Найти в Дзене
KP.RU:Комсомольская правда

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война: Что тогда спасло СССР от разгрома и какие ошибки Гитлера привели нацистов к поражению

22 июня 84 года назад началась Великая Отечественная война - войска гитлеровской Германии и ее союзников – Италии, Венгрии, Румынии, Финляндии, Испании – вторглись в нашу страну. До сих пор остаются вопросы: почему Красная армия, у которой было больше бойцов, танков и самолетов, первые месяцы войны досадно отступала, теряя огромные территории и людей? И что за чудо помогло ей переломить ход провально начавшейся битвы? А в итоге - с блеском победить? Об этом «КП» рассказал вице-президент ассоциации историков Второй мировой войны Константин Залесский. - Действительно ли у Красной Армии на начало войны было больше самолетов и танков, чем у немецкого Вермахта? - Это сложный вопрос. Да, если смотреть на общие цифры, танков у Красной Армии вроде бы было больше. У нас под 14 тысяч (правда, часть не на ходу) против 4,6 тысячи танков Вермахта и его союзников. Самолетов у нас чилилось почти 9,4 тысячи против 4,4 тысячи у немцев и их сателлитов. Ну и орудий и минометов у Советского Союза было под
Оглавление
   22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война Фото: Сергей Мальгавко/ТАСС
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война Фото: Сергей Мальгавко/ТАСС

22 июня 84 года назад началась Великая Отечественная война - войска гитлеровской Германии и ее союзников – Италии, Венгрии, Румынии, Финляндии, Испании – вторглись в нашу страну.

До сих пор остаются вопросы: почему Красная армия, у которой было больше бойцов, танков и самолетов, первые месяцы войны досадно отступала, теряя огромные территории и людей? И что за чудо помогло ей переломить ход провально начавшейся битвы? А в итоге - с блеском победить?

   Историк, вице-президент ассоциации историков Второй мировой войны Константин Залесский. Фото: Гавриил Григоров/ТАСС
Историк, вице-президент ассоциации историков Второй мировой войны Константин Залесский. Фото: Гавриил Григоров/ТАСС

Об этом «КП» рассказал вице-президент ассоциации историков Второй мировой войны Константин Залесский.

ТОЧКИ ПРОРЫВА

- Действительно ли у Красной Армии на начало войны было больше самолетов и танков, чем у немецкого Вермахта?

- Это сложный вопрос. Да, если смотреть на общие цифры, танков у Красной Армии вроде бы было больше. У нас под 14 тысяч (правда, часть не на ходу) против 4,6 тысячи танков Вермахта и его союзников. Самолетов у нас чилилось почти 9,4 тысячи против 4,4 тысячи у немцев и их сателлитов. Ну и орудий и минометов у Советского Союза было под 53 тысячи – почти на 10 тысяч больше, чем у Рейха.

Но если мы посмотрим на количество войск, противостоящих друг другу 22 июня 1941 года, то мы увидим, что у СССР личного состава меньше - в целом. А на направлениях прорыва – у немцев преимущество было в два, иногда в два с половиной раза!

- Только у немецкой группы армий «Центр» — или у всех?

- Не на всем протяжении фронта, а именно на участках главного прорыва всех трех основных групп армий немцев.

Посмотрим на общее соотношении сил на Северо-Западном направлении. Превосходство германской группы армий «Север» по личному составу тут было над советскими войсками 1 к 1,23. Почти ничего. Орудия и минометы - 1 к 1,1, тоже вроде не критично. А самолетов у нас там даже в 2 раза больше было – в целом.

Но при этом, на участке нашей 8-й армии, которой пришлось вступить в боевые действия в 3:40 утра 22 июня, то есть на 20 минут раньше официального начала войны, личного состава у немцев было больше в 4,4 раза! И в орудиях, минометах у них тут в 2,9 раза превосходство оказалось.

- На других направлениях – схожая картина?

- В знаменитом Сувалковском коридоре соотношение солдат было в пользу немцев 1 к 1,74. Орудий и минометов 1,4 - к 4,7. Танков и бронемашин 1 к 3,9! И так по всем участкам прорыва немцы создали стратегическое преимущество нападающего, который действует внезапно.

Группа армий «Центр» в личном составе превосходила стоящие против нее советскиие войска в 1,8 раза. В пушках - в 2 раза.

Интересно, что больше всего солдат у немцев было в группе армий «Юг» - 57 дивизий. Но самой мощной считалась группа армий «Центр» фон Бока - 50 дивизий, но и 1680 самолетов.

«ТАРАТАЙКИ» И ТАНКИ

- А танки? Немцы же, еще по ходу завоевания Европы, придумали тактику удара бронекулаком. Как мы этот удар пропустили, если танков у нас было больше?

