Представьте ситуацию, когда у вас есть все материальные блага, о каких вы только желали: в изобилии деньги, вдоволь женщин (если вы мужчина), сколько-то славы и признания собственного профессионализма. Вы слетали на Мальдивы, побывали в Канаде, или ещё где-то там, куда страстно желали попасть и насладиться прекрасной природой, общением с новыми людьми и пр. Есть у вас и здоровые дети, да и родители пока бодрячком. Всё? Вы "полны"? Можете ли вы сказать, что всю жизнь "развивались"? И не появится ли у вас вопрос — а что дальше?
Существуют две крайние ситуации, когда человек задаётся вопросами — а что дальше? я уже достаточно "развит", полноценен? Первый случай — это полная сытость желаний. Желаний, которые притупились за десятилетия достижений, борьбы "за что-то там", потеряли дальнозоркость, остроту намеченных целей. Ну, или напротив, желаний, утонувших в изобилии возможностей. Когда всё есть и давалось без особых усилий. И в том, и в другом случае, совсем непонятно — а что дальше? Когда уже всё есть, или ничего не хочется (ну, или нечего терять), на авансцену выходит такое понятие — "духовное развитие".
Зажравшийся красной икрой миллионер скажет: "машина, яхта, трёхэтажная вилла — этого мне не нужно, я хочу чего-нибудь духовного!". Ему вторит и нищий, из монастырской кельи: "я отрёкся от мирского, о горнем думаю, а не о земном". Домохозяйка, намотав километры ленты соцсетей, заявит: "я духовно обогащаюсь — теперь у меня на первом месте фен-шуй, таро и астрология!"
Однако, постойте. Что вообще такое "духовное развитие"? О нём много говорят, и часто с набожным придыханием, но при этом так никто и не смог конкретно сформулировать — что это?
Я много размышлял на данную тему и пришёл к выводу, что "духовная развитость" — это почти что синоним "ЦЕЛОСТНОСТИ" человека. Насколько человечек цельный, настолько его и можно назвать "духовно развитым". Сюжет из жизни: Василий идёт в церковь и ставит свечку у алтаря Христова — правой рукой. На следующий день, тот же Василий, но уже левой рукой тащит с завода цветмет. Лариса Петровна приписывает лишние нолики в аудиторской отчётности предприятия, тем самым то же тащит из казны фабрики. Однако, вечером, как ни в чём не бывало, садится на коврик для йоги и принимается за некоторое подобие медитации. Думаете я сейчас о грехах? Вовсе нет. Просто, что Василий, что Лариса Петровна, — "ни Богу свечка, ни чёрту кочерга". Внутри себя они не-цельные, раздробленные.
Когда мысли тянут в одну сторону, переживания и хотелки во вторую, а реальные поступки выглядят, словно бабкин неподъёмный комод (то есть человек "ждун"), то это расщепление на "однажды лебедь раком щуку" и есть духовная неразвитость. Духовно целостный человек может усилием воли заткнуть все свои "хочу" и сознательно направить желания туда, где роятся медоносные пчёлы мыслей.
Например, Пётр хочет Жанну, но Жанна замужем за его другом Виктором. В то же время, у Петра много креативных идей по работе, например, он организатор ивентов/представлений/конференций. Духовно целостный Петруха сможет вложить драйв хотелок туда, где он принесёт достаточно пользы и себе (получит премию) и людям, на которых он работает. Раздробленный Петрученя, наверное, жахнет жену друга, при первой попавшейся возможности, потом будет гореть от стыда, а за одним просрёт массу профессионально важных заданий.
И снова я не о касяках, запретах (типа, нельзя трахать жён друзей), грехах и прочих страшилках. Речь вновь о "целостности" — умении собрать себя в "пучок", придать себе подобие единого лика.
Вы знаете как выглядит среднестатистический человек взором здорового ясновидца? Я вам расскажу: это такое подобие светящегося силуэта, облачённого в облако ауры. Только вот аура эта у среднестата, то есть у духовно-размазанного, "блуждает" туда-сюда: то она зеленеет, и в ней произрастают подобия растений; то силуэт человека сереет почти до блёклой коричнево-розовой сопли, когда тот увлекается просмотром аргентинской хорор-мелодрамы. То, вдруг, "подует" астральный ветер и наш подопечный багровеет оскалом гнева — лики животных струятся сквозь его "тело".
В целом, "неразделёныш" выглядит как помойка, учитывая какие мысли и желания чаще всего "вбрасываются" (посещают) в его душевное пространство.
А вот у единоликого (так я называю цельных людей) аура имеет чёткие очертания, несколько флюктуирующих очерченных центров. У него на пару минут может сохраняться один единственный динамический образ в ауре. В отличии от "человека-стандрат", у которого образы внутри ауры колеблются "на ветру" и протекают со скоростью две картинки в секунду. Например, единоликий задумался о здоровье своего питомца — и ни одна другая мыслинка, минуту или более, не проскочит в пределы образа его кота. Соответственно, такая мысль обретает заметно большую силу - живучесть. Рассудок охватывает цветовым поясом одну часть облика. Эмоции в картинках больше тяготеют к другой стороне ауры. Воля же источается направленными на образ животного пучками тонкого света из района горла, к которому тяготеет "Я" человека. Такой человек похож на произведение искусства, со своей "правильной" геометрией и симметрией облика.
