Сегодня решил разобраться почему из-под колпака заднего правого колеса моего УАЗа вытекает масло. Фотография сделана в ноябре прошлого года. Вытекание масла из-под колпака может иметь безобидную причину, а может говорить о серьёзных проблемах.
Причины течи или "если из УАЗа ничего не течёт - значит всё вытекло!"
Надо сказать, что масло вытекало не сильно. Как оно вытекает "когда всё плохо" - я знаю. Так что проблема долго пиналась и откладывалась.
Причин вытекания масла может быть несколько. Кратко перечислю:
1. Тривиальная - течёт потому, что оно есть! И это кстати, внушает оптимизм.
2. Забит сапун - в движении мост нагревается, воздуху выйти некуда, давление повышается, и масло начинает давить через сальники. Например, на моём УАЗе было время масло выгоняло через сальник хвостовика редуктора. Я даже собирался его менять! Что, кстати, трудозатратно и требует непростых регулировочных работ, которые в условиях уличного ремонта качественно выполнить трудно.
3. Закончился сальник. В этом случае масло вытекает очень интенсивно.
4. Проблемы в подшипнике. Образовался люфт и сальник уже не работает.
5. Ослабление болтов (винтов!) фланца полуоси - узел просто теряет герметичность. В пределе колесо может отвалиться на ходу вместе с полуосью.
Почему надо было провести ревизию
Заднее ведущее колесо УАЗа жёстко скреплено с полуосью. Оценить состояние подшипников, просто покачав вывешенное колесо - не получится. Также не получится диагностировать начавшееся разрушение подшипника, вращая вывешенное колесо.
Я приготовился к самому худшему. Тем более, я помню, что когда-то при замены смазки в задних ступицах, я подшипники на этом колесе перетянул.
Вынув полуось, я обнаружил, точнее не обнаружил прокладки под её фланцем!
Помню когда-то давно в лесу я увидел, что из-под колпака довольно сильно течёт масло. Снял колпак и обнаружил, что винтики, которых аж десять штук, ослабли. Тогда я не стал заморачиваться - просто подтянул их и поехал дальше. Вероятно, тогда прокладка и исчезла.
Сама ступица на цапфе вращалась свободно. Подшипники "шелестели", потому, что в них уже был не Литол, а трансмиссионное масло. Конструкция заднего моста такая, что масло из редуктора свободно поступает к подшипникам ступицы.
Я установил прокладку и собрал всё обратно.
Вместо тяжёлого секса с УАЗом случился лёгкий флирт.
О нерегулируемой ступице
Вернувшись домой из гаража, я подумал, что неплохо было бы прикупить в запас винтиков, скрепляющих полуось со ступицей. Как это сейчас принято, Озон мне порекомендовал обратить внимание вот на это:
Кто конструктор и производитель данного изделия я не нашёл. Яндекс выдал мне ссылку вот на этот магазин, собственно на коробке его адрес читается. Далее целиком привожу описание этого изделия как оно есть на сайте продавца:
Описание изделия
Применяемость
Проблема штатных ступиц УАЗ в том, что в ходе эксплуатации автомобиля их нужно постоянно подтягивать (откручиваются). Если этого вовремя не сделать, они выйдут из строя, создавая при движении шум, вой или гул и вибрация на рулевом колесе. Избавить себя от таких проблем можно путем установки нерегулируемых ступиц на двухрядных подшипниках.
Устанавливается на УАЗ 469, 3151, 452 Буханка, Хантер, Патриот с гражданскими мостами Тимкен, Гибридный, Спайсер как с АБС так и без АБС. При установке на автомобили с АБС необходимо сначала установить импульсное кольцо, затем ступицу.
Назначение
В ступицах УАЗ используются конические подшипники, которые требуют периодической регулировки. Из-за особенностей конструкции данного узла, во время эксплуатации автомобиля, необходимо периодически уделять этому свое время и производить повторную регулировку. Процедура не сложная, но важная. Если зазор увеличен – это вызовет шум и вибрации передних колес, передающихся на рулевое управление, как следствие скорый износ подшипников. Если зазор меньше нормы – вызывает перегрев подшипников, повышенный износ и разрушение.
Запас прочности заводских подшипников ступицы невелик. А при установке колес большего размера, дисков с отрицательным вылетом и суровой эксплуатацией УАЗа – люфты появляются достаточно быстро, прогрессируя, они выносят сальник ступицы и далее в полость подшипников попадает вода с песком, разрушая подшипник.
Решить имеющиеся проблемы поможет ступица УАЗ нерегулируемая с усиленными подшипниками на гражданский мост в сборе со шпильками "Autogur73".
Ступица - это центральная часть вращающейся детали с отверстием для насадки на вал или ось. Отверстия ступицы обычно имеют шлицевый профиль для передачи крутящего момента. Если же деталь свободно вращается на оси, то в отверстие ступицы запрессовывают подшипники качения.
Ступица передних и задних колес передних и задних мостов одинаковые. Наружные кольца подшипников запрессованы в ступицы и от осевых перемещений удерживаются упорными кольцами. Внутренние кольца подшипников установлены на цапфе свободно.
