Найти в Дзене
Петр Власов

«Фагот» против «Сабли» (05). Бои 1952 – 1953 гг.

ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ: «Фагот» против «Сабли» (04). Бои 1950 – 1951 гг. Еще с конца октября 1951 года в Корею поступали новые истребители F-86E с цельноповоротным стабилизатором. Первые 75 «Сейбров» сели на авиабазе Сувои, где базировались 16-я и 25-я эскадрильи 51-ro FIW, летавшие до этого на F-80C. Для упрощения опознавания своих самолетов в воздухе на фюзеляжи «Сейбров» нанесли желто-оранжевые полосы с черной окантовкой; аналогичные полосы появились на консолях и законцовках крыла. Позже на кили стали наносить еще и индивидуальную маркировку авиакрыла, единую для всех его эскадрилий, отличавшихся только разными цветами. В ходе декабрьской эксплуатации F-86E выяснилось, что уровень боеготовности новой модификации невысок. Около половины прибывших самолетов не могут принимать участие в боях из-за постоянных отказов оборудования, или стоят на стоянках в ожидании поставки двигателей и других агрегатов. Сложности боевой эксплуатации быстро выявили технические недостатки «Сейбра»: часто наруш
Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ: «Фагот» против «Сабли» (04). Бои 1950 – 1951 гг.

Еще с конца октября 1951 года в Корею поступали новые истребители F-86E с цельноповоротным стабилизатором. Первые 75 «Сейбров» сели на авиабазе Сувои, где базировались 16-я и 25-я эскадрильи 51-ro FIW, летавшие до этого на F-80C. Для упрощения опознавания своих самолетов в воздухе на фюзеляжи «Сейбров» нанесли желто-оранжевые полосы с черной окантовкой; аналогичные полосы появились на консолях и законцовках крыла. Позже на кили стали наносить еще и индивидуальную маркировку авиакрыла, единую для всех его эскадрилий, отличавшихся только разными цветами.

-2

В ходе декабрьской эксплуатации F-86E выяснилось, что уровень боеготовности новой модификации невысок. Около половины прибывших самолетов не могут принимать участие в боях из-за постоянных отказов оборудования, или стоят на стоянках в ожидании поставки двигателей и других агрегатов. Сложности боевой эксплуатации быстро выявили технические недостатки «Сейбра»: часто нарушалась герметичность бустеров элеронов, через негодные прокладки которых вытекала рабочая жидкость гидросистемы; часто выходили из строя замки фонарей кабин, подламывались носовые стойки шасси. Работы с двигателем были связаны с большими сложностями в расстыковке фюзеляжа, и его последующей сборке.

Тем не менее, период с февраля 1952 года по 27 июля 1953-го оказался наиболее тяжелым для советских летчиков. Американцы, учтя печальный опыт первого года боев, улучшили подготовку своих пилотов. Их летчики после выполнения 100 боевых вылетов убывали на родину, а на их место прибывали новые. Перед отправкой на фронт летчики проходили интенсивную подготовку по тактике воздушного боя и полетам в горной местности; знакомили американцев и с тактикой советской авиации. Уже на месте их подготовкой занимались пилоты, побывавшие в боях.

Пополнение же 64-го корпуса осуществлялось путем полной замены отвоевавших дивизий. Никакой специальной подготовки перед отправкой в Корею летчики не получали; наоборот, от них всячески скрывали цель командировки, и корейский опыт не изучался. Большинство летчиков имели налет на МиГ-15, не более 50-70 часов, чего было явно недостаточно для летчиков, убывающих на фронт. Все это приводило к неоправданным потерям необстрелянного летного состава.

-3

Но и в этот период напряжение воздушных боев не спадало, и хотя вновь прибывшим на фронт советским пилотам приходилось осваиваться в боевой обстановке практически заново, тем не менее потери «Сейбров» продолжали расти. В июне 1952 года в Корею стала поступать очередная модификация «Сейбра» - F-86F с более высокими летными характеристиками. Первой эти новые самолеты получила 39-я истребительная эскадрилья, включенная для усиления в 51-е крыло; затем F-86F начали получать и другие эскадрильи. После того, как командование 335-й эскадрильи доложило, что до конца 1952 года эта эскадрилья на F-86F заявила 81 победу, в то время как две другие эскадрильи крыла, воевавшие на F-86E, лишь 41, все летчики захотели воевать только на новых «Сейбрах». И так как присланных новых истребителей на перевооружение всех воевавших подразделений не хватало, командование ВВС решило передать все имеющиеся в Америке F-86F в Корею, а предыдущие F-86E вернуть в США.

