Всем привет!
Мы в Падуе!
Падуя - небольшой университетский город на севере Италии в регионе Венето. Здесь расположен один из старейших университетов мира - он был основан в 1222г, а это уже больше 800 лет назад.
Безусловно, это не самый значительный город для истории итальянского искусства, но его художники внесли значительный вклад в развитие общего культурного языка. И мы этих художников рассмотрим, потому что я живу в Падуе и много чего о них знаю)
Но давайте по порядку.
Мы были с Дуччо, Мартини и Лоренцетти в середине 14го века. В это время Падуя была синьорией.
Синьория - это способ руководства, распространенный во многих итальянских «коммунах» в период позднего средневековья и раннего Нового времени.
Правительством управляет «Синьор», т.е. лорд
Развитие синьории ознаменовало собой заключительный этап в развитии итальянского города-государства. Ожесточенная борьба фракций внутри республиканских коммун сделала желательной передачу власти в руки одного человека, достаточно сильного, чтобы сохранить мир. Часто человек начинал с должности в обществе, например, Капитана Народа, и постепенно расширял свои полномочия, пока они не становились постоянными и не передавались по наследству в его семье. Позднее синьоры стали получать папское или императорское одобрение и титулы, что узаконивало их положение.
В Падуе с 1338 до 1405 синьорами была семья Каррара (Каррарези):
- Якопо (или Джакомо) I да Каррара (ум. 22 ноября 1324 г.) был избран Капитаном и Верховным Правителем Падуи в 1318 г.
- Марсилио I да Каррара (ум. 21 марта 1338 г.) изгнал семью делла Скала из Вероны (которая управляла Падуей с 1328 г.) и стал синьором в августе 1337 г.
- Убертино (правил в 1338–1345 гг.) начал масштабное покровительство, начав строительство и украшение Реджии, завершенное к 1345 г.
- Якопо (или Джакомо) II да Каррара (правил в 1345-50 гг.). Его правление ознаменовалось началом активной декоративной кампании в городе. При нем город начал посещать Петрарка, что отразилось в подходе к искусству.
- Франческо I да Каррара (правил в 1355-88 гг.). При нем (благодаря Петрарке) искусство обратилось к более серьезному морализирующему классицизму гуманистов XIV века. Живопись в Падуе на какое-то время стала самой новаторской в Италии.
- Франческо II да Каррара (правил в 1388-1405 гг.). Продолжал декоративную программу своего отца.
Одним из самых значительных строений для семьи Каррара была Базилика Святого Августина:
Она была построена в 13м веке, а в 1819 г была снесена австрийцами - место использовали для военного госпиталя.
Большая часть Каррарези была похоронена здесь. Их могилы были перенесены в церковь Эремитани перед сносом:
Мы уже слышали эту фамилию, когда говорили о Джотто - Капелла Скровеньи, Музей Эремитани и церковь Эремитани находятся очень близко друг к другу (справа):
Рассмотрим усыпальницы Умбертино и Якопо Второго - они расположены в церкви на противоположных сторонах.
Саркофаги выполнены мастерской Андриоло де Санти.
Умбертино:
Якопо:
Под саркофагами расположены планки с посвятительными надписями на Латыни. Для Якопо Второго элегию написал Франческо Петрарка.
Структура произведений схожая. Наверху - балдахины. Под ними - сами гробницы с эффигиями (скульптурный портрет умершего, такое мы видели у Арнольфо ди Камбио).
Что интересно - это именно портреты, а не идеализированные изображения. Подобным образом выглядят Умбертино и Якопо и на других своих портретах - те же черты лица, схожая одежда и т.д.
Балдахины над гробницами часто сравнивают с традиционными триумфальными арками Рима:
Детали тоже вдохновлены Римом:
Падуанские образцы римских времен:
Еще один значительный референс - томба Антенора, расположенная недалеко от центра Падуи:
Архитектура гробниц действительно очень схожа:
Материалы были применены очень дорогостоящие - здесь это не просто имитация, а настоящий мрамор. К тому же, многие элементы были позолочены - следы можно увидеть до сих пор при подходящем освещении:
В иконографической программе гробниц - Мадонна с Младенцем, ангелы и Святые, касающиеся Падуи, семьи Каррара или Доминиканского Ордена (ему принадлежала церковь Святого Августина, где первоначально были саркофаги)
Кроме того, в церкви Эремитани расположены фрагменты сохранившихся фресок из снесенной церкви Святого Августина. Они были выполнены местным мастером Гваренто ди Арпо:
Композиция включает сцену Коронации Мадонны, в которую входят и портреты Якопо Второго и Умбертино (с теми же чертами лица и в той же одежде, что и на скульптурных портретах):
Что примечательно для этого времени - оба правителя изображаются в светской одежде. Для синьоров 14го века это было нетипично - они предпочитали быть изображенными в военном обмундировании, что должно было символизировать их силу и непобедимость.
Синьоры же Падуи преподносили себя мирными правителями, которым не нужно было применять силу для грамотного управления просвещенным городом.
Мастером использовались дорогие материалы, пастилья (рельефная лепка), различные украшения поверхностей:
До сноса церкви Святого Августина ее посещали несколько хроников, благодаря чему у исследователей есть представление о первоначальном изображении.
На стене над главным алтарем [была] картина, предположительно написанная Джотто [...]. На ней была изображена Богоматерь, сидящая посреди хора ангелов и святых
На основе этого предполагается следующая реконструкция:
Скорее всего, изображение располагалось на триумфальной арке, ведущей в апсиду.
Другие фрагменты фресок Гвариенто из этой церкви сейчас находятся в разных музеях мира:
Наследию Каррарези принадлежит немало построек и фресок. В контексте их синьорской деятельности также виделяется Реджия (что-то вроде Белого дома, в котором они и жили, и работали). Реджия почти полностью утрачена, так как большая часть здания была снесена в 19 веке.
Сохранилось несколько квартир с фресками разных дат, но документы предоставляют более или менее полный список гораздо более богатой серии циклов фресок. В настоящее время комнаты включены в разные здания, в том числе, принадлежащие Университету Падуи.
Туда мы и перемещаемся - в комнату бывшей Реджии, где сейчас проводятся учебные и культурные мероприятия. Раньше там была Палатинская капелла да Каррара. Но о ней и ее фресках - в следующей статье :)