Инженеры из Итальянского института технологий (IIT) сделали важный шаг в развитии поисково-спасательной робототехники: их реактивный гуманоид iRonCub3 совершил первый стабильный взлёт и зависание в воздухе. Разработка, вдохновлённая образом Железного человека, оснащена двумя реактивными двигателями на спине и турбинами на руках.
Вес всей конструкции — около 70 кг, включая двигатели. До этого робот проходил испытания в аэродинамической трубе и демонстрировал лишь кратковременные отрывы от земли, но теперь впервые совершил полноценный управляемый полёт.
Базой для летающего робота послужила платформа iCub — гуманоид, изначально созданный для ИИ-исследований. В версии iRonCub3 от гибких кистей отказались в пользу реактивных сопел, а корпус усилили титановой «спиной» и жаростойкими покрытиями. Силовая установка развивает тягу до 1000 Ньютонов, а температура выхлопа может достигать 800 °C. Инженеры оснастили робота датчиками крутящего момента, системой навигации, глубинной камерой и прогнозирующим контроллером для управления сложной аэродинамикой в реальном времени.
Управление полётом построено на ИИ-моделях, обученных как на симуляциях, так и на реальных данных. Специалисты отмечают, что сложная геометрия корпуса и подвижные руки делают задачу стабилизации особенно трудной. Тем не менее робот уже может сохранять устойчивое положение в воздухе даже при запуске двигателей поочерёдно или изменении конфигурации тела. Отработаны сценарии не только вертикального полёта, но и адаптивной навигации в нестабильных условиях.
Пока проект тестируется в кампусе IIT, но в будущем испытания переместятся на территорию аэропорта Генуи. По словам руководителя проекта Даниэле Пуччи, основная цель — создание универсального робота, способного добираться по воздуху к местам катастроф, выполнять инспекцию с воздуха, а затем приземляться, обходить препятствия, подниматься по лестницам и взаимодействовать с инфраструктурой. «Это не просто робот, это новый этап в инженерии, где термодинамика, аэродинамика и ИИ работают вместе», — подчеркнул он.