- По количеству - да, больше. Да и по качеству — у нас уже были хорошие новые Т-34 и тяжелые КВ. А у немцев к июню 1941-го тяжелых танков практически и не было. В основном воевали на Pz-1 и Pz-2. Этот таратайки по сравнению с нашими. Но подготовка танкистов у нас была слабее. У нас приходил тракторист - его сразу ставили водителем-механиком. Откатал месяц — и вперед, в бой. У немцев слаженность танкового экипажа до войны занимала от двух до трех лет! Они получили военный опыт в Европе. Действовали группами по 6-7 танков, оборудованых радиосвязью, в отличие от наших. Потому немецкий танковый взвод имел более высокую оперативность, управляемость. Это к концу войны наши танкисты уже творили чудеса за счет набранного опыта.

ВНЕЗАПНОСТЬ

- Какие еще военные хитрости применили немцы?

- Важнейшая — внезапность. Советское руководство делало все, чтобы Берлин не мог обвинить Москву в провоцировании немцев. А на все германские провокации смотрели сквозь пальцы.

Геббельс летом 1941-го писал «об удавшейся маскировки приготовлений». А мы на это покупались. Несмотря на данные нашей разведки, которые были противоречивы, дата нападения все же называлась не одним источником. Но советское руководство было убеждено, что в ближайшее время не будет никаких масштабных военных действий.

- Немцы все знали про наши аэродромы. А мы?

- Да, было известно о высотной разведке, о фотосъемке наших аэродромов с немецких бомбардировщиков. Но высшее руководство называло это провокациями, на которые нельзя поддаваться.

План вторжения Гитлера предусматривал уничтожение большей части нашей боевой авиации прямо на аэродромах в первые же дни. За счет разведки, внезапности и нашей неготовности это им во многом удалось. На первом этапе операции «Барбаросса» немцами все было сделано грамотно.

ОШИБКИ СТАЛИНА И ГИТЛЕРА

- Неужели немцы не допускали никаких ошибок?

- Одна из главных их ошибок - это недооценка ресурсов и возможностей СССР. В Берлине не представляли, что будет оказано такое сопротивление - под Одессой, Ленинградом, на Можайском направлении. Несмотря на данные их разведки, Гитлер отказывался верить, что у Красной Армии столько техники. Он повторял, что СССР — Колосс на глинянных ногах.

- Получается, и Сталина, и Гитлера подвело их чутье и убеждения? Сталин не верил в вероломство немцев, а Гитлер не верил в силу русских?

- Именно. В Рейхе недооценили и возможности мобилизации в СССР. Они полагали разбить Красную Армию в приграничных боях и дальше наступать по дорогам на Восток, не встречая сопротивления.

- План «Барбаросса» ставил какую цель?

- Разгромить основные силы Красной армии уже в июле-августе, не дав им отступить. И к осени немецкие войска должный были выйти на линию Архангельск-Астрахань.

Главная ошибка командования Вермахта — недооценка противника. А главная политическая ошибка верхушки Рейха - там считали, что в СССР при первых же поражениях возникнет глубокий кризис, Сталина сметут, народ выступит против большевиков. Не вышло.

ОБИДНЫЕ ПОТЕРИ

- Но соотношение потерь в первые месяцы войны для нас было крайне болезненным?

- Во многом за счет огромного числа пленных в июне-сентябре 1941-го. И более 2,6 миллионов мы потеряли убитыми и раненными за это время. У немцев в три раза меньшие потери за тот же период. Германское командование делало ставку на котлы. А у нас требовали не отступать, стоять до конца - такие приказы шли на уровне командующих армий, дивизий. В том числе потому так много людей оказывалось в окружении.

- Немцы не ожидали такого количества пленных?

- Нет, и им наплевать было на то, что пленные умирают от голода. У них и на 500 тысяч не было рассчитано продовольствие, а пленных оказалось несколько миллионов.

- Бытует мнение, что командный состав Красной Армии сильно подкосили репрессии конца 1930-х?

-- Репрессии не оказали кардинального влияния на общий уровень готовности комсостава Красной Армии. Например, в 1937-м из армии было уволено 18,6 тысячи офицеров – это восьмая часть командного и политсостава. Из них менее 4,5 тысячи были арестованы. Да, замены высших командиров были более масштабны. Но убирали, в том числе, тех героев Гражданской войны, которые мыслили старыми категориями, и к войне нового типа были не способны. Однако и новые командиры не успели наработать опыт. У многих возникал страх — боялись проявлять инициативу, решительность. В первые дни войны командиры рот и батальонов требовали от вышестоящих начальников письменных приказов на любые свои действия - устных им было недостаточно. В том числе и потому многие попадали в котлы, когда могли отойти, приняв самостоятельное решение.

- В немецкой армии был другой подход?

- Командир роты или взвода Вермахта, получив вышестоящий приказ, действовал так, как считал нужным. У командиров подразделений, которые брали Брестскую крепость, был приказ занять ее 22 июня. Не заняли — ну, что ж, никого из них из-за этого не сняли.

