Всем привет!
Мы до сих пор в Падуе в 14 веке.
В прошлый раз мы говорили о семье синьоров Каррара. Благодаря их патронажу Падуя на время стала самым инновационным городом в плане искусств в Италии. Они были покровителями искусств в нескольких поколениях, и до сих пор в разных зданиях города можно увидеть произведения, оплаченные из их карманов.
В частности, сохранились произведения Гвариенто ди Апро. Он был ведущим художником своего времени в Падуе. Его стиль - внимательный и проницательный синтез направлений, распространённых в Венето после визитов таких мастеров, как Джотто и Джованни Пизано. Тем не менее, его стиль более готический и ритмичный.
Единственное подписанное произведение — Распятие, первоначально из церкви св. Франциска:
Сходство с другими работами — Триптих Распятия со святыми:
и фрагментированный полиптих "Коронация Девы с эпизодами из жизни Христа" (1344) — позволяет приписать ему эти произведения по стилистическим признакам:
Характерные черты лиц — прямой нос, квадратный рот и преувеличенно большие глаза с ярко выраженным нижним веком — повторяются во многих его алтарных образах.
Около 1366 года он временно проживал в Венеции. В этот период он создал свою самую известную работу — огромную фреску "Рай" (1365–68) в Дворце дожей (Sala dell’Armamento). Несмотря на отсутствие документов, его авторство подтверждается стилем и упоминаниями в источниках XV–XVI веков. Центральной частью композиции была "Коронация Девы" на роскошном троне, окружённом множеством ангелов и святых:
Но нас больше интересует его более раннее творчество - в начале 1350-х гг. он начал работать на семью Каррара, правителей Падуи. В 1351 году он создал фреску "Коронация Девы" над гробницей Якопо II да Каррара в церкви Сан-Агостино (это мы упоминали в прошлой статье).
Самая значимая работа для семьи Каррара — роспись частной капеллы (ныне Зал Академии) их Реджии, включавшая фрески на темы Ветхого Завета и 29 панелей на потолке с изображениями, в том числе ангелов и евангелиста Матфея.
На ней мы сегодня и сосредоточимся:
Первоначально здесь была частная часовня Каррара - совсем небольшая (10,5 м по широкой стене - на фото как раз она), предназначенная только для семьи и самых почетных гостей. По заказу Франческо I роспись завершена до 1354 года, как раз к приему Карла IV, императора Святой Римской Империи и короля Богемии.
Настенные росписи посвящены событиям Ветхого Завета, потолок был украшен панелями с изображением Ангелов, Девы Марии с Младенцем и четырех евангелистов (сейчас в Музее Сити Эремитани и других частных и государственных коллекциях в Италии и США).
Изображения ангелов с потолка:
Итак, стена
Здесь изображены последовательно сцены из Ветхого Завета. Хоть в целом оформление и напоминает Капеллу Скровеньи и Джотто, есть значительные отличия. Самое важное - здесь повествование не разделено рамками на сцены, но будто "перетекает" из одной сцены в другую. Эпизоды отделены один от другого архитектурой или пейзажными элементами.
На противоположной стене было начало. Сейчас этой стены нет, остались лишь два эпизода:
1. Бог наставляет Адама и Еву
Бог помещает Адама и Еву в Эдемский сад и запрещает им есть плоды с дерева познания добра и зла. Змей соблазняет Еву съесть плоды с запретного дерева, которые она делит с Адамом, и они тут же устыдились своей наготы. Впоследствии Бог изгоняет Адама и Еву из Эдемского сада, обрекает Адама работать, чтобы получить то, что ему нужно для жизни, и осуждает Еву рожать в муках
2. Иосиф интерпретирует сны Фараона
Иосиф был заключен в тюрьму. Он подружился с помощником фараона. Когда советники фараона не смогли истолковать его сны, помощник вспомнил Иосифа, которого затем вызвали. Он истолковал сон как семь лет изобилия, за которыми последуют семь лет голода, и посоветовал фараону запасти излишки зерна. После предсказания Иосиф был назначен визирем, высшим должностным лицом, прислуживающим фараону.
