Привет, друзья! На связи Александр, и вы на канале "Заметки Инсайдера".
Леонид Гайдай, без сомнения, является выдающимся кинорежиссёром. Целых три его работы – "Операция „Ы“, "Кавказская пленница" и "Бриллиантовая рука" – занимают лидирующие позиции в списке самых кассовых советских фильмов, а также возглавляют рейтинг наиболее цитируемых кинолент СССР. Более того, именно комедии Гайдая постоянно транслируются по телевидению, особенно в период новогодних праздников, стабильно демонстрируя высокие рейтинги, уступая лишь культовой "Иронии судьбы, или С лёгким паром!" Эльдара Рязанова. Можно сказать, что Гайдай был настоящим мастером создания хитов, регулярно поставляя зрителям шлягеры советского кинематографа.
Однако "Бриллиантовая рука" занимает особое место в его фильмографии. После оглушительного успеха "Операции „Ы“ и "Кавказской пленницы" логичным казалось бы продолжать эксплуатировать эту выигрышную тему. Например, создать продолжение приключений Шурика в исполнении Александра Демьяненко или активнее задействовать полюбившееся публике комическое трио – Труса, Балбеса и Бывалого (в лице Георгия Вицина, Юрия Никулина и Евгения Моргунова) – и наслаждаться успехом. Но Гайдай был личностью другого склада. По словам биографа Фёдора Раззакова, после "Кавказской пленницы" режиссёр планировал отойти от комедийного жанра, подав заявки на экранизацию "Бега" Булгакова и "12 стульев" Ильфа и Петрова, но получил отказ. "Стулья" он впоследствии всё же экранизировал, а вот "Бег" так и не был снят. Вместо этого Гайдаю "пришлось" работать над другим произведением Булгакова – пьесой "Иван Васильевич".
Поскольку до конечного результата было ещё далеко, вынужденную паузу режиссёр заполнил "Бриллиантовой рукой", сценарий к которой был написан в соавторстве с Морисом Слободским и Яковом Костюковским.
Удивительно, но и эта работа прошла через тернии худсоветов и чиновников Госкино. От подачи заявки до утверждения прошло почти десять месяцев. Тем не менее, всё закончилось благополучно – в течение 1968 года Гайдай подобрал актёров и отснял все эпизоды в павильонах "Мосфильма" и на натуре в Подмосковье, Сочи, Туапсе и Баку. Премьера "Бриллиантовой руки" состоялась 28 апреля 1969 года, и вскоре фильм триумфально вышел в прокат, собрав 76,7 миллионов зрителей. Интересно, что поначалу пресса критиковала фильм и самого Гайдая, но со временем тон рецензий изменился в лучшую сторону. К сожалению, после этой картины творческое трио Гайдая, Слободского и Костюковского распалось, оставив нам напоследок загадку, которую не заметили критики в 1969 году, и которую сейчас практически невозможно разгадать.
"Таинственный Шеф"
В основном, мотивы и характеры действующих лиц киноленты довольно ясны, хотя образ управдома Плющ, воплощённый Нонной Мордюковой, вызвал критику худсовета. Семён Семёнович Горбунков (в исполнении Юрия Никулина) предстаёт как ветеран Великой Отечественной войны, сохранивший скромность, добродушие и некоторую рассеянность. Однако персонаж Шефа, возглавляющего контрабандистскую сеть, вызывал дебаты как на этапе утверждения сценария, так и после выхода фильма.
На эту роль рассматривались Павел Шпрингфельд, впоследствии сыгравший гардеробщика в "Джентльменах удачи", и Борис Рунге, известный по роли пассажира с чемоданами из фильма "Берегись автомобиля".
В конечном счёте, эта небольшая, но значимая роль досталась Николаю Романову, актёру с непростой судьбой, чья карьера началась в 1920-х годах, но была прервана тюремным заключением. Шеф появляется в нескольких ключевых моментах: при обнаружении спрятанного клада, во время празднования получения премии с обещанием покупки "Москвича" и в финале, когда его истинная личность становится ясна зрителю. Именно этот персонаж и стал источником главной интриги фильма.
"Странная деятельность Шефа и его подручных"
Сюжетная линия с контрабандистами в "Бриллиантовой руке", где Шеф, Лёлик (в исполнении Анатолия Папанова) и Геша (Андрей Миронов) занимаются нелегальным ввозом ценностей, вызывает вопросы с точки зрения логики. Преступники доставляют сокровища в Советский Союз, а затем занимаются их "отмыванием", однако большая часть прибыли уходила государству – нашедшему клад полагалась лишь четверть его стоимости. Во времена СССР на этот аспект мало кто обращал внимание, воспринимая фильм как очередную комедию Гайдая с участием талантливых актёров. Но с наступлением эпохи капитализма стало очевидно, что экономическая целесообразность контрабанды в фильме выглядит абсурдной.
Сам режиссёр Гайдай и сценаристы не давали никаких объяснений этой нестыковке. Тем не менее, внимательные зрители и поклонники советского кино предложили множество трактовок, призванных объяснить мотивы и цели действий персонажей "Бриллиантовой руки".
"КГБ не дремлет"
Богатая жизнь Шефа и его команды поражает: их квартиры защищены множеством замков (эта идея позже была использована в мультфильме о капитане Врунгеле), они начинают день с шампанского и путешествуют за границу, как будто ездят к себе домой. В советское время существовали подобные люди. Например, валютчик Рокотов, казнённый незадолго до выхода "Бриллиантовой руки", провернул сделки с валютой и золотом на сумму 12 миллионов рублей, что было огромным состоянием по тем временам. Перед этими подпольными миллионерами стояла задача легализации хотя бы части своих доходов, даже путём вывоза валюты за границу, покупки драгоценностей и последующего "обнаружения" клада, премия от которого могла быть потрачена, например, на покупку автомобиля, избежав обвинений в нетрудовых доходах.
Ввоз золота в СССР также мог быть прибыльным делом. Однако этим занимался не вымышленный Шеф, а студенты из Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы. По данным "Экспресс-газеты", это была серьёзная организация, в которой участвовали и таможенники, без которых схема бы не сработала. Золото постоянно дорожало, и вскоре после событий фильма, в начале 1970-х, произошёл отказ от золотого стандарта, что делало вложения в золото более надёжными, чем хранение валюты или советских рублей.
Кроме жажды наживы и сохранения незаконных богатств, существует и конспирологическая версия. Шеф мог быть агентом западных разведок, действующим из корыстных побуждений, которому требовалось платить в рублях. Однако эта версия не объясняет его настойчивое желание вернуть драгоценности, попавшие в чужие руки, так как шпион должен понимать, что такие действия привлекут внимание не милиции, а КГБ.
"Худсовет был беспощаден"
Попытки разглядеть скрытые смыслы в "Бриллиантовой руке" кажутся малопродуктивными. Установить истину спустя годы крайне затруднительно. Нелогичность повествования могла быть следствием кинематографических ограничений: известно, что худсовет вносил правки, заставляя Гайдая сокращать и перемонтировать отснятое.
Важно помнить, что в поисках сюжета для новой комедии Гайдай и его коллеги-сценаристы вдохновились заметкой о контрабанде золота в загипсованной руке, произошедшей за рубежом. В эпоху отсутствия Шенгенской зоны, с жёсткими границами и пограничным контролем, такой способ действительно мог использоваться контрабандистами. Информация об источнике и пункте назначения контрабанды не сохранилась, однако известно, что в те годы де Голль во Франции боролся с влиянием доллара и требовал от США золота, а цена на золото колебалась в зависимости от страны. Советский Союз и ЮАР использовали эти колебания, продавая золото через швейцарские банки по ценам, превышающим официальный курс. В СССР этим занимался "Wozkhod Handelsbank", перевозя слитки в пассажирских самолётах, размещая их под сиденьями.
Сценаристы "Бриллиантовой руки", используя обрывочные сведения, перенесли зарубежную историю в советские реалии практически без изменений, придав ей оттенок загадочности и фантастики.
Этот своеобразный гротеск, однако, пошел фильму только на пользу.
Спасибо за прочтение, друзья! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации. Если статья наберёт 200 лайков, я расскажу, кто мог сыграть в фильме "Бриллиантовая рука".
С другими статьями, посвящёнными фильму "Бриллиантовая рука", вы можете ознакомиться в этой подборке.
Недавно я запустил раздел "Премиум", в котором теперь на регулярной основе размещаю статьи, посвящённые научной фантастике, космосу, технологиям будущего и фэнтези. Если вам интересны эти темы, уверен, вы почерпнёте из закрытого сообщества много полезного для себя. Стоимость подписки — 100 рублей в месяц. Присоединяйтесь!