Найти в Дзене

Это твоя земля_5

предыдущая часть Рассказ Первой огорошила родителей младшенькая, болезная Дарья новостями о своём замужестве. Марина и Сергей тайком всегда думали, ничего не светит косенькой, маленькой, горбатенькой Даше. Отец и мать знали, после учёбы вернётся дочь и будет работать в родном селе, если откроют снова медпункт. Второй этаж дома долгие годы стоял недоделанный. И вот Сергей неспеша доводил его до ума. Всё для младшенькой, чтобы Марина могла быть при ней, помогать. Но, младшая пошла своим путём. Трудным, особенно для неё, но она будто мечтала освободить от себя маму и отца. Свадьбу сыграли пышную, в семью попала хорошую скромная Дарья. Свекровь второй мамой стала. Волноваться было не о чем Марине, но душа болела за меньшую. Доучивалась Даша уже замужней женщиной. А после муж увёз её. Недалеко, но достаточно, чтобы дать понять родителям Дарьи - он теперь за неё в ответе. Он справится. Следом за младшей сестрой выскочила замуж средняя Софья. Вот она вернулась в родное село, только уже с муже

предыдущая часть

Рассказ

Первой огорошила родителей младшенькая, болезная Дарья новостями о своём замужестве. Марина и Сергей тайком всегда думали, ничего не светит косенькой, маленькой, горбатенькой Даше. Отец и мать знали, после учёбы вернётся дочь и будет работать в родном селе, если откроют снова медпункт. Второй этаж дома долгие годы стоял недоделанный. И вот Сергей неспеша доводил его до ума. Всё для младшенькой, чтобы Марина могла быть при ней, помогать. Но, младшая пошла своим путём. Трудным, особенно для неё, но она будто мечтала освободить от себя маму и отца.

Свадьбу сыграли пышную, в семью попала хорошую скромная Дарья. Свекровь второй мамой стала. Волноваться было не о чем Марине, но душа болела за меньшую. Доучивалась Даша уже замужней женщиной. А после муж увёз её. Недалеко, но достаточно, чтобы дать понять родителям Дарьи - он теперь за неё в ответе. Он справится.

Следом за младшей сестрой выскочила замуж средняя Софья. Вот она вернулась в родное село, только уже с мужем. Второй этаж большого дома был отдан полностью молодожёнам. И не зря сделали когда-то отдельный вход. Родители и молодые почти не касались друг друга, разве что в общем дворе сталкивались. Софья пошла работать в школу где сама училась, а её муж... Её муж вроде работал в городе, но кем и сколько зарабатывал было загадкой для всех. Софья не рассказывала о таком даже маме. Супругу её, видимо, похвастаться нечем было. Зато они первые подарили родителям внука.

Отец был рад, что начали молодые с пацана.

- Значит, у Даши будет дочь! - гордился он дочерями. А у Марины слёзы наворачивались на глазах. Ну куда Даше рожать? С её то диагнозами и болями в спине.

Одна Антонина не торопилась с замужеством, но и с работой после учёбы у неё не ладилось. Она хотела всё сама! Мама и папа и так много для неё, для всех них сделали, но не получалось. Из-за отцовской судимости. Тоня пробовала даже секретарём устроиться, только бы в таможню. Отправляла свои данные и в другие отделения, но ответа не было. Одно дело отучится, и совсем другое устроится по специальности. Марина, по просьбе дочери держала это в тайне от Сергея. Он не из таких, чтобы догадываться или угадывать. Скажут - горы свернёт для дочек, а не говорят, значит, всё хорошо.

Вот и металась Тоня в поисках своего места. Помощницей юриста устроилась - не платил совсем, но держалась за место ради стажа. На рынке подрабатывала по выходным, дисками и кассетами торговала. Отец не знал пока.

Другое дело Никита! Сергей по-прежнему старался занять всё его свободное и несвободное время земельными делами. Всё только с пользой! Друзьями у мальчишки были взрослые мужики работяги, трактористы, компаньоны отца. Все знали, мальчишка - будущий преемник Сергея, но только перенимать пока было нечего, кроме долгов и бесконечных проблем с проверяющими.

Постепенно расходились товарищи Сергея. Из пятерых, кто начинал это фермерское хозяйство, осталось двое: Сергей и его верный друг, оба из одного села. У того тоже семья, дети: дочь и сын. Дочь-красавица, ровесница Никиты. Так и повелось, что не только род деятельности отец определил сыну заранее, но и невесту почти не засватали со школьной скамьи. Никита дружил с девочкой, но не испытывал к деревенской зазнайке иного интереса. В старших классах вообще сторониться начал.

У отца дела в гору пошли. Второй год подряд собирали урожаи такие, что за два года назад могли «залатать свои дыры». Люди стали не только от безысходности идти к ним на работу. Раньше просто больше негде было работать, но теперь приходили по желанию. Видели, что уважают настоящих работяг, всё выплачивают, случалось себе в убыток. Фермеры этого не скрывали.

И уже не уговаривал Сергей никого идти к ним в уборочную страду на подмогу. Не ездил по дворам и не упрашивал бывших комбайнёров и камазистов колхоза помочь им, те сами шли к нему. Даже из других районов приезжали.

Выдохнуть бы фермеру, насладиться плодами собственного труда и усилий, о здоровье подумать. Марина уж столько раз говорила Сергею, что сердце у него не железное, а сам он не трёхжильный. Но тут единственный сын начал финты выкручивать.

Книги автора: "Из одной деревни" и "Валька, хватит плодить нищету!" на ЛИТРЕС

- Да ты знаешь, кто мой отец! - давил он слабых и младших не гнушался, только бы понравится лидерам в своей компашке. Самому ему не то что заводилой быть, даже до шестёрки было далеко. Не любили Никиту именно за то, что выпячивал и выдавал за свои достижения отца.

- Только попробуйте мне тройку поставить в четверти! - дерзил он учителям. - Зимой вам к школе дорогу никто чистить дорогу не будет! Я отцу скажу. И крышу на следующий год не поменяют.

А так как Сергей и его компаньон были единственными меценатами в селе, к кому шли на поклон и со школы, и из детского садика, который фермеры помогали восстановить после застоя в 90-х. Из действующего пока сельсовета обращались к фермерам, если надо было траву покосить на больших участках, дорогу разровнять, снег разгрести зимой, вытащить автобус или УАЗик медицинский из осенней слякоти, когда пробирался к больным. Побаивались нагловатого и глупого мальчишки. Оценки ставили незаслуженно, даже заискивали перед ним некоторые педагоги, которые лично обращались к фермерам в непредвиденных случаях.

Окончил сельскую школу красавец Никита блестяще! Сергей ведь обещал жене - обещание выполнено.

- Ну всё, Никита! - гордился им отец, после экзаменов. - А теперь едем в Ставрополь, сдаём документы в Главный Аграрный. Первые два года на очном отделении отучишься, а потом вернёшься, а университет закончишь заочно. На земле, непосредственно на поле, куда больше научишься, чем в аудиториях штаны просиживать.

- Нет! - заявил подтянутый, кудрявый, кареглазый Никита. - Не хочу я, как слепой крот в земле рыться.

Марине даже пришлось придержать немного мужа. Сергей чуть пошатнулся, услышав впервые от сына такое. Хотел было поспорить или поругаться, но жена, крепкой своею рукою, взяв его под локоть, дала понять: не надо сейчас.

- Дай ему время. Ещё даже выпускного не было, а ты уже давишь.

- Не давлю я на него. Он же школу и поля наши одинаково посещал. Трактор водит, два года уже и работает на нём летом.

- Потому что ты его заставлял.

- Не заставлял я его! Он сам просился.