Теперь вернемся на ту стену, которая более-менее сохранилась. Идем слева направо сверху вниз
3. Опьянение Ноя
Ной стал земледельцем и насадил виноградник. И выпил вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. И Хам, отец Ханаана, увидел отца своего раздетым, и сообщил об этом двум братьям своим, которые вышли. И Сим и Иафет взяли верхнюю одежду, и, надев ее на спины, вошли, отвернув лица свои, и накинули ее на отца своего, чтобы не видеть его раздетым
4. Абрахам и Три ангела
Авраам был первым из патриархов Ветхого Завета и основателем еврейского народа. Он был женат на Сарре, и они не могли зачать ребенка. Однажды на равнинах Мамре Авраама и Сарру посетили трое незнакомцев. Авраам предложил им еду и питье, как это было принято в еврейской вере. Они открыли себя как ангелы и сказали, что принесли весть от Бога о том, что Сара забеременеет. Она так и сделала, и со временем родила Исаака. В средневековом искусстве три ангела интерпретировались как символ Троицы. Их объявление рассматривалось как прообраз Благовещения архангела Гавриила Деве Марии.
5. Разрушение Содома и Гоморры
Люди Содома и Гоморры стали настолько злыми, что их необходимо было уничтожить. Авраам забеспокоился, когда Господь сказал ему это; он знал, что Лот, который был его племянником и жил там, был хорошим человеком, и он думал, что, конечно, в тех городах есть и другие праведные люди. Авраам спросил Господа: «Неужели Ты погубишь и праведного с нечестивыми? Если в Содоме будет десять праведных, разве Ты погубишь его?» Господь ответил: «Не погублю его ради десяти». Во всем городе не было даже десяти праведных людей, поэтому его пришлось уничтожить.
6. Лот сбегает из Содома
Два ангела говорят Лоту покинуть Содом со своей семьей, прежде чем город будет разрушен Господом. Когда Лот и его семья удалились достаточно далеко от Содома, чтобы быть в безопасности, ангелы призвали Бога уничтожить город. Лоту советуют бежать в горы и не оглядываться на акт разрушения. Жена Лота не подчиняется этой заповеди и оглядывается назад, и она превращается в соляной столб.
7. Жертва Исаака
Бог приказал Аврааму принести в жертву своего единственного сына, Исаака. Гвариенто верно изображает решающий момент драматической истории, когда Авраам, в тот самый момент, когда он собирался принести в жертву Исаака, был заблокирован ангелом, посланным Господом. «Не поднимай руки на мальчика», - сказал он. «Не делай ему ничего. Теперь я знаю, что ты боишься Бога, потому что не пожалел для меня сына твоего, единственного твоего». Посланник Бога говорит Аврааму, указывая левой рукой на барана, чтобы принести его в жертву. Послушание Авраама Богу было понято как прообраз жертвы Христа на Распятии.
8. Иосиф продан в рабство братьями
С юных лет Иосиф верил, что Бог предназначил его для величия. Во снах Бог заверил Иосифа, что он поднимется до положения лидера над родителями и братьями. С точки зрения Иосифа, эти сны были свидетельством божественного благословения; с точки зрения его братьев, однако, сны были дальнейшим проявлением несправедливой привилегии, которой Иосиф пользовался как любимый сын их отца, Иакова. После первоначального заговора против него, его братья согласились продать его каравану торговцев, возивших товары через Ханаан в Египет. Торговцы, в свою очередь, продали Иосифа Потифару, «начальнику стражи», который был «офицером фараона» в Египте.
Перемещаемся на нижнюю полосу
9. Давид и Голиаф
Филистимляне нападали на израильтян. Каждое утро великан филистимлянин по имени Голиаф бросал вызов любому израильтянину, чтобы сразиться с ним, но никто не осмеливался сделать это. Давид был молодым пастухом, который верил в Господа. Он взял свою пращу, собрал пять гладких камней и пошел навстречу Голиафу. Он быстро бросил камень из пращи, который попал Голиафу в лоб, и великан упал на землю. Когда молодой Давид вернулся с поля битвы с царем Саулом, женщины города пришли поприветствовать его, играя на музыкальных инструментах и провозглашая его победу.
