Найти в Дзене
Полифония онлайн

Канон в монументальной живописи + аудио канона

Канон, без сомнения, является символом музыкальной эпохи строго письма. Недавно я прочитал публикацию Дж. Стоессела, профессора музыкологии Австралийского университета Новой Англии о Пьетро Валентини. С огромным удивлением и удовольствием узнал об изображениях канона на фресках и картинах. Один из замечательных образцов такого канона находится на куполе Великой папской базилики Santa Maria Maggiore в Риме. Тосканский художник Доменико Крести, также известный как "Иль Пассиньяно", включил нотированный канон в оформление потолка ризницы, завершенной между 1608 и 1610 годами. Этот канон, изображенный на бандероли, которую держит пара парящих херувимов, расположен над центром ризницы, которую традиционно называют комнатой каноников. Канон на потолке не просто декоративный элемент. Он вписан в богатую символическую программу ризницы, где соседствуют тринитарный символ божественного глаза в треугольнике и богородичная иконография. Эти образы отсылают к Откровению (12:1), где Дева Мария предс

Канон, без сомнения, является символом музыкальной эпохи строго письма. Недавно я прочитал публикацию Дж. Стоессела, профессора музыкологии Австралийского университета Новой Англии о Пьетро Валентини. С огромным удивлением и удовольствием узнал об изображениях канона на фресках и картинах. Один из замечательных образцов такого канона находится на куполе Великой папской базилики Santa Maria Maggiore в Риме.

-2

Тосканский художник Доменико Крести, также известный как "Иль Пассиньяно", включил нотированный канон в оформление потолка ризницы, завершенной между 1608 и 1610 годами. Этот канон, изображенный на бандероли, которую держит пара парящих херувимов, расположен над центром ризницы, которую традиционно называют комнатой каноников.

Канон на потолке не просто декоративный элемент. Он вписан в богатую символическую программу ризницы, где соседствуют тринитарный символ божественного глаза в треугольнике и богородичная иконография. Эти образы отсылают к Откровению (12:1), где Дева Мария представлена облечённой в солнце, с луной под ногами и венцом из двенадцати звёзд. Луна здесь изображена в виде стилизованного полумесяца.

Канон представляет собой четырехчастный текст гимна Богородице "Gaude Maria a Deo electa" ("Радуйся, Мария, избранная Богом"). Этот текст мог быть исполнен бесконечно, с каноническими вступлениями в октаву, квинту, ундециму (…). Дж. Стоессел пишет, что такая техника напоминает работы Джованни Мария Нанино, который использовал аналогичные приемы в своих композициях начала XVII века. Возможно, именно Нанино или его ученики создали этот канон для проекта Пассиньяно.

Джованни Мария Нанино, композитор (1544-1607)
Джованни Мария Нанино, композитор (1544-1607)

Натурфилософия начала XVII века искала универсальные законы природы, часто связывая их с математическими принципами. Музыкальный канон рассматривался как отражение божественной гармонии. Герметизм добавлял этому символический контекст, утверждая, что все элементы мироздания взаимосвязаны. Музыка, математика и астрология воспринимались как части единого космического языка.

Вот, в качестве иллюстрации, изображение "планетарного человека", взятое из "Musurgia Universalis" музыкального теоретика 16-17 вв. Афанасия Кирхера.

-4

Перейдём к нотному тексту. Данный образец канона — полиморфный или полиморфический, то есть, он допускает имитационные повторы основной комбинации самыми разнообразными способами. 

Такие повторы могут быть в различных интервальных соотношениях, в разные моменты времени, например, в обращениях, увеличениях, уменьшениях и их комбинациях.

Дж. Стоессел предлагает следующую расшифровку:

-5

А я предлагаю свою рашифровку, с другими вариантами вступления, которую прикрепляю в видео, это также «каноническая секвенция» или canon circularis per tonus 🎥⤵️

Что очень интересно, с точки зрения российских/советских учебников полифонии, даже хороших и признанных, в каноне допущены «нарушения строгостильных правил» как их видит отечественное музыкознание:)

Например, скачки к восьмым. И не только это🐱.

Вот только перед нами не просто одна из музыкальных иллюстраций эпохи Ренессанса, а изображение на фреске одной из четырёх «Великих папских базилик», кроме Santa Maria Maggiore это базилики Св.Павла, Св. Иоанна и главный католический храм — собор Святого Петра. Может ли быть правило убедительней?

P.S. Однако, какое же удовольствие прикоснуться к такому музыкальному тексту и поработать с ним))