Ступица для крепления колес имеет пять шпилек, которые запрессовываются в отверстии фланцев. Шпильки одновременно крепят к ступицам маслоотражатели с прокладками, которые вместе с маслоотражателями тормозов предотвращают попадание проникающей через сальники смазки на тормозные колодки и отводят ее наружу через специальные каналы в маслоотражателях и отверстия во фланцах ступиц и тормозных барабанов.
При установке ступицы момент затяжки не менее 20-25 кгсм (Нм).
Характеристики
Габаритные размеры в упаковке, м: 0.205х0.185х0.19;
Вес, кг: 5.16;
Объем, м3: 0.0072.
Преимущества
Нет необходимости регулировать (затяжка подшипника точно выставляется при его производстве);
Нет необходимости в регулярной смазке;
Исключает проворачивание подшипников на ступице;
Исключает износ посадочных мест подшипников на поворотном кулаке и ступице;
Шариковый двурядный подшипник уменьшает трение в ступичном узле;
Срок службы ступичного узла увеличен;
Исключает вылет стопорного кольца и сход подшипников вместе;
Улучшается накат авто;
Улучшается управляемость автомобилем;
Не нарушается развал колес.
Мои комментарии
Какие подшипники установлены внутри этой чудо-ступицы - производитель указать забыл. Я так и не понял, в ней установлено два двухрядных подшипника или "двухрядным" они назвали два однорядных подшипника.
У двухрядных подшипников есть одна особенность - для правильной работы во внутреннем кольце должен быть существенный осевой натяг. Вспоминаем момент затяжки ступичной гайки в переднеприводных жигулях. Я когда затягивал ступичную гайку на ВАЗ 2111, то провернул колесо, стоящее на асфальте.
"При установке ступицы момент затяжки не менее 20-25 кгсм (Нм)" - ребята перемудрили. Если бы сэкономили четыре печатных знака, две скобки и две буквы - сошли бы за умных.
Так вот, действительно, чтобы в двухрядном подшипнике исчез зазор, его скорее всего надо затянуть моментом (20÷25) кгс*м - это (200 ÷ 250) Н*м.
Читаем заводскую инструкцию: Момент затяжек регулировочных гаек и контргаек подшипников ступиц колёс -(3÷4) кгс*м!!!
УАЗовская цапфа сделана из довольно мягкого металла, плюс она полая внутри. По сути - это труба.
Если гайку, которая, кстати, идёт в комплекте с чудо-ступицей затянуть моментом, который указал продавец в "кгсм" - скорее всего резьба не выдержит, либо лопнет сама труба, ибо осевой натяг превысит в шесть раз расчётный. Если затянуть моментом, который указал продавец в "Нм" - считай, что ничего не затянули. Есть ещё оптимистичный вариант - сломается ключ.
Если затянуть моментом, который указан в УАЗовской инструкции - в подшипниках останется люфт, который не улучшит управляемость и прочее.
Я бы не стал писать весь этот текст, если бы в описании не было каши из единиц измерения.
Инженеры единицы измерения не путают! Для них это равносильно мальчика перепутать с девочкой.
Данное изделие судя по всему придумали лица нетрадиционной технической ориентации.
Грешным делом, я сначала подумал, что это творение фирмы ИЖ-ТЕХНО. К счастью я ошибся.
Да, в каталоге ИЖ-ТЕХНО тоже есть, ВНИМАНИЕ, "Ступица с нерегулируемым подшипником". На сайте есть инструкция, в которой, кстати, не нарушены заводские требования к моменту затяжки регулировочных гаек. В инструкции указана марка установленного подшипника - 46T32209JR-1/43,5 И стоит эта ступица в два раза дороже, чем та подделка на которую я наткнулся.
А ещё в инструкции к ступице ИЖ-ТЕХНО нет никакой критики родной ступицы!
Про родные ступицы и подшипники
Некоторые обзорщики говорят, что мол посмотрите, за шестьдесят с лишним лет ступица УАЗа не претерпела никаких изменений! Что тут сказать - хорошо, что не претерпела!
По своему опыту скажу, что при грамотной сборке и регулировке, при наличии смазки - ступичные подшипники УАЗа вечные. Как минимум, подшипники ступиц заднего моста я не трогал лет так двенадцать, примерно 180 тыс км.
С подшипниками в ступицах передних колёс не всё так хорошо - они требуют замены смазки. К сожалению, замена смазки требует снятия ступицы. При разборке регулировка нарушается и это не способствует долговечности подшипников.
Впрочем, как показывает практика, с люфтящим подшипником в передней ступице можно съездить в Магадан и вернуться обратно.
На сегодня по железкам всё. Доклад окончен.
Вывод по докладу. Остерегайтесь лиц нетрадиционной технической ориентации. Если нет перед глазами положительного примера - в конструкции автомобиля лучше ничего не менять.
UPD Во время пробега в Карелию вытекания масла не обнаружено. Дело было таки в прокладке.