Найти в Дзене

Фронтовые зарисовки 1941-1944. Художник И. В. Евстигнеев

Сегодня я вам покажу набор открыток, в котором показаны документальные зарисовки, события увиденные глазами очевидца, фронтовика, художника Ивана Васильевича Евстигнеева (1899-1967 гг.). "В 1941 году, в первые дни Великой Отечественной войны, Иван Васильевич Евстигнеев вместе с группой московских художников уходит добровольцем в народное ополчение Москвы. Три тяжёлых долгих года сражался на фронте пехотинец, рядовой Иван Евстигнеев. В короткие перерывы между боями, в редкие моменты затишья солдат вновь становился художником. Листы походного альбома постепенно заполнялись рисунками, набросками. Это был живой материал - рассказ художника. В 1943 году Политуправление Центрального фронта организовало в Малоярославце выставку работ художников-фронтовиков. На этой выставке большое место заняли и рисунки И. Евстигнеева. Вспоминая о военных годах, художник Н. Н. Жуков (работы которого я показывала ранее тут и тут), рассказывает: "Главное Политуправление Советской Армии и Флота поручило мне

Сегодня я вам покажу набор открыток, в котором показаны документальные зарисовки, события увиденные глазами очевидца, фронтовика, художника Ивана Васильевича Евстигнеева (1899-1967 гг.).

"В 1941 году, в первые дни Великой Отечественной войны, Иван Васильевич Евстигнеев вместе с группой московских художников уходит добровольцем в народное ополчение Москвы. Три тяжёлых долгих года сражался на фронте пехотинец, рядовой Иван Евстигнеев. В короткие перерывы между боями, в редкие моменты затишья солдат вновь становился художником.

Листы походного альбома постепенно заполнялись рисунками, набросками.

Это был живой материал - рассказ художника.

В 1943 году Политуправление Центрального фронта организовало в Малоярославце выставку работ художников-фронтовиков.

На этой выставке большое место заняли и рисунки И. Евстигнеева.

Вспоминая о военных годах, художник Н. Н. Жуков (работы которого я показывала ранее тут и тут), рассказывает: "Главное Политуправление Советской Армии и Флота поручило мне, как художественному руководителю Студии им. М. Б. Грекова ознакомиться с выставкой изобразительного творчества фронтовиков, организованной в г. Малоярославце. Общее внимание на выставке привлекали работы рядового бойца И. В. Евстигнеева. Так как наиболее активных участников выставки Политуправление фронта вызвало на период открытия и обсуждения в Малоярославец, то мне удалось также познакомиться с талантливым художником, лично выразить ему симпатии и своё уважение к его творчеству, а по возвращении в Москву доложить в Главное Политуправление о результатах выставки и о знакомстве с замечательным художником-фронтовиком".

В 1944 году Иван Васильевич отзывается из действующей армии и зачисляется вольным художником в Студию им. М. Б. Грекова.

В те годы Студия им. М. Б. Грекова имела в своём составе многочисленных талантливых художников, посвятивших своё творчество батальному жанру.

С этим коллективом военных художников связал своё творчество И. Евстигнеев. Именно здесь он создал свои батальные полотна, посвящённые подвигу Советского солдата в Великой Отечественной войне. Так появляются его картины "В землянке гармонь" 1945 г., "Ночной бой" 1946 г., "Переправа через Дунай под Будапештом" 1948 г. и "Под Сталинградом" 1955 г. и другие.

Картины эти получили широкую известность, привлекая своей глубокой достоверностью, патриотической убеждённостью и высокой образной эмоциональностью. Анализ батальных картин И. Евстигнеева позволяет оценить роль его фронтовых рисунков, часть из которых публикуется в этой подборке.

Совершенно очевидно, что рисунки эти явились для И. Евстигнеева богатейшим материалом, основой его работы над многими живописными произведениями. В некоторых случаях такая живая связь рисунков, сделанных на фронте, и более позднего живописного произведения просматривается достаточно наглядно.

Так, ощущение тревожной напряжённости ночного поиска, прекрасно выраженное в рисунках "Снежный окоп" 1943 г., "В ночную разведку" 1943 г., получает более углублённое образное раскрытие в его картине "Ночной бой". Естественно, что в рисунках эта тема передаётся художником как конкретно точное изображение отдельного события, эпизода, в то время, как живописное полотно строится на образном обобщённом её решении.

Часть других рисунков - зарисовки отдельных эпизодов фронтового быта. Здесь и выразительные наброски "Тянут связь", "Кухня пришла на передовую", "Рация", "Смоленские партизаны" и "Любовь", раскрывающие какие-то отдельные, но очень убедительные, верные детали военных будней.

Глубокая наблюдательность человека, вжившегося во фронтовую обстановку, провоевавшего бок о бок со своими героями не один месяц, ощущается и в портретах, зарисовках И. Евстигнеева. Герои художника - его однополчане, люди без какой либо внешней красивости, но всегда спокойные и уверенные, умудрённые опытом войны солдаты.

В публикуемой серии резко выделяются два рисунка "Завоеватель" и "Фриц". Нескрываемой иронией полны эти характерные наброски художника-солдата, познавшего все тяготы войны, научившиеся не только бить врага, но и презирать его.

В эту серию входят и рисунки, полные глубокой скорби, раскрывающие бедствия, принесённые в наш страну немецко-фашистскими ордами. Такие рисунки, как "На пепелище", "Пока солдаты спят", сделаны художником, не только увидевшим, но и пережившем эти события, как может это пережить и выстрадать человек, глубоко любящий свою Родину. Эти рисунки - пример гражданского, патриотического отношения художника к своему творчеству.

За образцовое выполнение заданий командования солдат-фронтовик И. Евстигнеев был награждён орденом Красной Звезды и медалями Советского Союза.

Признание и популярность многих произведений И. Евстигнеева - высшая награда художнику-патриоту.

Когда пересматриваешь работы художника, охватывает особое чувство.

Это чувство - глубокое уважение к документальной достоверности увиденного и пережитого художником".

А. Халтурин (текст перепечатан с вкладыша к набору открыток "Фронтовые зарисовки 1941-1944")

А теперь давайте посмотрим сам набор открыток.

Выпущен он в 1967 году издательством "Советский художник", небольшим тиражом в 40300 экземпляров.

В наборе 16 открыток и вкладыш, у меня набор в полной комплектации, единственное, вкладыш с потёртостями и загрязнениями, текст на нём очень мелкий, читается не очень хорошо, отсканировать возможности у меня нет, на фото часть текста видно ещё хуже чем вживую..., поэтому почти весь текст из вкладыша я перепечатала в статью.

Все открытки, показанные в этой статье, из коллекции автора.

Все обороты показаны, кому интересно, листайте стрелочку вправо.

Ранее были выпущены статьи, которыми можно дополнить сегодняшнюю публикацию:

В статье "Дедушкина рукопись. Часть 12-я" большинство дедушкиных работ из военного времени, некоторые из них нарисованы для газеты "Красный боец"

В статье "Дедушкина рукопись. Часть 13-я" (в конце статьи) рассказ о том, как работала Свердловская музкомедия в годы Великой Отечественной войны

В статье "Великий подвиг народа" среди картин военных художников Студии М. Б. Грекова, две работы И. В. Евстигнеева, "Ночной бой", "В прифронтовой землянке"

Хочу завершить статью словами - пусть везде будет мир!

Благодарю за внимание!

До новых встреч!

Ваша активность, лайки, комментарии и подписка очень помогут развитию канала. Буду благодарна за любую вашу реакцию на статью!