в лесу в избушке на курьих ножках. В дальнейшем этот образ дополнялся различными мистическими свойствами и вошёл в русские народные сказки

Фото избушки на курьих ножках своими руками из дерева
Фото избушки на курьих ножках своими руками из дерева

История избушки на курьих ножках, где обитает Баба-Яга, уходит корнями в древнюю языческую культуру.

Прообразом жилища Бабы-Яги являлись существовавшие постройки, которые находились в стороне от поселений (лес, болото) и были установлены на пнях, похожих на куриные лапы. Название «курьи ножки» связано с древним способом строительства свайных построек: все пеньки, предназначенные для фундамента, предварительно «обкуривались», то есть обжигались на кострах, отчего и называли их куренными или курьими, и располагали их по периметру дома. Такой обжиг помогал предохранять древесину от гниения.

Также мистический образ избушки связан со славянскими традициями кремирования усопших. Когда человек уходил в мир иной, его тело сжигалось на ритуальном костре, затем прах помещался в специальный домик — усыпальницу. Они все относились к одному роду и располагались в лесу в избушке на курьих ножках.

В дальнейшем этот образ дополнялся различными мистическими свойствами и вошёл в русские народные сказки как некие врата между реальным и сказочным миром.