Найти в Дзене
Ананас Постер

«Золотые рыбки» Густава Климта

Оглавление

Густав Климт — ключевая фигура европейского модерна в живописи. Многие его произведения стали культовыми, а «Поцелуй» относится к самым известным мировым шедеврам всех времен. Но сегодня хотелось бы поговорить о «Золотых рыбках» Густава Климта и о том, как изысканно может посылать художник.

Густав Климт (1862-1918). Артикул: 157463
Густав Климт (1862-1918). Артикул: 157463
Здесь и далее представлены изображения с сайта ananasposter.ru, найти их можно по указанным артикулам.

История написания

В 1894 году Густав Климт получил госзаказ на создание потолочной росписи Большого зала Венского университета. К этому моменту он уже был знаменитым живописцем, который создавал фрески на стенах театров (1880), украшал своими работами общественные здания в Вене, в частности за росписи в венском историческом музее (1888) художник получил «Золотой крест» из рук императора Франца Иосифа. Вот и теперь, ожидалось, что обласканный вниманием модный живописец создаст эпохальные произведения, провозглашающие торжество науки. Но Климт не верил ни в науку, ни в академическую живопись, которой старательно избегал в своих работах. В результате художник написал три масштабных панно, которые повергли в шок руководство университета. Аллегорические произведения «Философия», «Медицина» и «Юриспруденция», явленные на суд зрителя в 1901 году, возмутили общественность, их сочли порнографическими, а автора назвали извращенцем.

Разумеется, для консервативного австрийского общества конца XIX века живопись Климта была настоящей провокацией, и художник не мог не понимать, какой эффект произведут его картины. Ведь вместо гимна науке он иносказательно намекнул на ее ограниченность. Так, «Философия» Климта не давала ответы на вечные вопросы, а загоняла в еще больший тупик непонимания и отчаяния, «Медицина» с гордым и равнодушным видом стояла спиной к толпам умирающих и страдающих от болезней людей, а «Юриспруденция» жестоко и безжалостно опутывала обвиняемого своими щупальцами, что вовсе не напоминало справедливое правосудие. Обилие обнаженных тел в неестественных позах, странные выражения лиц, создававшие недвусмысленный подтекст — как такое могло украшать потолок Венского университета? Разразился скандал, критика была беспощадной, и не могла не задеть художника. Хотя с другой стороны — неужели он рассчитывал на триумф?

Климту понадобилось некоторое время, чтобы пережить этот скандал. Оправившись от депрессии, он написал произведение, которое хотел назвать «Моим критикам», однако вовремя передумал, избежав тем самым нового скандала. Так в 1902 году появилась картина «Золотые рыбки». Своим вытянутым форматом и композицией она напоминала факультетские картины, на ней художник изобразил обнаженных красавиц, задорно резвящихся в воде вместе с золотой рыбой. Все бы ничего, юные озорные нимфы и золотой цвет нередко присутствуют на картинах Климта. Но почему именно эту он посвятил своим критикам? Все дело в позе одной из героинь его полотна. На переднем плане расположилась рыжеволосая дева. Она с усмешкой глядит на зрителя, бесстыдно выставив свою пятую точку.

Фрагмент картины Густава Климта «Золотые рыбки» (1902). Артикул: 129538
Фрагмент картины Густава Климта «Золотые рыбки» (1902). Артикул: 129538

Несмотря на нейтральное название, смысл картины и ее послание были предельно понятны публике. Иными словами, все догадались, кого Климт послал и куда.

Интересные факты о картине Климта «Золотые рыбки»

Перечислим некоторые занимательные факты о картине «Золотые рыбки».

  1. Размер картины необычен — 181х67 см. Она как бы вытянута вверх, тем самым художник хотел добиться сходства с факультетскими работами. Эта аллюзия была важна для него, теперь мы знаем почему.
  2. «Золотые рыбки» относят к циклу картин, посвященных обитательницам водной стихии. Туда также входят написанные ранее картины: «Движущаяся вода» (1898), «Серебряные рыбки» (1899), «Водяные змеи I» (1907) и «Водяные змеи II» (1907). Эти шаловливые девушки-русалки стали для Климта прекрасной возможностью облечь свои эротические фантазии в форму художественного произведения.

