Найти в Дзене

О чём молчала «Отвага» из оврага

Надо сказать, что у этой истории была своя предыстория. 22 июня 2004-го в городе Нижняя Салда Свердловской области состоялась трогательная церемония. Три пожилые женщины, три сестры, плакали, глядя на медаль «За боевые заслуги», которую им прислали из Калининграда. Такой вот неожиданный посмертный привет спустя 59 лет получили дочери от отца – гвардии ефрейтора Вениамина Григорьевича Семкова, в сорок пятом погибшего под Кёнигсбергом. Подробности этой истории-предыстории – здесь: А теперь о том, что Семков, как выяснилось, вернулся из небытия не только для того, чтобы дать знать о себе. Прочитав в «Калининградской правде» заметку «Посмертное слово солдата Семкова» о том, как его награда оказалась у родственников, Виктор Иванович Красюк принёс в редакцию медаль «За отвагу». – В 1970-м её нашли в овраге в районе улицы Дзержинского мои сыновья. С той поры она лежала у меня в столе. Я и не думал, что по её номеру можно отыскать хозяина. Сергей Гуров, возглавлявший редакцию областной Книги П

Как обнаруженная в Калининграде медаль помогла найти воина Красной Армии, павшего под Харьковом

Благодаря этой награде удалось установить судьбу советского офицера, который с 1943 года считался пропавшим без вести
Благодаря этой награде удалось установить судьбу советского офицера, который с 1943 года считался пропавшим без вести

Надо сказать, что у этой истории была своя предыстория.

22 июня 2004-го в городе Нижняя Салда Свердловской области состоялась трогательная церемония. Три пожилые женщины, три сестры, плакали, глядя на медаль «За боевые заслуги», которую им прислали из Калининграда. Такой вот неожиданный посмертный привет спустя 59 лет получили дочери от отца – гвардии ефрейтора Вениамина Григорьевича Семкова, в сорок пятом погибшего под Кёнигсбергом.

Подробности этой истории-предыстории – здесь:

А теперь о том, что Семков, как выяснилось, вернулся из небытия не только для того, чтобы дать знать о себе.

Прочитав в «Калининградской правде» заметку «Посмертное слово солдата Семкова» о том, как его награда оказалась у родственников, Виктор Иванович Красюк принёс в редакцию медаль «За отвагу».

– В 1970-м её нашли в овраге в районе улицы Дзержинского мои сыновья. С той поры она лежала у меня в столе. Я и не думал, что по её номеру можно отыскать хозяина.

Виктор Иванович Красюк
Виктор Иванович Красюк

Сергей Гуров, возглавлявший редакцию областной Книги Памяти «Назовём поимённо», через архив выяснил: владелец найденной на Дзержинке награды – гвардии капитан Семён Моисеевич Ривилис. Однако в ответе на запрос содержалась и загадка. Ривилис погиб 23 августа 1943-го под Харьковом. Как же его медаль попала в Кёнигсберг? Вдоволь погадав, остановились на такой версии: «Отвагу» хранил у себя сослуживец Ривилиса, который собирался отдать награду его родным, а потом, уже в Кёнигсберге, сам погиб.

Как бы там ни было, по документам следы Ривилиса вели в нынешний Санкт-Петербург. Туда и полетел новый запрос. Но ответ из военкомата разочаровал: сведения о такой семье отсутствуют.

Поехав в Питер в командировку, заодно я решил передать медаль в военкомат по месту призыва Ривилиса. Оказавшись там, понял: родственников толком не искали. Тем не менее «Отвагу» я в военкомате оставил, полагая, что после моего визита дело пойдёт иначе. Потом звонил туда много раз. Судя по обтекаемым ответам, никто родных хозяина награды по-прежнему не искал.

В этом старом питерском доме на улице Кирочной (тогда – Салтыкова-Щедрина) жил до армии Симха Моисеевич Ривилис, якобы пропавший на войне без вести
В этом старом питерском доме на улице Кирочной (тогда – Салтыкова-Щедрина) жил до армии Симха Моисеевич Ривилис, якобы пропавший на войне без вести

Шло время, медаль Ривилиса мёртвым грузом теперь лежала в другом столе. «Лучше б отдал её в какой-нибудь из наших музеев», – с досадой вспоминал я об этой истории. Признаться, уже ни на что не надеялся. И вдруг на электронный адрес газеты пришло письмо из Молдавии.

