Найти в Дзене

История католического прихода в Казани.

СОЗДАНИЕ ПРИХОДА. Католики среди жителей Казани были уже в ХVIII веке. Первыми казанцами католического вероисповедания были немцы. Это были чиновники из прибалтийских дворян, выходцев из Германии, и мастеровые из простонародья. Среди них было немало католиков. Несколько католиков было и в составе профессоров Казанского университета, среди которых были и такие выдающиеся личности как Крушевский Николай Вячеславович – знаменитый языковед, труды которого сохраняют своё значение и в настоящее время. Казанский католический приход жил активной жизнью. В 1897 году по инициативе активного прихожанина доктора медицины Фаддея Константиновича Стефановского и курата храма Шимкевича было создано общество пособия бедным Казанского римско-католического прихода. Кроме единовременной помощи бедным прихожанам, это общество помогало беженцам, военнопленным и интернированным. Важнейшими мероприятиями общества было создание детского приюта и публичной библиотеки. 22 октября 1903 года был основан приют общ

Католический приход в Казани
Католический приход в Казани

СОЗДАНИЕ ПРИХОДА.

Католики среди жителей Казани были уже в ХVIII веке. Первыми казанцами католического вероисповедания были немцы. Это были чиновники из прибалтийских дворян, выходцев из Германии, и мастеровые из простонародья. Среди них было немало католиков. Несколько католиков было и в составе профессоров Казанского университета, среди которых были и такие выдающиеся личности как Крушевский Николай Вячеславович – знаменитый языковед, труды которого сохраняют своё значение и в настоящее время.

Казанский католический приход жил активной жизнью. В 1897 году по инициативе активного прихожанина доктора медицины Фаддея Константиновича Стефановского и курата храма Шимкевича было создано общество пособия бедным Казанского римско-католического прихода. Кроме единовременной помощи бедным прихожанам, это общество помогало беженцам, военнопленным и интернированным. Важнейшими мероприятиями общества было создание детского приюта и публичной библиотеки.

22 октября 1903 года был основан приют общества пособия бедным римско-католического прихода. Приют полностью содержался на пожертвования, причем не только католиков. Помощь поступала и деньгами и продуктами, значительную их часть попечительный комитет распределял между бедными католическими семьями.

ПРИХОДСКАЯ ШКОЛА.

6 января 1907 года было открыта приходская школа, которая первоначально размещалась во флигеле на церковном дворе, а с 1907-1908 учебного года – в специально построенном здании. Обучение в школе было бесплатным. Она содержалась за счет прихода, но преподавание общеобразовательных предметов находилось под контролем инспектора народных училищ г. Казани.
Перед школой ставилась двойная задача. С одной стороны, она была призвана адаптировать детей (в основном, бедных католиков-поляков) к жизни в России и обучать их русскому языку, а с другой – сохранить знание родного языка. Таким образом, школа стала центром сохранения национальной культуры. Большинство выпускников школы по ее окончанию поступали в средние учебные заведения г. Казани.

СОБСТВЕННОЕ КЛАДБИЩЕ.

В 1858 году священник О. Галимский добивается разрешения для отвода места католикам под собственное кладбище, на котором у южной его ограды в 1885 году была построена часовня, посвященная Страстям Господним. Проект для нее составил архитектор Л.К.Хрщонович. Архитектурно-декоративные приемы, использованные при строительстве часовни, придавали сооружению ярко выраженный готический характер, напоминая об иной конфессиональной принадлежности. В часовне проводилось отпевание усопших католиков. В советское время кладбище было сильно разрушено, многие захоронения были перенесены или утрачены.

РОСТ ПРИХОДА.

С началом Первой Мировой войны положение Казанского прихода резко изменилось; количество католиков возросло до 8 000 человек. Это были солдаты запасных полков и формируемых маршевых батальонов, юнкера четырех военных школ и т.д. Не менее пяти или шести тысяч из них были римско-католического вероисповедания. Позднее количество католиков в Казани еще более увеличилось за счет беженцев, раненых и военнопленных.
За время существования католического прихода в нем служили 24 священника. В число прихожан входили многие известные люди того времени – ученые, врачи, преподаватели Казанского университета, музыканты и другие.

