Найти в Дзене

Что такое «интересы ребенка» в спорах о детях? Часть 5 из 5

Что такое «интересы ребенка» в спорах о детях? Часть 5 из 5 Пятая часть, продолжение предыдущих четырёх частей статьи опубликованных 07.07.2020г. Интересы ребенка — понятие, требующее уточнения. Предложение к обсуждению Отсутствие в законодательстве четкого и ясного определения что такое «интересы ребенка» порождает массу разночтений, в том числе в судебной практике в родительских спорах по детям. Суть статьи заключается в разборе как самого понятия, так и сущностных характеристик — выделенных сфер развития личности, которые отвечают за воспитательный процесс ребенка. Итак, Интересы ребенка – это сферы всестороннего развития личности ребенка, на которые целенаправленно воздействует воспитательный процесс и которые взаимодействуя между собой усиливают и дополняют воспитательную роль друг друга. или сокращенный вариант: Интересы ребенка – это сферы всестороннего развития личности ребенка. Вот эти сферы развития личности ребенка:
- физическое развитие
- эмоциональное развитие
- социальное

Что такое «интересы ребенка» в спорах о детях? Часть 5 из 5

Пятая часть, продолжение предыдущих четырёх частей статьи опубликованных 07.07.2020г.

Интересы ребенка — понятие, требующее уточнения. Предложение к обсуждению

Отсутствие в законодательстве четкого и ясного определения что такое «интересы ребенка» порождает массу разночтений, в том числе в судебной практике в родительских спорах по детям.

Суть статьи заключается в разборе как самого понятия, так и сущностных характеристик — выделенных сфер развития личности, которые отвечают за воспитательный процесс ребенка.

Итак,

Интересы ребенка – это сферы всестороннего развития личности ребенка, на которые целенаправленно воздействует воспитательный процесс и которые взаимодействуя между собой усиливают и дополняют воспитательную роль друг друга.

или сокращенный вариант:

Интересы ребенка – это сферы всестороннего развития личности ребенка.

Вот эти сферы развития личности ребенка:
- физическое развитие
- эмоциональное развитие
- социальное развитие
- творческое развитие
- духовное развитие
- нравственное развитие
Ничего сложного.

Учитывая такой подход к ИР, мы «прокачивали» сотни отцов, что определяло и определяет сегодня отличный результат в судах по детям.
Кто интересовался понятием ИР и поиском ответов на его точное определение, знают, что ответа на него практически нигде не найти.

Так было до недавнего времени, пока один из отцов, с которым мне пришлось несколько лет назад работать, не прислал довольно интересный материал, проливающий свет на ИР. Зовут отца Сергей Косенко, он из Санкт-Петербурга.

Как оказалось, ИР было дано определение, однако, с моей точки зрения оно в полной мере не раскрывало суть понятия и «продержалось» не долго.

Для более широкого понимания, я разбил тему по пунктам.

1.
Определение «интересов ребенка» было разъяснено в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.07.1997 N 9 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления», цитата:

«14. Судам надлежит иметь в виду, что под интересами ребенка, которые в силу п. 1 ст. 124 СК РФ обязательно должны быть соблюдены при усыновлении, следует понимать обеспечение условий, необходимых для его полноценного физического, психического и духовного развития».

Считаю, что физическое, психическое и духовное развитие на сегодняшний день не в полной мере отвечают воспитательному запросу, к тому же имеется вопрос конкретно к психическому развитию. Ну, не вести же ребенка к некоему психологу.
Предложенные сферы (физическая, эмоциональная, социальная, творческая, духовная, нравственная) развития личности проникают в глубину воспитательного процесса и охватывают весь спектр воспитания ребенка.

2.
Когда, где и как произошли изменения в формулировке понятия ИР?
Изменения произошли в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 N 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей».
Читаем пункт 15, абзац 2:

«Под интересами детей при усыновлении следует, в частности, понимать создание благоприятных условий (как материального, так и морального характера) для их воспитания и всестороннего развития».

Как мы видим, была убрана конкретика, произошло некое «размытие» термина и добавился термин (всестороннее развитие), который также требует разъяснения.
«Физическое, психическое и духовное развитие», к которым добавили «нравственное», были перенесены в первый абзац:

«15. В силу пункта 2 статьи 124 СК РФ усыновление допускается только в интересах детей с соблюдением требований абзаца третьего пункта 1 статьи 123 СК РФ, т.е. с учетом этнического происхождения ребенка, принадлежности его к определенной религии и культуре, родного языка, возможности обеспечения преемственности в воспитании и образовании, а также с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие».

Не даю оценку того, для чего были проведены подобные изменения в формулировках, но на сегодняшний день мы имеем то, что имеем.

Опубликовано 20.11.2023г.
автор: Виктор Самохвалов
zadetei.ru