Представьте альтернативную Европу
Представьте, что в худшие годы Европы — когда она ещё считалась холодным краем мира — сюда пришла бы великая империя и принесла блага цивилизации, которыми мы сегодня пользуемся. При этом империя почти не видела разницы между русскими и англичанами, шведами и греками, басками и эстонцами. Всех просто заклеймили "европейцами" и снисходительно позволили пользоваться "плюшками" вроде образования и СМИ — но, конечно же, на правах подчинённых.
На этом фоне у европейцев начинает формироваться общее чувство идентичности — в противовес колонизатору. Но это не убирает разницу между самими народами. Увеличьте эту разницу в сто раз, добавьте религиозную нетерпимость — и получите обстановку в Индии на рубеже XIX–XX веков.
Субконтинент народов
Как писал британский чиновник сэр Джон Стрейчи в 1880-х:
«Между Испанией и Шотландией больше общего, чем между Бенгалией и Пенджабом.»
На территории Индии испокон веков жили десятки этнических групп — дравиды, индоевропейцы, тюрки, монголы, сино-тибетцы и многие другие. Это всё — на площади в 4,5 млн км², что сопоставимо с Европой.
Из-за джунглей и географической изоляции единых государств в истории региона почти не было. Всё ограничивалось множеством королевств. Лишь Великая Могольская империя смогла объединить значительную часть Индии.
Великая империя и британское завоевание
Империя Великих Моголов, основанная Бабуром — потомком Тамерлана — пришла с территории современного Узбекистана. Под её контролем оказались Индия, Пакистан, Бангладеш и даже часть Афганистана.
Империя была мусульманской, но терпимой к индуистскому большинству. Религиозные конфликты не поощрялись, и власть старалась сохранять равенство.
Так всё было до прихода Британской Ост-Индской компании, а затем и Коронной Индии. Британцы почти не меняли существующий порядок, лишь подменяя верхушку — местные князья получили суверенитет под присягой Лондону.
Как британцы превратили индийцев в европейцев
Ситуация была уникальной: несмотря на колониальный статус, индийцы получали образование в Англии и даже занимали высокие посты. Из этой среды вышли Махатма Ганди, Джавахарлал Неру, Субхас Чандра Бос и Мухаммад Али Джинна — идеологи индийского национализма.
Национализм был светским, надэтническим и надрелигиозным. Но лидеры движения были индуистами. И несмотря на все их старания, мусульманская часть населения чувствовала себя ущемлённой.
Мусульманская лига и начало раскола
В 1906 году была создана Мусульманская лига. Её лидером стал Мухаммад Али Джинна — бывший сторонник Ганди. Он хотел получить для мусульман гарантии защиты, места в парламенте и чёткое закрепление прав в будущей конституции Индии.
Конгресс категорически отказывался, и в 1940 году лига потребовала немыслимого — создание мусульманского государства.
Раздел: катастрофа с человеческим лицом
После Второй мировой Британия отказалась от Индии. Проект раздела выполнил юрист Сирил Редклифф — человек, который никогда не был в Индии. Он просто провёл границу по административным провинциям.
Началась массовая миграция: около 15 млн человек пересекали границы, спасаясь от насилия. Погибло не менее миллиона человек.
Кашмир, войны и новые раны
Особая боль — Кашмир. Его индуистский князь выбрал Индию, но мусульманское большинство хотело в Пакистан. Началась первая индо-пакистанская война. Конфликт затянулся на десятилетия, Кашмир до сих пор разделён.
Были и другие конфликты — в Джунагатхе, Хайдарабаде, Белуджистане. В 1971 году Восточный Пакистан провозгласил независимость — с помощью Индии появилось новое государство — Бангладеш.
Сегодня: две нации, один язык
Индия и Пакистан сегодня — совершенно разные страны. Индия — светская демократия, Пакистан — исламская республика. У них разные союзники, экономика и ценности. Но они говорят на одном языке — хинди и урду.
Раздел был неочевиден до 1940 года. Возможно ли было остаться единым государством? Да. Возможно ли воссоединение сейчас? Нет. Это не КНДР и Южная Корея, где не признают друг друга. Здесь наоборот — слишком много боли, чтобы вернуться назад.
Вывод
История Индии и Пакистана — это трагедия неравных компромиссов, случайностей и человеческой жестокости. Это рассказ о том, как чужие линии на карте могут разбить миллионы судеб. Но это и урок: насколько важно вовремя договариваться, даже если кажется, что все "на одной стороне".