Найти в Дзене

Советские парикмахерские: 12 карикатур из «Крокодила» и других журналов сатиры и юмора

История СССР в карикатурах.

В нашей подборке рисунки за 1959-1987 гг. из советских журналов сатиры и юмора. Кроме всем известного «Крокодила», представлены издания, выходившие в союзных и автономных республиках на национальных языках:

«Вожык» (Белорусская ССР) – название переводится как «Ёжик»,

«Кипэруш» (Молдавская ССР) – название переводится как «Перец»,

«Перець» (Украинская ССР) – тут все понятно,

«Хэнэк» (Башкирская АССР) – название переводится «Вилы»,

«Чаян» (Татарская АССР) – название переводится как «Скорпион».

12 карикатур, все рисунки найдены в старых журналах специально для статьи.

Сразу оговоримся, что парикмахерская по-украински «перукарня», а по-белорусски «цырульня».

Художник В. Гливенко. Журнал «Перець» 1959 №14
Художник В. Гливенко. Журнал «Перець» 1959 №14

Подпись к рисунку:

- Прошу, ваша очередь!

В Советском Союзе салонов красоты и барбершопов не существовало. Мужчины стриглись и брились, женщины делали прически и красили ногти в одинаковых помещениях, расположенных, как правило, на первых этажах жилых многоэтажек.

Внутри два зала – мужской и женский, в каждом работали свои мастера. Но если пора отпусков или очень надо – могли и поменяться.

Художник Е. Щеглов. Журнал «Крокодил» 1966 №3
Художник Е. Щеглов. Журнал «Крокодил» 1966 №3

Подпись к рисунку:

- Читали объявление? Так зачем же требовать жалобную книгу?

Отличительная особенность советской парикмахерской – постоянные очереди. Предварительно записи не существовало, все шли наугад, а потом сидели в душном «предбаннике». У разных мастеров были разные по длине очереди.

Художник Борис Лео. Журнал «Крокодил» 1962 №23
Художник Борис Лео. Журнал «Крокодил» 1962 №23

Подпись к рисунку:

В НОЧНУЮ СМЕНУ

Парикмахерские в жилых микрорайонах открывались строго по плану, в зависимости от количества живущих рядом людей. Цены везде одинаковые и весьма демократичные. Мастера работали строго по прейскуранту, за любые левые заработки легко можно было оказаться в ОБХСС.

А потому никакой конкуренции не существовало. Все парикмахерские были одинаковые.

Одинаково убогие в плане сервиса.

Художник В. Полухин. Журнал «Крокодил» 1986 №8
Художник В. Полухин. Журнал «Крокодил» 1986 №8

Подпись к рисунку:

- Наперед будет знать, как стричься за сорок копеек!

А еще было такое явление, как учебные парикмахерские, либо учебный зал в обычной парикмахерской. Здесь стажировались учащиеся ПТУ – будущие мастера стрижки. Не у всех получалось все сразу, хотя у некоторых девочек были поистине золотые руки от рождения.

Потому посещали учебные парикмахерские либо совсем бедные или прижимистые граждане, либо тем, кому на свой внешний вид было наплевать:

Художник В. Исаев. Журнал «Хэнэк» 1987 №3
Художник В. Исаев. Журнал «Хэнэк» 1987 №3

Подпись к рисунку:

- Не бойтесь, в бригаде учениц есть доктор!

В обычных парикмахерских существовала еще одна проблема – типовой набор стрижек для женщин и мужчин. Да, конечно можно было попросить, чтобы сделали прическу, как у известной актрисы на фотографии в журнале, но не факт, что твое пожелание выполнят.

Во-первых, у парикмахера нет мотивации, кроме самосовершенствования, а во-вторых, просто могло не быть соответствующих навыков и умений. И боятся, что клиент больше не придет, а план не выполнишь, не стоит, если твоя парикмахерская единственная в жилом микрорайоне. Конкуренции нет.

Художник В. Гливенко. Журнал «Перець» 1959 №21
Художник В. Гливенко. Журнал «Перець» 1959 №21

Как и везде в СССР, в парикмахерских тоже требовался блат – желательно личное знакомство с каким-нибудь мастером. Если ты, конечно, хочешь чуть больше, чем традиционные стрижки «канадка» и «молодежная».

Художник П. Козич. Журнал «Вожык» 1987 №11
Художник П. Козич. Журнал «Вожык» 1987 №11

Подпись к рисунку:

- Достриги, браток!

Наши карикатуристы, изображая парикмахерские, нередко критиковали не их сервис, а совсем другие, как тогда говорили «негативные явления в жизни советского общества». Вот, например, укор в сторону современной длинноволосой молодежи.

Художник Э. Дышаев. Журнал «Чаян» 1976 №9
Художник Э. Дышаев. Журнал «Чаян» 1976 №9

А ниже вообще непонятная сегодня ситуация. Многие уже забыли, что практически каждый колхоз или совхоз в СССР имел так называемых «шефов» - предприятия или учреждения, помогавшие в уборке урожая. Те самые знаменитые «поездки на картошку» как раз и входили в обязанности шефов.

Все это приводило к тому, что нередко колхозники вообще переставали работать, надеясь исключительно на дармовой труд приезжих:

Художники Г. и В. Караваевы. Журнал «Крокодил» 1972 №25
Художники Г. и В. Караваевы. Журнал «Крокодил» 1972 №25

Подпись к рисунку:

- Выручайте, вы же наши шефы!

А вот укор буквоедам, строго следующим инструкциям и распоряжениям, не проявляющим никакой инициативы:

Художник А. Помазков. Журнал «Крокодил» 1982 №31
Художник А. Помазков. Журнал «Крокодил» 1982 №31

Подпись к рисунку:

- План у нас, гражданин!

Не могли обойти стороной карикатуристы такое явление, как мелкие (и не только) хищения, процветавшие и на производстве (несуны), и в торговле, и в сфере обслуживания.

Художник В. Елистратов. Журнал «Кипэруш» 1985 №5
Художник В. Елистратов. Журнал «Кипэруш» 1985 №5

Друзья, если вы считаете, что автор потрудился не зря, листая старые журналы, пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на канал «CLIO: совсем другая история». Здесь много подборок на тему «История СССР в карикатурах»!

Художник Ю. Узбяков. Журнал «Крокодил» 1968 №10
Художник Ю. Узбяков. Журнал «Крокодил» 1968 №10

Подпись к рисунку:

- Наташка, у тебя клиент освежается!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: