Найти в Дзене

Ушла в декрет из детского сада, увольняться буду из образовательного комплекса

Да, оптимизация дошла и до нас. 24 образовательные организации муниципального округа объединяют в 3. В 3! И если для меня, как человека, копящего в декрете страховой стаж, информация эта — не больше, чем инфоповод, то за коллег мне действительно грустно. Запаситесь терпением, букв будем много. Я не имела дела с образовательными комплексами и подведомственными им организациями, но хочу поделиться с вами информацией, которой владею на данный момент, какими-то личными соображениями на этот счёт, а также задать вам вопрос, если вы это, к сожалению, уже прошли: как оно? Ну и спросить совета, о котором — в конце. Начну с вводных. Так вот, я до сих пор педагог детского сада, за что стоит сказать спасибо моему руководителю, который на заявление "по собственному" предложил компромисс: не увольняться, а остаться хотя бы на какие-то часы, чтобы была возможность определиться с кандидатурой нового старшего, ввести его в курс дела и тащить ещё кое-какие дела. Я согласилась, оставшись на 0,25 ставки,
Оглавление

Да, оптимизация дошла и до нас. 24 образовательные организации муниципального округа объединяют в 3. В 3! И если для меня, как человека, копящего в декрете страховой стаж, информация эта — не больше, чем инфоповод, то за коллег мне действительно грустно. Запаситесь терпением, букв будем много.

Я не имела дела с образовательными комплексами и подведомственными им организациями, но хочу поделиться с вами информацией, которой владею на данный момент, какими-то личными соображениями на этот счёт, а также задать вам вопрос, если вы это, к сожалению, уже прошли: как оно? Ну и спросить совета, о котором — в конце. Начну с вводных.

Ушла в декрет из детского сада, увольняться буду из образовательного комплекса
Ушла в декрет из детского сада, увольняться буду из образовательного комплекса

Так вот, я до сих пор педагог детского сада, за что стоит сказать спасибо моему руководителю, который на заявление "по собственному" предложил компромисс: не увольняться, а остаться хотя бы на какие-то часы, чтобы была возможность определиться с кандидатурой нового старшего, ввести его в курс дела и тащить ещё кое-какие дела. Я согласилась, оставшись на 0,25 ставки, переведясь на другую свободную педагогическую должность, чтобы никого не смущать, и посещая детский сад один раз в неделю. Это сыграло на руку: позже, наконец-то дождавшись беременности, я ушла в декрет не из вакуума и в итоге использовала все причитающиеся мне социальные гарантии — единовременная выплата, больничный и выплаты до полутора. Согласитесь, неплохо? Ну и стаж страховой копится. В общем, на данный момент невольно я тоже варюсь в этой реорганизационной каше.

Объединение образовательных организаций в образовательный комплекс: как это выглядит со стороны и изнутри

  • Инсайдерской информации — ноль. Никакой, от слова "совсем". Ни в одном месте протечки не случилось. Просто в один прекрасный день взяли и огорошили педагогическую и ту, что около неё, среду муниципального округа. Но, конечно же, само управление было в курсе достаточно давно, и теперь, когда процедура запущена, информация о том, что знали-то, оказывается, многие, с сопроводительной фразой «если что, я тебе этого не говорила» (не мне) — просочилась.
  • На сегодняшний день в распоряжении почтенной публики (включая меня) один-единственный неинформативный для нас документ — «Постановление Администрации о реорганизации муниципальных образовательных учреждений в муниципальное общеобразовательное учреждение «Образовательный комплекс». Их на самом деле три, по одному для каждого из будущих комплексов). Постановления датированы 19 июня, тогда же они и опубликованы на сайте администрации.
  • Бегом. Молниеносно. «На вчера». Как будто, чтобы успеть до того момента, когда педагоги, родители и другие заинтересованные лица опомнятся и не случится общественный резонанс. Потому что подобное уже проходили в прошлом году в региональном центре. Как говорится, промахи были учтены.
  • Итак, постановления датированы 19 июня. В начале у них большая «шапка», начинающаяся со слов «В соответствии с...». Дальше — ещё интереснее. Конечно же, «на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры». Комиссия, вероятно, работала круглосуточно в течение трёх суток: постановление о порядке проведения экспертной оценки вышло 16 июня.

Угадайте, кто в комиссии? Естественно, представители администрации, в основном — финансовый отдел с парой замов. От образовательной среды — лишь заместитель управления образования. Даже не начальник.

Да, про великую тайну. Пункт 5 «Порядка оценки последствий...» (это про ту самую комиссию) нам обещает, в том числе, гласность. Гласности не случилось.