3. Картина представляет собой яркий образец модерна, так называемого ар-нуво в живописи. Этот стиль главенствовал в творчестве европейских художников с конца 1880-х годов по 1914 год. В каждой стране он имел свое название:

  • Ар-нуво (Art Nouveau) — во Франции;
  • Югенштиль (Jugendstil) — в Германии;
  • Цветочный стиль (Stile Floreale) — в Италии;
  • Еловый стиль (Style Sapin) — в Швейцарии;
  • Модерн — в Росии,
  • Сецессион (Secession) — в Австрии, на родине Густава Климта.

Представители стиля ар-нуво занимались поисками красоты и гармонии в природе, любовались плавными изгибами веток и стеблей, округлыми формами и изяществом цветов, используя растительные мотивы в своих произведениях. Облака и волны также часто встречаются на картинах художников того времени, в частности у Густава Климта. Его водяные девушки своими длинными волосами и плавными линиями тел гармонично вписываются в глубоководные полотна.

Густав Климт — художник-эротоман

Австрийский предводитель модерна принес в живопись много нового. У него сложился узнаваемый стиль, который стал отражением эпохи. Климт жил и творил на рубеже веков, когда в мире зрели революционные движения в политике, а его соотечественник Зигмунд Фрейд творил революцию в психологии. Его работы «Психопатология обыденной жизни» (1901) и «Толкование сновидений» (1899) занимали умы интеллигентной части общества, и они, безусловно, нашли выражение в творчестве Климта, в котором зашифровано бессознательное художника.

Расцвет его художественного таланта пришелся на период становления психоанализа. Сексуальная сторона человека перестала быть чем-то интимным, фантазии и влечения не просто не скрывались, они выставлялись на всеобщее обозрение и препарировались. Опираясь на подобные тенденции, Климт нашел в себе смелость привнести сексуальность на полотна. Обнаженную натуру изображали и раньше, начиная с доисторических времен. Но именно Климт дерзнул добавить эротизм своим персонажам.

  1. Густав Климт пришел к пониманию, что свои влечения можно реализовать не путем одного лишь изображения голых тел, но и через орнамент, который придает картине вибрацию. Эта вибрация погружает зрителя внутрь себя, давая возможность прочувствовать свое сексуальное возбуждение с закрытыми глазами. Сексуальность — это прежде всего внутренние импульсы человека, и переживать эти волнующие ощущения можно не только глядя на наготу, выполненную в академической манере. Климт, а следом за ним и другие художники, начал помещать телесные фрагменты в обрамление из орнаментов по принципу коллажа, создавая ритм. Так ему удалось показать состояние человека не только снаружи, но и изнутри.
  2. Знаменитая картина Густава Климта «Поцелуй» считается образцом целомудренной демонстрации страсти между мужчиной и женщиной. Целью художника было показать внутреннее состояние любовников, погружая зрителя в ощущение транса. И он достиг этого опять же при помощи орнаментов и фрагментации фигур. Таким образом австрийский модернист показал всему миру, что с помощью орнамента (своеобразного кода) можно добиться создания более чувственных образов. Те же орнаменты мы наблюдаем и на картине «Золотые рыбки», и на многих других работах мастера.
Картина Густава Климта «Поцелуй». Артикул: 103037
Картина Густава Климта «Поцелуй». Артикул: 103037

3. Внутреннего сексуального напряжения с лихвой хватало австрийскому гению для сублимации в произведениях, которые многим казались непристойными. Но по-настоящему непристойными были многочисленные рисунки Густава Климта с женщинами, переживающими момент оргазма и занимающимися самоудовлетворением — они дошли до нас в большом количестве. И роспись для Венского университета не идет с ними ни в какое сравнение по своей откровенности. Тем не менее, помимо сублимации, художник вел очень активную половую жизнь, оставив после себя внебрачных детей, которые не получили его фамилию, зато сыновей Климта его женщины называли Густавами. И некоторые его потомки унаследовали дар к художественному творчеству.

Модернизм в европейском искусстве процветал до Первой мировой войны, он дал толчок кубизму и другим авангардным направлениям.

Вклад Густава Климта в мировое искусство невозможно переоценить, и в наши дни он является одним из самых популярных художников. Его картина способна оживить пространство, придав ему уникальный стиль и винтажную эстетику. Возможно, репродукция картины Густава Климта станет изюминкой именно вашего интерьера. Команда «Ананас Постер» изготовит ее для вас на бумаге, холсте, пенокартоне или дереве.