Тогда же очевидное в боях превосходство МиГ-15 над американскими самолетами при отсутствии достоверных данных о его характеристиках заставило американцев разработать специальную операцию по захвату истребителя противника – для его изучения. Однако все попытки захватить исправный МиГ в бою оказались бесполезными. И тогда американцы «пошли своим особым, коммерческим путем» - они решили вражеский самолет просто «купить». Командование ВВС США распечатало миллионы листовок с обещанием летчику, который перегонит им советский истребитель, заплатить вознаграждение в 100 тысяч долларов, и засыпали «бумажным снегопадом» чуть ли не всю территорию Северной Кореи. Забегая вперед, нужно сказать, что через полгода «предложение» все-таки вызвало «спрос»: предатель нашелся, но уже после окончания войны. В сентябре 1953 северокорейский пилот Но Ким Сок взлетел на МиГ-15 с аэродрома близ Пхеньяна, и через пятнадцать минут приземлился на южнокорейском аэродроме Кимпо. Машину немедленно отбуксировали в ангар, разобрали и на транспортном самолете перевезли на Окинаву, а затем на авиабазу Райт-Паттерсон в США, где после цикла исследований и серии учебных воздушных боев с американскими истребителями пришли к выводу, что «Сейбр» модификации F-86F и МиГ-15 примерно равны по своим летным характеристикам…

-4

(Предатель получил от американцев свои «тридцать серебренников», и перебрался жить в США; а его оставшиеся в Северной Корее родственники были расстреляны, как и 5 сослуживцев, «не распознавших вовремя замыслы перебежчика»…)

В сентябре 1952 года американцам в Корее вновь пришлось изменять свою тактику в поисках способа борьбы с МиГами. Теперь их истребители эшелонировались по высотам: вверху шли новые F-86F, обладавшие лучшими высотными характеристиками, а нижние эшелоны занимали F-86E, отбивавшие атаки МиГов, прорывавшихся к охраняемым самолетам, которые летели еще ниже. Используя этот способ, пилоты «Сейбров» 20 июня 1953 года заявили о 16 победах, что стало самым лучшим их показателем за все дни войны.

-5

Тем не менее, несмотря на сложности, с которыми пришлось столкнуться советским летчикам на этом этапе войны, и ими было одержано немало знаменательных побед. Так, 9 сентября 1952 года летчики 726-го ИАП в одном бою сбили 14 Р-84 и два повредили. При этом на базу не вернулось три МиГа (погибли два летчика). 3 октября 1952 г. летчик 535-го ИАП Федор Маслеев сбил майора Фредерика Блисси (Frederick С. В1еsse). одержавшего до этого всего за две недели боев пять побед над МиГами. Правда, американцу удалось перетянуть береговую черту и катапультироваться над Желтым морем; позже его подобрал гидросамолет.

-6

23 января 1953 года старший лейтенант И.И. Карпов из 913-го ИАП 32-й ИАД сбил командира 16-й эскадрильи 51-го Авиакрыла подполковника Элвина Л. Хеллера (E. Неllег). Хеллер был сбит севернее р. Ялуцзян, в закрытой для авиации ООН зоне, и летчик попал в плен. Все это вызвало международный скандал.

-7

7 апреля 1953 года летчик 224-го ИАП из 32-й ИАД старший лейтенант Г.Н. Берелидзе в районе своего аэродрома базирования Дапу сбил командира звена 39-й эскадрильи 51-го Авиакрыла капитана Гарольда Фишера (Harold Fisher). Пилот «Сейбра» был взят в плен; к этому времени на его счету числилось 10 побед.

-8

12 апреля 1953 года командир эскадрильи 913-го ИАП 32-й ИАД капитан С.А. Федорец одержал победу над самым результативным американским пилотом Джозефом М. Макконеллом (Joseph М. МсСоnnеll), одержавшим к концу войны 16 побед.