10. Суд Соломона
Библейское повествование рассказывает о том, как две матери, жившие в одном доме, каждая из которых была матерью младенца, пришли к Соломону. Один из младенцев был задушен, и каждая из них утверждала, что оставшийся мальчик принадлежит ей. Призвав меч, Соломон объявил свое решение: младенца следует разрубить пополам, и каждая женщина получит половину. Одна мать не оспаривала решение, заявив, что если она не может иметь ребенка, то и ни одна из них не сможет, но другая умоляла Соломона: «Отдай ей ребенка, только не убивай его!» С помощью этой стратегии Соломон смог распознать не-мать как женщину, которая полностью одобрила это предложение, в то время как настоящая мать умоляла, чтобы меч был вложен в ножны, а ребенок передан на попечение ее соперницы. Некоторые считают такой подход к правосудию архетипическим примером беспристрастного судьи, проявляющего мудрость при вынесении решения.
11. Элайджа и огненная колесница
Илия был пророком и чудотворцем, которого взяли на небеса в огненной колеснице.
12. Три друга Даниила в огненной печи
Царь Навуходоносор поставил золотого истукана на равнине Деир и приказал всем своим чиновникам поклониться ему. Все, кто не сделает этого, будут брошены в пылающую печь. Некоторые чиновники сообщили царю, что трое еврейских юношей Седрах, Мисах и Авденаго отказываются поклониться золотому статую. Все трое были приведены к Навуходоносору, где они сообщили царю, что Бог будет с ними. Навуходоносор приказал бросить их в огненную печь, нагретую в семь раз сильнее обычного, но когда царь взглянул, он увидел четыре фигуры, идущих невредимыми в пламени, четвертая «как сын Божий». Увидев это, Навуходоносор вывел юношей из пламени и возвысил их до высоких должностей, постановив, что всякий, кто скажет против Бога, должен быть разорван на части.
13. Даниил в львином рву
Даниил возведен на высокую должность своим царским господином Дарием Мидянином. Завистливые соперники Даниила обманом заставили Дария издать указ, что в течение тридцати дней нельзя возносить молитвы ни одному богу или человеку, кроме самого Дария; любой, кто не подчинится этому указу, должен быть брошен львам. Даниил продолжает ежедневно молиться Богу Израиля, и царь, хотя и глубоко огорчен, должен приговорить Даниила к смерти, поскольку указы не могут быть изменены. Надеясь на избавление Даниила, он приказывает бросить его в яму. На рассвете царь спешит к месту и тревожно кричит, спрашивая, спас ли Бог его друга. Даниил отвечает, что его Бог послал ангела, чтобы закрыть пасть львам, «потому что я оказался перед ним неповинным». Царь повелел, чтобы те, кто сговорились против Даниила, были брошены львам на его месте вместе с их женами и детьми, и чтобы весь мир трепетал и боялся перед Богом Даниила
14. Юдифь обезглавливает Олоферна
Юдифь отправилась в лагерь свирепого Олоферна (ассирийского генерала, который собирался уничтожить дом Юдифи, город Ветилую), одетая в свои лучшие одежды и притворяясь, что хочет заключить союз. Пораженный ее красотой, ассирийский генерал пригласил ее на роскошный пир в своем шатре. После еды и питья Олоферн, теперь пьяный, уснул на своей кровати, позволив Юдифи воспользоваться шансом вытащить свое оружие и нанести смертельный удар.
На этом сохранившиеся участки заканчиваются.
Исследователи находят подобные изображения в соседней Венеции. Скорее всего, по времени работы велись параллельно. В Базилике Святого Марка выполнены мозаики:
Здесь, как и в снесенной церкви Святого Августина, Гваренто применяет богатые украшения и пастилью:
А декоративная программа, помимо всего прочего, напоминает и о семействе Каррара - тех, кто все оплатил:
На этом мы благодарим Гваренто за его наследие и прощаемся, ведь нас ждет еще несколько прекрасных произведений, созданных под патронажем семьи Каррара.