ВОЗРОЖДЕНИЕ.

Вновь католичество в Казани официально возродилось только в 1995 году (почти через 70 лет), когда декретом от 7 августа Епископа Тадеуша Кондрусевича, первого Апостольского Администратора для католиков латинского обряда европейской части России, была восстановлена деятельность Казанского римско-католического прихода “Воздвижение Святого Креста”. Владыка Тадеуш поручил реорганизацию прихода священникам Общества Воплощенного Слова

ОБЩЕСТВО ВОПЛОЩЕННОГО СЛОВА.

Духовная Семья Воплощённого Слова родилась в Аргентине 25 марта 1984 года, где была основана отцом Карлосом Мигелем Буэла. Она носит имя “Воплощённого Слова” в честь Тайны Воплощения Сына Божия, тайны, которая является центром её духовности и вдохновляет на пути к достижению специфической цели: “инкультурации Евангелия”, т.е. воплощения Евангелия в культуре. Эта маленькая община, родившаяся в городе Сан Рафаэль, быстро развивается, и в настоящее время его члены несут евангельское служение в около тридцати странах пяти континентов.

Духовная Семья состоит из трёх ветвей: Общества “Воплощённого Слова” (IVE), являющегося мужской ветвью, в основном состоящего из священников, Служительниц Господа и Богородицы Матары (SSVM) – женской ветви и Третьего Ордена Мирян – ветви с различными уровнями принадлежности: от простой апостольской деятельности до посвящения себя посредством принесения обетов. Кроме того, внутри мужской и женской ветвей существуют члены, полностью посвятившие себя созерцательной жизни. Общество Воплощённого Слова начало свою апостольскую деятельность в России в 1993 году, когда священники Хуан Карлос Сакк и Евгений Маццео приехали на помощь католической общине Бугуруслана, маленького города Оренбургской области. Оттуда они начали посещать формирующиеся общины Набережных Челнов и Казани, в которой и обосновались с весны 1995 года.

ПЕРВЫЕ ШАГИ.

Так как в начале возрождения приход не обладал никаким помещением, отец Евгений Маццео, приехавший первым, был вынужден взять в аренду квартиру на ул. Щапова, 5, где и собирались первые прихожане, а также проводились мессы и преподавались таинства. В августе 1995 года первым настоятелем возрождающегося прихода был назначен отец Хуан Карлос Сакк. К нему присоединились отцы Карлос Авила (позже направлен в Таджикистан) и Диогенес Уркиза. Весной 1996 года священники переехали на приобретённую ими квартиру по ул. Сеченова, 11.

Зимой 1996 года городские власти передали католическому приходу часовню “Страстей Господних”, расположенную на Арском кладбище, находящемся в центре города, которую отреставрировали с финансовой поддержкой католических приходов разных стран: Германии, Италии, США и других.
В октябре 1997 года Архиепископ Тадеуш Кодрусевич посетил Казань. Возможно, что он стал первым католическим епископом, посетившим приход. Помимо Литургии и личной встречи с прихожанами он был хорошо принят городскими и республиканскими властями. С визитом епископа жизнь прихода укрепилась: возросла активность верующих. В местных газетах публикуются объявления, интервью и печатаются статьи о нашем приходе. В связи с этим католики Казани, находившиеся много лет далеко от Церкви, узнали о её возрождении и возвращаются к активному участию в её жизни. По причине ремонтных работ в часовне службы проводились там только по выходным и праздничным дням. Температура в помещении в зимнее время не поднималась выше пяти градусов. Ремонт и реставрация часовни завершилась в сентябре 1998 года, после чего освятить её приехал новоизбранный епископ Клеменс Пиккель.