-9

По причине отсутствия специализированного реактивного истребителя с РЛС дневные МиГи привлекались и к борьбе с ночными В-29 и В-26, которые после понесенных дневных потерь полностью перешли к ночным налетам. Большая скорость МиГа позволяла ему быстрее сближаться с В-29, что было очень важно в условиях небольшого светового поля прожектора. А его мощное вооружение в ночном бою имело огромное значение - оно позволяло с первой атаки уничтожать В-29. Так, в ночь 10.06.1952 г., отражая налет В-29, советские летчики сбили три и повредили один бомбардировщик противника (две победы одержал капитан А.М. Карелин из 351-го ИАП, а одну - майор М.И. Студилин из 147-го Гв.ИАП).

-10

В ночь на 15 июля очередной В-29 сбил капитан Ф.С. Володарский из 147-го ИАП. В ночь на 12 сентября американцы опять понесли потери: 29 «крепостей» были атакованы большой группой МиГов, и в результате боя противник не досчитался трех самолетов.

Рост потерь В-29 в ночных налетах заставил американцев ввести в бой ночные истребители с бортовыми РЛС и самолеты РЭБ, а В-29 начали появляться в районах целей только в облачную погоду.

-11

Первые «Сейбры» истребительно-бомбардировочной модификации F-86F-30 появились в Корее на вооружении 18-го истребительно-бомбардировочного крыла в январе 1953-го. В бой эти «Сейбры» впервые вступили в феврале - на «Аллее МиГов». Тогда же, в феврале 1953-го, новейшие F-86F-30 поступили и в 8-е истребительно-бомбардировочное крыло, заменив прежние F-80C. А к апрелю ВВС США располагали в Корее уже пятью крыльями истребителей-бомбардировщиков (три были вооружены самолетами F-84G «Тандерджет», а два — F-86F-30). Эти «Сейбры» довольно успешно выполняли задачи по бомбометанию, и в то же время могли отражать атаки МиГов - что было особенно необходимо в районе «Аллеи МиГов». При этом в штурмовках войск противника «Сейбры» несли бОльшие потери, чем в воздушных боях. За июнь 1953-го F-86F-30, сбросив на противника 3.044 тонны бомб, потеряли от огня зенитной артиллерии 14 машин. На момент прекращения боев американцы располагали в Корее семью авиационными частями, на вооружении которых находилось 297 «Сейбров», из них 132 самолета являлись истребителями-бомбардировщиками. Кроме того, американцы снабжали штурмовыми «Сейбрами» и союзников. Так, к концу марта 1953-го на F-86F-30 перевооружились 12-я и 2-я эскадрильи южноафриканских ВВС. Всего южноафриканцы выполнили на «Сейбрах» 1.427 боевых вылетов, потеряв две машины от огня ПВО.

-12

В США считается, что за время Корейской войны стали асами, одержав 5 и более воздушных побед, 39 американских летчиков, воевавших на «Сейбрах». Из них 11 пилотов претендовали на 10 и более одержанных побед. Последняя же «победа» на «Сейбре» в Корейской войне была одержана уже после вступления в силу договора о прекращении огня. Днем 27 июля 1953 г. над Китаем капитан ВВС США Ральф С. Парр (Ralph S. Раrr) на своем F-86F-30 внезапно атаковал и сбил советский военно-транспортный самолет Ил-12, вывозивший в СССР техперсонал советской авиабазы. Этот удар без сомнения можно назвать подлым: и американский, и советские летчики, к тому же находившиеся в тот момент не над корейской, а над китайской территорией, знали, что приказ о прекращении огня вступил в силу. Поэтому экипаж Ил-12 даже не попытался отстреливаться. Весь экипаж и пассажиры транспортника погибли...

-13

Что касается советских летчиков, участвовавших в Корейской войне, то все они воевали на реактивных самолетах МиГ-15 и МиГ-15бис: ведь полки, прибывавшие на фронт на МиГ-15, через один-два месяца перевооружались на «бисы». По подсчетам исследователя И. Сейдова среди советских летчиков-истребителей титула аса добились не менее 56 человек. Из них 14 пилотов одержали по 10 и более побед. Так что в целом участие советских истребителей в Корейском конфликте можно считать вполне успешным. Они сражались с противником на равных, а в период с апреля 1951 по февраль 1952 года в зоне своей ответственности даже обладали превосходством в воздухе.