«Случайно в интернете мне попалась ваша статья о найденной в Калининграде медали Семёна Моисеевича Ривилиса, – написала врач из Тирасполя Инна Ривилис. – Так звали моего отца. Правда, он вернулся с войны. Однако до сих пор ничего не знаем об одном из двух его братьев, Симхе Моисеевиче. Может, речь о нём? Последнее письмо от Симы пришло в 1943 году из-под Харькова…»

Начали разбираться, и стало ясно: гвардии капитан Ривилис, проходящий по бумагам как Семён, и есть тот самый Симха, которого разыскивала родня в Тирасполе. Все данные сошлись железно. В частности, после поступления в Ленинградский политехнический институт Симха стал жить у Ефима, третьего брата. Когда мы занимались этой историей, он был жив и, несмотря на преклонный возраст, свои ленинградские координаты не забыл: улица Салтыкова-Щедрина (в 1998 году ей вернули историческое название Кирочная), дом 32–34, квартира 22. Именно этот адрес указан в данных по капитану Ривилису. А его домашний адрес в Тирасполе оказался тем же, по которому жил отец братьев.

Братья Симха (слева) и Ефим Ривилисы в день призыва. Ленинград, 15 ноября 1939-го
Братья Симха (слева) и Ефим Ривилисы в день призыва. Ленинград, 15 ноября 1939-го

Почему же Симха стал по документам Семёном? В семье считают, что имя в армии он мог поменять на схожее по звучанию, но не вызывающее ни у кого никаких вопросов.

Так медаль гвардии капитана Ривилиса была наконец передана его близким. Кстати, узнав, когда награда была найдена, Инна Семёновна вспомнила о загадочном случае, произошедшем в том же 1970 году. Её отец-врач тогда работал в больнице Тирасполя. В городе произошла вспышка холеры, госпитализировали всех с подозрением на кишечную инфекцию. И среди прочих на обследование попал некто, назвавшийся Семёном Моисеевичем Ривилисом.

– Не родственник ли вы нашего доктора? – спросила медсестра, услышав имя пациента.

В ответ тот, явно занервничав, заявил, что проживает в Прибалтике и в Тирасполе у него никого нет.

Отец Инны Семёновны в тот день был в другой больнице. Узнав о том, что в городе объявился его полный тёзка, Семён Моисеевич не на штуку разволновался: а вдруг это пропавший брат Симха? Мало ли почему он находится в Тирасполе «инкогнито».

– Никакого сходства, – сказала медсестра, глянув на довоенные фотографии Симхи.

Начали искать пациента, однако он как в воду канул. А потом обнаружили, что исчезли его история болезни и журнал учёта больных, проходивших обследование…

Вот такой детектив. Потому имеет право на существование и такая версия появления медали Ривилиса в Калининграде. Кто-то, присвоив документы и награду погибшего офицера, выдавал себя за него. А затем решил избавиться от чужой медали, выбросив её в овраг…

Памятник на мемориале в украинском Коротиче, где покоится гвардии капитан Ривилис
Памятник на мемориале в украинском Коротиче, где покоится гвардии капитан Ривилис

В результате наших совместных поисков стало известно и где покоится Симха: посёлок Коротич под Харьковом. Племянница Инна Ривилис отправилась к месту захоронения дяди. Вернулась радостная:

– Переживала, что братская могила не ухожена. Но всё в идеальном порядке.

Правда, на мемориале не был увековечен начальник связи 10-й отдельной гвардейской механизированной бригады Ривилис. Однако потом и это исправили.

Учитывая события последних лет, хочется верить, что мемориал в Коротиче и сейчас в порядке, что до него не добрались украинские «борцы с проклятым прошлым»…

Если верить архивной справке, гвардии капитан Симха Моисеевич Ривилис, погибший 23 августа 1943-го, был рядовым и пропал без вести в октябре 1944-го…
Если верить архивной справке, гвардии капитан Симха Моисеевич Ривилис, погибший 23 августа 1943-го, был рядовым и пропал без вести в октябре 1944-го…

И ещё. В школе, где учился Симха, однажды решили вспомнить погибших во время войны выпускников. Инна Ривилис, в ту пору школьница, принесла дядино фото. А его не взяли. Мол, недостоин, ведь пропавший без вести мог сдаться в плен…

– И вот спустя столько лет Сима вернулся из небытия, причём вернулся в родной город человеком с чистой совестью, – сказала Инна Семёновна. – Просто не верится, что это всё-таки случилось. Спасибо всем, кто помог ему вернуться!..

Владислав Ржевский,

автор канала «Калининградская Пруссия»

Смотрите также:

Война и люди | Калининградская Пруссия | Дзен