ОТЧЕГО НАСТУПИЛ ПЕРЕЛОМ

- А как после летних провалов мы смогли выровнять ситуацию к зиме?

- Советский Союз смог быстро перейти на военные рельсы — в отличие от тех же Польши или Франции. Те не успели ничего. А СССР мобилизовался за считанные недели, чего Германия не ожидала совершенно. После потерь, которые понесла Красная армия в июне-сентябре 1941-го — к октябрю-ноябрю возникла уже совсем другая армия. Это был показатель того, что СССР способен на многое. Оборона Одессы, Киева, Севастополя, Ленинграда, Можайская линия обороны — это все задержало немцев, измотало, сбило темп их наступления до осенней распутицы. И дало возможность уже к декабрю организовать контрудар под Москвой.

- Немцы оказались не готовы к войне на истощение?

- Да, они выдохлись, дойдя до Москвы. При том, когда говорят о страшных морозах ноября 1941-го, надо понимать, настоящие морозы ударили в январе и феврале 1942-го.

Но была и вторая причина по которой Советский Союз переломил ход войны. Это тоже, несомненно, подвиг - за полгода было эвакуировали 2,6 тысяч предприятий на Урал, в Сибирь, Поволжье и Казахстан. От 30 до 40 процентов инженеров и техников вывезли! 15 миллионов человек переместили на Восток. Этим Маленков, Микоян и Каганович занимались плотно – да весь Госкомитет обороны. Да, в Белоруссии и Украине мы потеряли огромные склады с металлом, углем. Но, например, успели эвакуировать больше половины евреев из Прибалтики - и тем их спасли.

УЧИЛИСЬ НА НАБИТЫХ ШИШКАХ

- Мы к лету 1941-го не смогли сделать выводы из не самой удачной войны с Финляндией 1939-го? А к зиме 1941-го уроки из провалов начала Великой Отечественной уже сделали?

- Уроки советско-финской войны мы учесть пытались. Например, создавали механизированные корпуса. Но нападение немцев заставило учится на своих ошибках намного скорее. На командные посты стали быстро выдвигаться генералы, которые потом решат исход всей войны. В боях под Москвой – Рокоссовский. Говоров – под Ленинградом...

- Так почему немцы оказались не готовы к долгой войне?

- Для чего Берлином разрабатывался блицкриг? Чтобы Германия не втягивалась в борьбу на истощение, которую ей невозможно было выиграть у огромного Советского Союза по определению. В своих мемуарах генералы Вермахта потом говорили, что уже после битвы под Москвой они поняли, что сражение с СССР проиграно.

ЭТО НАДО ПОМНИТЬ

Все до Урала было бы заселено немцами

- Что Гитлер хотел сделать с СССР?

- О немецких планах уничтожения 30 миллионов советских людей мы узнали только к началу Нюрнбергского трибунала. Об «плане голода», когда фашисты уморили 3,3 миллиона наших военнопленных и мирных граждан, никто в Москве не знал в 1941-м. Мы узнавать начали об этом лишь после освобождения Белоруссии и Украины. Узнали о лагере смерти Собибор в 1944-м. Немцы же его с землей пытались сравнять.

- И что должно было стать с народами Советского Союза после захвата Рейхом? Ведь в 1990-е доходило до разговоров: «Зачем мы разгромили немцев? Сдались бы и пили сейчас баварское...»

- СССР по плану Гитлера существовать не должен был. При том, не было цели – стремительного заселения этих территорий немцами. Германия просто не могла это сделать быстро. А план был такой: европейская территория СССР подконтрольна Рейху, но остается на время заселенной восточными славянами – русскими, белорусами и украинцами. Они на этих землях работают, обеспечивая армию и население Германии. Сюда начинают приезжать немецкие колонисты, которые получают латифундии от 100 гектар и больше. Эсэсовцы получают «рыцарские», крупные поместья. Работают на этих землях славяне - с утра до вечера. Их никто не лечит, их детей никто не обучает. Местное население постепенно вымирает от непосильной работы и скудного питания. А немецкое - на фоне снижения населения славянского - начинает расти в геометрической прогрессии, имея в семьях по 8-10 человек. И в течении 100 лет территория до Урала освобождается от славян, заменяется немецким населением.

- Это генеральный план «Ост»?

- В общих чертах, да. Но во время войны никто не собирался его проводить в жизнь. Кто будет кормить немецкую армию, если дать умереть местным работникам? Кто будет пахать и сеять? Потому «план голода» не успели реализовать в полной мере. И план «Ост» с гигантским переселением немцев и сталкиванием украинцев и русских – обсуждался как уже послевоенный. Он наверняка был бы исполнен, не победи советский народ в этой битве. Как оказалось — битве за существование.

Читайте также:

Фашисты расстреливали женщин и детей: в Псковской области уральские поисковики нашли массовое захоронение мирных жителей

Какие погоны были у Сталина: загадку истории разгадал автор известной книги

Автор: Игорь ЕМЕЛЬЯНОВ