Марина с иронией смотрела на Сергея. Оба понимали, что выбора у Никиты не было. Ни в какие лагеря пришкольные или поездки долгие, организованные, кстати, за счёт фермеров, по просьбе директора мальчишка никогда не ездил и не ходил. Он в это время отцу помогал на земле. Каждое лето! Все каникулы.

- Ладно, пусть отдохнёт, но только это лето. И документы надо отвезти вовремя.

Марина согласилась. И это было, пожалуй, единственное её и сына лето, когда они не вкалывали у себя на подворье, а Никита ещё и у отца на бригаде. Софья с мужем и маленьким сыном организовали общий выезд на море. Впервые в жизни брат и сестра, их мама, будучи замужней женщиной, побывали на море. И вроде вернулись отдохнувшими, Никита умные мысли излагал перед отцом, идею хорошую предложил по модернизации его старого парка тракторов. Сергей взял на заметку. И поступил Никита в аграрный, сдал документы вовремя. В сентябре уехал на учёбу.

Отец не поскупился. Квартиру Никите снимать не пришлось, Сергей купил ему однокомнатную квартиру. Это была первая большая покупка для семьи, для детей, за первое десятилетие работы его фермерского хозяйства. Но даже это не возымело своего действия на охмелевшего от свободы и городского драйва деревенского пацана. Никита осознал окончательно, возвращаться в село, заниматься сельским хозяйством, помогать отцу, быть его правой или левой рукой, глотать пыль и трястись в не умирающем «пирожке» по грунтовым дорогам в посевную - он не хочет.

Никита забрал документы из главного аграрного после первого полугодия и перешёл в автодорожный институт. Ничего не сказав об этом даже матери.

Быстро бы всё дошло до отца большого семейства, но на семью обрушились новые неприятности - заболела мать Сергея. Но это бы ничего, Марина бы справилась, но из другого города, пришли вроде бы добрые вести — Даша ждёт ребёнка. Аж после пяти лет брака! Но беременность её была сродни тяжёлой болезни пожилого человека. Почти всю беременность она провела в больнице, и даже отец ездил к ней в другой город, сидел с ней в палате, утешал и поддерживал. Договаривался с врачами, только бы дочь выносила этого ребёнка и выжила сама.

Разрывались Марина с Сергеем. Тут мать и за ней уход нужен. В больницу постоянно возить, лекарства покупать дорогостоящие. Там дочь борется за свою жизнь и жизнь будущего ребёнка. Семья, как никогда сплотилась. Зять городской стал помогать тестю, как мог, как показывал Сергей, но многого не понимал муж Софьи, и от него было больше вреда, чем пользы.

Тут ещё Тоня вернулась домой. С красным дипломом из академии и убогой записью в трудовой книжке за последние два года: помощник юриста.

- А остальные года где? - спрашивала её мама, видя, как обидно дочери.

Тоня пожимала плечами.

- Нету. Сказали, стажировалась все эти годы. И вообще, я ничего такого не делала.

Марина обняла дочку.

- Не переживай! Всё будет хорошо, дай только время.

Тоня кивала, а через несколько дней уехала в город и устроилась на постоянную, стабильную работу в супермаркет, которые открывались в то время в каждом многоэтажном доме. Не сидеть же на шее у родителей. И так столько времени потеряно. А сколько сил вложено в учёбу! Но пора признавать - ничего ей не светит без протекции отца. Но ведь и его влияние имеет границы. Тут ещё личная жизнь не ладится у старшей, никак.

Все решали свои и семейные проблемы. Никита был предоставлен сам себе и жил в городе полностью на дотациях отца. Отец был уверен, сын его не подведёт и в деньгах ему не отказывал, а Марина уже всё знала. Знала и врала! Впервые в жизни врала мужу, с которым столько пережито в богатстве и бедности, в горе и в радости, и ещё предстоит пережить. Она свято верила, ложь эта во благо. У детей, да и у них в семье скоро всё наладится.

мой Телеграм с рассказами или VK

продолжение _____________________________