  • Помните фильм «Из 13 в 30»? Я не про содержание, а про цифры: из 24 в 3. Как вам? Школы, сады, городские, сельские — все учреждения округа — в три образовательных комплекса. Этим количеством организаций вообще возможно эффективно управлять?
  • Официальные лица в своих аккаунтах делают акцент на объединении управленческих функций. Якобы после сокращения управленческого звена и объединения финансовых потоков у руководителей комплексов будет возможность пересмотреть размер оплаты труда младшим воспитателям, обслуживающему и вспомогательному персоналу. Другое дело, что по факту поднимать зарплату будет некому. Об этом — ниже.

Ок. Что обещают на местах заведующие, у которых вместе с коллективом волосы шевелятся? Заработная плата младшего воспитателя, например, вырастет с МРОТ до 40 тыс. руб. И пока это единственная цифра, которой владеют коллеги. Опять же — на словах. Никто тарификации не видел и, полагаю, не увидит до октября 2025 года, когда на смену образовательным учреждениям придёт образовательный комплекс.

Штатное и якобы сокращение управленцев

В наших садах плюс/минус (малюсенькие плюс и минус) — штатное одинаковое. Уведомления о сокращениях были подготовлены прежде, чем штатное спустили в организации. Кого всё-таки сокращают? Завхоза, одного повара из двух, одного уборщика служебных помещений, рабочего по КОЗ. Дворника оставляют на полставки, как и, по-моему, кладовщика. Убирают также кастелянш. Медсестёр, вроде как, не тронули (напомню, что медсёстры у нас ещё есть, да). Заведующих увольняют и принимают какими-то замами. Остальных переводят на новое место работы.

В садах остаются воспитатели, младшие воспитатели, повар и уборщик служебных помещений. Ну это так, образно. Да, прошу заметить — «выживших» переводят, потому что «реорганизация» — не равно «ликвидация». Понимаете, о чём я?

Педагогов сокращение не коснулось

Никак. Мы все остаёмся на своих местах и при своих ставках. На самом деле и трогать-то было нечего. Штаты и так по минимуму во всех садах. Да и имеющиеся-то ставки не укомплектованы, если что.

Итак, мой детский сад войдёт в образовательный комплекс при школе, в которой учится моя старшая дочь. Там же окажется ещё одна городская школа, три сельских школы, три близлежащих сада и один сельский. Сельским повезло меньше, а все остальные организации — всё-таки в шаговой доступности от «центра» образовательного комплекса. В других комплексах эта история похуже.

Пока не очень ясно, существенная ли это проблема, но, полагаю, бывшие заведующие ещё набегаются к руководителю. Тем более что самим заведующим ещё никто не очертил круг их новых обязанностей. Но ввиду сокращения должности завхоза, могу предположить, что они-то как раз завхозами и станут. Назовут только их красиво — что-то вроде «заместителя директора…» и дальше ещё много слов, я даже не уловила суть.

Повторюсь: педагогов сокращение не коснулось

Вроде бы все уже должны праздновать. Не тут-то было. Услышав цифры для младших, многие задумались: а не пора бы профессию сменить? Напомню, на 2024 год мой оклад на ставку с высшим образованием и высшей категорией составлял 26 000 рублей. Младшим обещают 40 000.

Естественно, в садах все уже злые и треплются по коридорам. Знаю это, поскольку имею возможность общаться с коллегами из разных детских садов одновременно. Ситуация везде как клонированная. Конечно, прыгнуть с МРОТ до 40 тысяч — вроде бы звучит красиво для младшего и завидно для воспитателя.

Но это — первая реакция.

Возмущаться можно бесконечно, но почему-то никто не задумался: а за чей счёт банкет? А за тех, кого сократили. Причём вы видели в списке сокращённых управленцев? Заведующие — в новом формате — но остаются. Разве что ставку завхоза притянуть за уши к управленческой.

Деньги с неба не падают, поэтому, опять предположу: придётся младшим попотеть за эту зарплату.

Убрали, например, ставки кастелянш. Что, утюжить бельё для спален не будем теперь? Будем. И за это получим надбавку. И это лишь те обязанности, которые уже озвучены. Документов, повторюсь, ещё никто не видел.

Воспитатель моей младшей дочери переживает, например, о том, будет ли она видеть своего младшего в группе вообще после вменения дополнительных обязанностей? На сегодняшний день в группе есть «полторашки», и помощь младшего — она просто необходима.

Воспитателям, так-то, и за себя впору переживать, потому что официальные лица видят в реорганизации и учреждении образовательных комплексов возможность в том числе создания дополнительных групп продлённого дня, причём для детей до 5-го класса включительно. Остаётся только догадываться, кого из педагогов туда могут отправить, учитывая, что учительские ставки и так недоукомплектованы. Мои догадки направлены в сторону воспитателей.