Асы Китая и Северной Кореи

Кроме советских, в Корее на МиГ-15 воевали и китайские летчики. Не имея запрета на полеты над морем и за 38-й параллелью, они использовали фактор неожиданности, атакуя противника и над морем, и у его аэродромов на взлете и посадке – там, где американцы не ожидали появления МиГов. В большинстве случаев это приносило положительный результат. Так же возрастало и мастерство китайских летчиков, что сказывалось на росте их побед: китайские пилоты Чжао Баотонг и Ван Хай одержали по 9 побед, Ли Хан, Лу Мин, Фан Ван Шу (погиб в бою 8.08.1952) — по 8, Сунн Шеен Лу (погиб в бою 3.12.1952) — 6 побед.

-14

Что касается летчиков КНДР, то из четверки известных асов на МиГ-15 летали только Ким Гин Ок и Кай Он Дук (Пэк Ги Рак и Ли Дон Гю воевали и погибли на Як-9П). Да и «реактивные» асы Северной Кореи в начале войны тоже летали на Яках, а на МиГ-15 они пересели только в 1952 г. Так что, сколько из своих 11 побед Ким Гин Ок одержал именно на «реактивщике», сказать трудно; а Кай Он Дук из своих 10 побед на МиГе сбил 5 самолетов.

Итоги:

По советским данным, обработанным И. Сейдовым, за время боевых действий летчики 64-го корпуса выполнили 63.229 (по другим данным. 64.000) боевых вылетов. Проведено 1.683 воздушных боя днем и 107 ночью. Советскими летчиками сбито (по разным данным) от 1.097 до 1.106 самолетов противника. В их числе: 651 F-86, 186 F-84, 121 F-80, 32 Р-51, 35 «Метеоров», 3 В-26, 69 В-29. Свои потери составили 120 летчиков и 335 самолетов.

Истребители Объединенной воздушной армии (КНР и КНДР) провели 366 воздушных боев, в которых сбили 271 самолет противника, в том числе 181 F-86, 27 F-84, 30 F-80, 12 Р-51, 7 «Метеоров». Свои потери составили 126 летчиков и 231 самолет.

Американская статистика резко отличается: по заявке США сбито 954 советских, китайских и северокорейских самолетов, в т.ч. 827 МиГ-15. Официальные американские данные о своих потерях дают следующие цифры: сбиты в воздушных боях 78 F-86, 18 F-84, 15 F-80, 12 Р-51, 17 В-29.

-15

При значительной разнице заявленных побед американцами и русскими, оценивать итоги боев в Корее правильнее все же будет с бОльшим доверием к советским данным, и не принимать на веру американские заявки. Тому есть целый ряд причин. Во-первых, американцы с самого начала конфликта стали публиковать свои данные в печати, и в пропагандистских целях занижали собственные потери, а потери противника завышали. Поэтому в официальные данные военных не верили даже конгрессмены США. Во-вторых, победы американцы фиксировали только по кадрам фото-кинопленки и докладам летчиков. А эти кадры фиксируют лишь попадание по цели, что не всегда является доказательством уничтожения пораженного самолета. К тому же существует много подтверждений того, как янки «штамповали» свои победы, заходя по нескольку раз на один и тот же поврежденный самолет - об этом рассказывают большинство из воевавших в Корее советских летчиков.

-16

В отличие от американцев у многих советских летчиков имелись незасчитанные (неподтвержденные) победы. В частности, от одной до трех таких побед было у Сутягина, Федорца, Пепеляева и других. Кроме пленки ФКП, пилот МиГа должен был представить подтверждение наземных частей о падении пораженного самолета. А американцы, получив повреждения в воздушном бою, всегда тянули в сторону моря, под защиту своего флота или в район, куда МиГам было запрещено залетать…

НАЧАЛО: «Фагот» против «Сабли» (01). Корейская война

ПРОДОЛЖЕНИЕ: «Фагот» против «Сабли» (06). Асы США: пиар превыше всего

Список других статей «Сборной солянки разных отвлеченных тем» можно найти ЗДЕСЬ

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые статьи по разным вопросам военной истории