На пути духовной целостности первым этапом будет размежевание трёх качеств:
- я хочу/не хочу
- я могу/действую
- я осмысляю/думаю
Когда воля, рассудок и страсть живут в душе, словно добрые и независимые соседи, человек приобретает первое и самое важное свойство: если что либо жахнет внутри, допустим, по хотелке (хочу жену Виктора), то вторая (не могу - воля) и третья (рассудок - вначале подумаю) составляющие вовлекаются в эту желалку в гораздо меньшей степени, нежели было "до" "разделения". И то, о чём я сейчас говорю — не шизофрения, не растроение личности, а здоровый процесс. Со времён Древнего Египта и ранее, все духовноищущие проходили подобие данной "процедуры". Просто культурный фастфуд последних 150 лет настойчиво внушает нам, что надо кидать в одну миску все душевно-духовные объедки: если чего-то хочешь — неизменно добивайся; если считаешь свою расу/пол/мировоззрение превосходнее иных — испытывай антипатию (ненависть) и гнев, и т.п.
В идеале же должно быть так: если чего-то сильно хочешь — заставь на время желание умолкнуть и включи рассуждение; если готов ударить иноверца или чернокожего — выруби "я могу, я осмелюсь", и включи "Эй, чувак, давай лучше дунем ганджы!". Через силу, в прямом смысле слова — вопреки волевому порыву, или шаблонам мышления. Словно с чистого листа, как будто на эти 10 минут и не было никаких расовых предубеждений — вы другой человек, опустошённый на одну треть. Воля-поступок, желание-страсть, осмысление-стереотип мышления, словно бы действуют взаимозаменяя друг друга, но не сборной солянкой. В следующем посте я расскажу вам о упражнении, позволяющем размежевать три своих душевных составляющих и, при этом, оставаться их хозяином.
Итак, духовное развитие — это стремление ЦЕЛОСТНОСТИ. Выше я сказал, что надо, наоборот, разделиться на три душевных составляющих. Казалось бы, почему такое противоречие? Да всё просто: в таком виде, в сборке от рождения, вам не стать цельным человеком. Вначале нужно освободить друг от друга трёх важнейших строителей себя, во главе с "Я", которое и будет рулить процессом в дальнейшем. И о укреплении собственного "Я" тоже будет сказано в следующей лекции.
Но в итоге, что будет "после"? Размежевание воли, рассудка и чувств — это далеко не конечная точка, и вовсе не цель, а инструмент.
Вспомним с чего начинался пост: у человека душевный коллапс, опустошение или конфликт с собой по причине того, что он многого достиг во внешнем мире, но так "до чего-то важного и не добрался". Или же тщетность усилий по достижению материальных ценностей привела его к мысли, что "я занимаюсь какой-то хернёй". Или, как третий вариант: некоторые довольно быстро приходят к тому, что сколько стран не изъезди, сколько баб не отжарь, и сколько миллионов не заработай (укради), всё равно, дальше то что?? Экзистенциальный вопрос: а нахера это всё?
Ответ на сей вопрос нужно искать в себе, исходя из себя, да. Но, как мы поняли, не в материальном мире. Есть что-то или Кто-то, способный дать ответ на наши вопросы. И во-вторых, опереться (в поисках "истины") можно лишь на то, что сопротивляется. Сопротивляется всегда наша собственная внутренняя природа, она бунтует, дробит существо души на бесформенные куски, которые приходится упорядочить и выстроить сообразно более высокой задаче, и об этом я сказал ранее. А вот тот самый Кто-то, кого мы ищем от самого рождения и до последнего издыхания, может открыться лишь тогда, когда человек станет внутренне целостным. Выходит, что цельным нужно становится лишь для того, что бы найти в себе Бога (тот самый "Кто-то"). Под словом Бог, для простоты, я буду понимать всё то, что выходит за рамки тачек, баб, миллионов, сериалов, тусовок, путешествий ради удовольствий и всего того, чем ряд людей удовлетворится никак не могут. Не могут насытиться.
Здесь мы подходим к теме целостности, но не только своей собственной, а с Богом. Некоторые литераторы 20го века описывают трогательный момент репатриации изгнанного из отечества бывшего аристократа или белого офицера. Как он возвращается в родной край, к своим берёзкам и елям. Вдыхает аромат уже изрядно отсыревшего дверного косяка. Вслушивается в каждый звук вокруг, пытаясь уловить связь воспоминаний детства-юности с текущим моментом. Возвращение на родину. Так и человек "возвращается", но на родину духовную. Целостность восстанавливается.
После физической смерти это происходит естественным путём. Но во многих персонах, ещё при земной жизни, присутствует ностальгия по духовным истокам — ощущение разъединения, ощущение частичности существования. И дабы восстановить полноту существования, миллионы людей иду в церкви, выстаивают часами в ассанах, ходят по регрессологам, обращаются к медиумам-спиритам. Так или иначе, всё это делается во имя объединения духовно-божественного с физической стороной жизни человека. Во имя целостности бытия. Поэтому, когда говорят "мы духовно просветляемся" или "мне нужно быть ещё духовнее", звучит это несколько вычурно и бессмысленно. Духовность приходит только от понимания — что это такое? И для чего оно нужно?
Надеюсь, в этой лекции я смог объяснить, на первый взгляд, бессмысленные или слишком размытые термины. А в следующий раз мы поговорим о практических упражнениях, действительно ведущих к "духовному развитию"