В Нижнекамске завершился громкий скандал, начавшийся в марте с предоставления жилищного сертификата семье, недавно прибывшей из Таджикистана. Родители задержаны и отправлены в СИЗО по обвинению в незаконном получении субсидии. Незадолго до этого в отставку подал мэр города Рамиль Муллин, лично вручавший сертификат. Очевидно, власти решили пресечь практику необоснованной щедрости в отношении приезжих.
Восстановление справедливости
По информации Следственного комитета России по Татарстану, 20 июня иностранцу было предъявлено обвинение в покушении на мошенничество при получении жилищного сертификата.
По данным следствия, в 2022 году обвиняемый, стремясь незаконно получить жилищный сертификат для своей многодетной семьи, фиктивно трудоустроился и создал видимость наличия средств для оплаты части жилья. В результате чиновники Нижнекамского района предоставили его семье сертификат на сумму свыше 5 миллионов рублей, сообщает СК.
Речь идет о нашумевшем случае, о котором ранее сообщалось. В марте глава Нижнекамска Рамиль Муллин вручил жилищную субсидию молодой семье из Таджикистана – Мухиддину Холзоде и Малике Тоировой, воспитывающим четверых детей.
"Поздравил две большие нижнекамские семьи и вручил сертификаты на приобретение жилья по программе "Обеспечение жильём молодых семей" <…>. Холзода Мухиддин и Тоирова Малика воспитывают четверых детей. Надеюсь, они скоро переедут в более просторное жильё, где всем будет достаточно места. Ещё раз поздравляю!", – написал Муллин в своем телеграм-канале в марте.
Вручение жилищного сертификата мигрантам вызвало огромный резонанс. Жители Нижнекамска недоумевали, почему эта семья получила такое право, опередив коренных жителей, годами стоящих в очереди. Сейчас Рамиль Муллин предусмотрительно закрыл комментарии в своем канале. Приведем некоторые мартовские комментарии, когда горожане еще могли высказывать свое мнение о работе мэра.
"Почему именно Холзода и Малика стали обладателями сертификатов? Каковы их заслуги и достижения? Как давно они граждане России? Какими незаменимыми специалистами они являются, что им сразу дают квартиры?", – возмущалась местная жительница.
Другой горожанин писал:
"Я стоял в очереди на этот сертификат 10 лет, с 2006 по 2015 год. Родился, вырос, учился и создал семью в родном городе. И то ждал 10 лет! Спасибо, что дождался. А эти сколько ждали? И получили ли они в порядке очереди?"
Как выяснилось, нет, не в порядке. И вообще незаконно.
Холзоде предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30 ч. 4 ст. 159.2 УК РФ (покушение на мошенничество при получении выплат). Тоирова обвиняется в подделке документов (ч. 5 ст. 327 УК РФ). Она еще в 2019-2020 годах приобрела поддельный сертификат о знании русского языка для получения гражданства России.
Уголовные дела расследует шестой отдел по расследованию особо важных дел Следственного комитета по Республике Татарстан, расположенный в Набережных Челнах.
"Зарабатывай аджр!"
С самого начала эта семья вызвала подозрения. По данным источников, Мухиддин Холзода, отец семейства, родился в августе 1992 года в таджикском селе Кашкараха. Он имеет двойное гражданство – Таджикистана и России (российский паспорт получил в 2012 году). У Малики Тоировой, одетой в черный хиджаб на фото из мэрии, трое маленьких дочерей (тоже в хиджабах, хотя и не в черных). Является ли Холзода их отцом – неизвестно, как и то, является ли Малика матерью мальчика – еще одного ребенка в этой семье, где у родителей разные фамилии.
"У родителей "семьи" из Таджикистана разные фамилии, что ставит под вопрос их юридический статус. Имеет ли эта пара статус семьи согласно Семейному кодексу России, или они зарегистрировали "семью" только по законам шариата?", – задавался вопросом источник в одной из госструктур Татарстана.
Холзода оказался личностью примечательной. Он носит бороду определенной формы и без усов, что считается признаком ваххабита и преследуется на родине.
"Жителям Таджикистана до 40 лет не рекомендуют отпускать такие бороды, особенно без усов, так как это признак ваххабита. Это крайне не приветствуется. Могут задержать и заставить сбрить. Этот человек похож на типичного ваххабита, поэтому такие семьи и приезжают к нам, где не запрещено исповедовать ваххабитские взгляды", – отметил религиовед Роман Силантьев.
Изучив биографию таджика, выяснилось, что он – основатель школы Корана BURHAN в Нижнекамске, где обучает детей "от нуля лет" чтению Корана и арабскому языку, рекламируя свои услуги под лозунгом:
"Пока ты сидишь в раздумьях, другие читают Коран и зарабатывают аджр".
"Аджр" в исламе – это награда от Аллаха.
Видимо, субсидия на квартиру представлялась Холзоде тем самым "аджром".
Доходы Холзоды в этой школе неизвестны, но их не хватало для получения сертификата, поэтому он фиктивно трудоустроился. По некоторым данным, компетентные органы заинтересовались большим количеством – около двух десятков – банковских карт, которыми пользовался Холзода. Для чего они были нужны? Переводы за границу? Братьям по вере в Сирию?
Кроме того, Холзода занимал призовые места по чтению Корана и голосовал на выборах муфтия республики за Равиля Юнусова, которого многие считают сторонником радикального ислама. По этой причине Юнусов проиграл выборы своему умеренному коллеге Ильдусу Файзову – стороннику традиционного ислама.
"Поддержка Юнусова – это тоже яркий маркер, это говорит о многом. Они сами своими действиями привлекают к себе внимание. И это внимание может закончиться депортацией, лишением гражданства и многим другим, не только квартирами", – отметил Роман Силантьев.
Юнусов, после поражения уезжал в Лондон, а затем был назначен имамом мечети "Иске-Таш" Духовным управлением мусульман (ДУМ), к которому есть вопросы по поводу связей с разведкой Британии, террористами в Турции и сторонниками радикального ислама.
Интересная программа. Справедливо ли?
Вопросы возникают и к программе, по которой мигранты из Таджикистана получили жилищную субсидию. Это региональная подпрограмма "Обеспечение жильём молодых семей", входящая в госпрограмму "Обеспечение качественным жильём и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Республики Татарстан". Подпрограмма весьма любопытна.
Согласно требованиям, ее участником может быть семья, где гражданство России имеет только один из супругов, а также семья из одного родителя.
Требований к гражданству детей и оседлости нет. Многодетным и малоимущим быть не обязательно, как и знать русский язык. Главный критерий – решение органа местного самоуправления о том, что семья нуждается в улучшении жилищных условий.
Сертификат – это не бесплатная квартира, а субсидия в размере 35% от рыночной стоимости жилья. Остальную часть родители должны брать в кредит. Именно для этого Холзода, видимо, фиктивно устроился на работу – чтобы подтвердить официальный доход, которого у него не было. На этом он и погорел.