Найти в Дзене
История с Интересом

Теория «Стакана воды» в раннем СССР миф или правда?

Заняться сексом для дамы должно быть так же просто, как выпить стакан воды. Становление СССР и рассвет авангарда. Малевич, Шагал и другие авангардисты. В первую очередь эта статья расскажет об отношении к женщинам и институту семьи, а также к занятию любовью. Часто всплывают слова, мол, в раннем СССР хотели сделать общее имущество, квартиры (коммуны) и даже детей. Институт семьи планировалась упразднить вместе с похоронами, религией и другими пережитками старины, по мнению коммунистов. Одновременно и в искусстве продвигались идеи авангарда, которые тоже отбрасывали все наработки прошлого. И сводились к примитивизации и упрощению всего и вся (например, знаменитые картины с пустыми холстами в философских трактатах Малевича). Это очень сложный противоречивый период. Каких-то точных данных о нем нет. Сведения противоречивы. Это и понятно, так как на смену авангардистам пришёл Сталин, которому авангард не нравился, а нравился ему соцреализм, и поэтому все работы и мысли первых коммунистов с

Заняться сексом для дамы должно быть так же просто, как выпить стакан воды. Становление СССР и рассвет авангарда. Малевич, Шагал и другие авангардисты. В первую очередь эта статья расскажет об отношении к женщинам и институту семьи, а также к занятию любовью.

Часто всплывают слова, мол, в раннем СССР хотели сделать общее имущество, квартиры (коммуны) и даже детей. Институт семьи планировалась упразднить вместе с похоронами, религией и другими пережитками старины, по мнению коммунистов.

Одновременно и в искусстве продвигались идеи авангарда, которые тоже отбрасывали все наработки прошлого. И сводились к примитивизации и упрощению всего и вся (например, знаменитые картины с пустыми холстами в философских трактатах Малевича).

Это очень сложный противоречивый период. Каких-то точных данных о нем нет. Сведения противоречивы. Это и понятно, так как на смену авангардистам пришёл Сталин, которому авангард не нравился, а нравился ему соцреализм, и поэтому все работы и мысли первых коммунистов стали изымать, запрещать. И теперь прямо стопроцентной подлинной истории, как это было, сложно найти и понять. Взять те же мемуары Бенуа о 1917-м, 1918-м годах. Ведь он сначала изъял все написанное им об этих годах, чтобы ему не досталось за это от советского правительства, и уничтожил.

А потом спустя много лет переписал по памяти об этом времени. Искусство раннего СССР, авангардные законы и идеи этого времени — это очень сложная многогранная тема, требующая серьезного изучения: понять, какие статьи в интернете и книги говорят правду, сложно. Для этого надо будет перелопатить тонны информации.

стакан "Петров-водкин"
стакан "Петров-водкин"

И именно тогда в СССР в 1920-е появилась теория «стакана воды». Что это за теория? Что заняться сексом для дамы должно быть так же просто, как выпить стакан воды.

Также буду придерживаться мнения, что эта идея и другие выше перечисленные стали продвигаться верхушкой власти и средствами пропаганды и искусства. Но опять же не прям уж так явно, законы прям по этому поводу не вводились.

А так была такая пропаганда информационная.

Цель данной статьи — разобраться, была ли теория стакана воды (ну тут скорее она точно была), и как она продвигалась, и кем, и самое главное, как на нее реагировали обыватели.

О противоречивости статей на тему теории «стакана воды» в интернете говорит тот факт, что Википедия и другие статьи ссылаются на Коллонтай (первой женщины-министра в мире), но если почитать ее произведения, то там тема секса и разврата упоминается очень вскользь, очень поверхностно, очень завуалированно. Скорее, это такие современные женские любовные романы. Но все-таки чуть-чуть о свободной любви там есть, опять завуалированно. И она все-таки работала в правительстве СССР.

Опять же, в романе 1920-х годов «Собачий переулок» упоминается, что, мол, теория стакана воды — это враки на коммунистов. Но опять же, это просто вымышленный герой произведения и его мнения на что-либо. И, скорее всего, в правительстве раннего СССР были те, кто против теории стакана воды (например, пишут, что министр просвещения Луначарский был против), а вот Мейерхольд (министр всех театров в СССР) продвигал разврат в своих постановках, так же как и Троцкий всеми силами продвигал отказ от семьи в пользу коммун. Также не забываем, что среди ранних коммунистов был и Сталин, по началу где-то на задних ролях.

Ориентироваться в основном буду на театр, но также затрону и прессу, и кино.

В первую очередь о странных развратных постановках сообщил Сванидзе в своих исторических хрониках, в выпуске о Мейерхольде.

Мейерхольд в государственном театре СССР ставит ФРАНЦУЗСКУЮ пьесу о том, что муж ищет любовника своей жены и пропускает через её постель всех мужиков села, таким странным образом пытаясь его вычислить. Пьеса под названием «Великолепный рогоносец».

Декорации к "Великолепный рогоносец" Мейрхольда
Декорации к "Великолепный рогоносец" Мейрхольда

Как относились современники к такому? Слова Шостаковича, которые заодно послужат доказательством, что так действительно было.