Вопросы, на которые пока нет ответов

  • Каким образом будет формироваться бюджет подведомственных организаций? Его спустят сверху для каждого учреждения или сделают общим и оставят этот вопрос для рассмотрения директором образовательного комплекса?

Ну и более приземлённые и насущные:

  • Кто будет выдавать продукты повару? Кто придёт в сад на 0,5 кладовщика? Это кому-то вменят «допом» или будет один кладовщик бегать по нескольким садам, чтобы охватить ставку? А как вменить-то кому на местах? В садах останутся воспитатели и младшие воспитатели, ну и уборщик с заведующим. А может, повар сам себе будет выдавать? Как это тогда вяжется с санитарными требованиями?
  • Кто будет готовить детям, если единственного повара отпустить в отпуск, который ему положен?
  • Кто будет заниматься мелким и не очень ремонтом, если рабочего по КОЗ сократили? Ждать у моря погоды и выезда какой-то мобильной бригады? Хотите, угадаю? Делать самому.
  • Кто пойдёт дворником в сад на 0,5 ставки? По мне, будет честно, если он будет убирать половину территории.
  • Кто будет затыкать «дыры», когда в осадок выпадут младшие воспитатели, да не один сразу? Людей-то в детском саду не осталось.

Кто будет закрывать педагогические «дыры»?

Это уже не столько про сокращения, сколько про новую форму организации. Знаете, чем навеяло?

Звонит как-то моему руководителю начальник управления образования и просит одолжить на один вечер воспитателя в соседний сад. У них некому раздавать детей, поэтому заведующий садом решил решить вопрос таким образом.

Вот кто из них двоих более странный, как вы думаете? Тот, кто это придумал, или тот, кто попытался реализовать?

Я к чему: теперь «одолжить» воспитателя на часы, перекинуть его в соседний сад по необходимости — будет реально? Законно? Интересен ваш опыт — сталкивались ли с таким?

Местами иронию бы отбросить, но не получается

Вопросов столько, что в одну статью не уместить. Понятно, что мне не по себе от ситуации в целом, но каждый из нас в первую очередь будет примерять эту историю на себя. Я — не исключение. И меня волнуют вот какие мысли и вопросы. Поэтому если вы сможете что-то пояснить по этому поводу, если сами прошли через оптимизацию — буду благодарна вашему отклику в комментариях.

Видится мне вот что. Школы будут за счёт педагогов-дошкольников решать свои кадровые вопросы. В нашем районе среди воспитателей много педагогов с образованием учителя начальных классов, в то время как в школах с этим сегментом учителей — проблемы. Проблемы и с учителями-предметниками.

Не думаю, что кому-то из педагогов-дошкольников хотелось бы попасть под давление нового руководителя, если вдруг он увидит в нём потенциального школьного учителя. Мне тоже.

Когда «делать ноги»?

У меня вопрос: когда увольняться?

День в день, когда мой детский сад перестанет существовать? Или всё же подождать до трёх лет и увольняться уже из образовательного комплекса портить трудовую огромными записями о переводе и последующем увольнении.

Разница получится в 2,5 месяца, как я понимаю. Вроде бы и мало, но я встречала ситуации, когда людям эти пара месяцев очень бы пригодились. Конечно, у меня уже есть 15 лет страхового стажа и даже больше — достаточно для назначения пенсии, если что. Но кто же знает, как дальше сложится? Не так давно для этого хватало пяти лет.

Иллюзия стабильности, бессилие и равнодушие сверху

И всё же в сложившейся ситуации есть вещь хуже — неопределённость.

Все всё знали, но молчали. Объединение было задумано, процесс запустили, но никто ничего не подготовил. Штатное с грехом пополам спустили (уже после подготовки уведомлений о сокращении, их, видимо, делали «на коленке» и на слух), окладов никто не видел до сих пор, как и перечня должностных обязанностей. Педагоги не знают, будет ли их доход конкурентным относительно дохода вспомогательного персонала, а это, согласитесь, одна из важнейших мотиваций к деятельности. Заведующие не знают, что говорить коллегам и как отвечать на их вопросы. Оставшиеся «выжившие» тоже не понимают, что происходит.

Зато директора уже вошли в роли и «проявляются». Но это — совсем другая история.

Спасибо каждому, кто проявил внимание к публикации. Ваш лайк поможет алгоритмам Дзена сориентироваться и предложить материал заинтересованным читателям.

Всё самое интересное — за кулисами. В Дзен Премиум я делюсь тем, что делаю с особым вдохновением: шаблонами дидактических пособий для работы с детьми и другими полезными материалами для педагога и просто родителя.

Если нам по пути — буду рада видеть вас среди подписчиков. Подключиться к Дзен Премиум можно здесь. Перед подключением, пожалуйста, внимательно ознакомьтесь с описанием уровней.