"Любовь и Мейерхольд (из воспоминаний Дм. Шостаковича) :

“... На сцене торжествовала тема «любви втроем», театры ставили пьесы вроде «Национализации женщин», устраивались дискуссии о свободной любви. Дискуссии пользовались большим успехом, на них обсуждалась теория «стакана воды». В том смысле, что совершить половой акт должно быть так же просто, как выпить стакан воды. В одной из постановок ТРАМа героиня говорит, что важнее всего — удовлетворение сексуального желания и что скучно пить всё время из одного и того же стакана.
Шли дискуссии и о популярной книге Сергея Малашкина «Луна с правой стороны». Ужасная книга, но читателей это не волновало. Ее изюминка в том, что описывались оргии с участием молоденьких комсомолок. Героев этой книги судили на инсценированных судах с назначенными судьями. Там горячо дебатировался вопрос: может ли у молодой женщины быть двадцать два мужа?»

И именно эту книгу с оргиями хотел поставить Мейерхольд! Но ему ЗАПРЕТИЛИ. Значит, всё было не так уж плохо.

В своём письме, адресованном А. В. Луначарскому, Е. К. Малиновская, известная фигура в культурной жизни того периода, выражала свои мысли следующим образом:

"В постановке «Земля дыбом» …автомобиль, велосипеды, мотоциклы, форменное сражение с бесчисленными выстрелами, наполнившими дымом всё здание, живая курица, отправление естественных потребностей на сцене, «туалет» императора — всё это бездарно, грубо, нагло и является результатом той же болезни. Всего перечисленного, по-моему, совершенно достаточно для изоляции гр. Мейерхольда в доме умалишённых, но он не ограничился подобным издевательством и коснулся самого дорогого — пятилетней борьбы коммунистов».

Пьеса была посвящена Красной Армии и Льву Троцкому.

Афиша "Земля дыбом"
Афиша "Земля дыбом"

По началу рисуется образ такого совершенно отбитого человека, и пьесы должны быть типа порно, но со сцены.

Опять же, я прочел полностью эти воспоминания Шостаковича о Мейерхольде, и он описывает Мейерхольда положительно — они вместе жили как квартиранты. По словам Шостаковича, Мейерхольд вполне адекватный творческий человек. Да, несколько немного сумасшедший, импульсивный, но, допустим, на какого-то современного фрика он не был похож.

Из воспоминаний Шостаковича:

Я жил в квартире Всеволода Эмильевича на Новинском бульваре. По вечерам мы часто говорили о создании музыкальной драмы. Я тогда серьезно работал над оперой «Нос». Однажды в квартире Всеволода Эмильевича произошел пожар. Меня в это время не было дома, и Мейерхольд сгреб мою музыку и потом вручил мне совершенно невредимой. Благодаря ему партитура была спасена — поступок потрясающий, поскольку у него были вещи, намного более ценные, чем моя рукопись.
Шостакович и Мейерхольд
Шостакович и Мейерхольд

Шостакович также отмечает, что особенно интересными были репетиции Мейерхольда. То, как он готовил свои новые постановки, было захватывающим и завораживающим зрелищем.

Потом он меня бросил, и я спокойно ушла от него, потом сошлась с другим, и тоже без любви, и которого я сама бросила; потом незаметно докатилась до двадцать второго мужа, с которым тоже разошлась, а теперь живу в том самом обществе, которое вы изволили видеть лично, убедиться в правоте всего рассказанного мною, справляю афинские ночи, пью вино, слыву распутной девкой, курю, и даже не папиросы, а..., пользую другие наркотические средства, правда, только ещё приступаю к этой роскоши и как следует ещё не втянулась, посему свободно могу бросить, - вот и всё, что я могу сказать вам о себе».

Из книги Сергея Малашкина «Луна с правой стороны»

И этот автор переключился потом на такую обычную литературу про освоение коммунистов природой и прочего. И эта книга, судя по всему, не является такой порнографической. Но и классикой русской литературы тоже, конечно, не назвать. По сюжету это вот эта девушка ведет праздную жизнь и потом влюбляется в правильного хорошего коммуниста, который ее спасает и изменяет.

Выводы

Изучив множество тем на эту тему, я пришел к выводу, что постановки Мейерхольда не были порнографическими. «Великолепный рогоносец» ставился даже в 1985-м году. А Булгаков ее описывает просто как эм... примитивную клоунаду, но не порнографию.

При этом многие знакомые Булгакова и многие в зале называли Мейерхольда и его постановку «Великолепный рогоносец» гениальной. Что, конечно, не так, просто это оригинально, дерзко.

Булгаков о "Великолепном Рогоносце" Мейерхольда:

Действие: женщина, подобрав синюю юбку, съезжает с наклонной плоскости на том, на чем и женщины и мужчины сидят. Женщина мужчине чистит зад платяной щеткой. Женщина на плечах у мужчин ездит, прикрывая стыдливо ноги прозодеждной юбкой.
— Это биомеханика, — пояснил мне приятель. — Биомеханика!! Беспомощность этих синих биомехаников, в свое время учившихся произносить слащавые монологи, вне конкуренции. И это, заметьте, в двух шагах от Никитинского цирка, где клоун Лазаренко ошеломляет чудовищными salto!
Кого-то вертящейся дверью колотят уныло и настойчиво опять по тому же самому месту. В зале настроение, как на кладбище, у могилы любимой жены. Колеса вертятся и скрипят.
После первого акта капельдинер:
— Не понравилось у нас, господин?
...
— Мейерхольд — гений!!! — завывал футурист.
Не спорю. Очень возможно. Пускай — гений. Мне все равно. Но не следует забывать, что гений одинок, а я — масса. Я — зритель. Театр для меня. Желаю ходить в понятный театр.
— Искусство будущего!! — налетали на меня с кулаками.