Найти в Дзене
Звезды Стеллы Кьярри

Зеркало

— Ты просто завидуешь, — сказала Инна, заглянув в холодильник сестры. — А что, ты не купила смузи для меня? Знаешь, что я на диете... И не подготовилась! — Чему именно я завидую? Твоим фоткам в купальнике с фильтром на «уменьшении талии на 20» или тому, как ты мужа выгоняла в одних тапках в два часа ночи? — Не начинай. Это ты вечно ищешь, где я что-то делаю не так. И мужика у тебя потому нет, что ты зануда! Вот и живёшь одна, как сыч. А еще вечно тень на плетень наводишь! Ничего я не уменьшаю. Я — идеал! А раз у тебя ничего нет, я пошла. — Инна щёлкнула языком, развернулась и вышла с видом победительницы. Дверь за ней захлопнулась с таким звуком, будто она хотела оглушить. Аня вздохнула. С детства терпела. Слушала, как «Инночка всегда у нас умница», как «ну что с тебя взять, ты же скромная». И ладно бы, это было только в семье. Но Инна выросла, и её внутренний режим «я — лучше» почему-то не выключился. Теперь у неё был муж, фото с Мальдив, бюст третьего размера в кредит, и вечный лоз
Оглавление

— Ты просто завидуешь, — сказала Инна, заглянув в холодильник сестры. — А что, ты не купила смузи для меня? Знаешь, что я на диете... И не подготовилась!

— Чему именно я завидую? Твоим фоткам в купальнике с фильтром на «уменьшении талии на 20» или тому, как ты мужа выгоняла в одних тапках в два часа ночи?

— Не начинай. Это ты вечно ищешь, где я что-то делаю не так. И мужика у тебя потому нет, что ты зануда! Вот и живёшь одна, как сыч. А еще вечно тень на плетень наводишь! Ничего я не уменьшаю. Я — идеал! А раз у тебя ничего нет, я пошла. — Инна щёлкнула языком, развернулась и вышла с видом победительницы. Дверь за ней захлопнулась с таким звуком, будто она хотела оглушить.

Аня вздохнула. С детства терпела. Слушала, как «Инночка всегда у нас умница», как «ну что с тебя взять, ты же скромная». И ладно бы, это было только в семье. Но Инна выросла, и её внутренний режим «я — лучше» почему-то не выключился.

Теперь у неё был муж, фото с Мальдив, бюст третьего размера в кредит, и вечный лозунг: «я достойна лучшего».©Звезды Стеллы Кьярри

Аня жила иначе. Тихо, стабильно... Деньги тратила на ипотеку и забивала шкаф книгами, а не шмотками. Аня работала бухгалтером в школе. Ездила летом к маме в деревню, зимой ходила на каток у ВДНХ. Фотографиями и глянцевым шиком блистала, но и не завидовала.

Однажды, правда, Аня не выдержала. Потому что Инна заявилась к ней с истерикой:

— Ты представляешь, он меня бросил! Андрей! Сказал, что я истеричка и эгоистка! Он! А я для него ногти делала, в спортзал ходила! Вот! — она выпятила свой третий размер вперед, — Вот! И это все для него! А он...

— А ты… — Аня вздохнула, — ты с ним вообще разговаривала?

Инна нахмурилась:

— Я всё делала, чтобы быть идеальной!

— А может, он хотел не идеальную, а живую? Поговорить не про рестораны, а про жизнь...

— Что ты вообще понимаешь в мужчинах?! Да они все... Что Андрей, что Павлик, что Виктор! Никто не ценит такое золото как я!

Аня промолчала. Но через два дня она пошла в магазин и купила зеркало — красивое, в золочёной раме. Отнесла Инне.

— Это что?

— Зеркало. Смотри в него. Любуйся.

— Очень смешно, — буркнула Инна.

— Не шутка. Просто… если ты в каждом ищешь врага, может, стоит глянуть, кто в отражении? Знаешь поговорку... Что на зеркало пенять...

— Да ты?! Как ты вообще посмела?! — Инна как рыба начала хватать ртом воздух. Но Аня просто ушла.

С тех пор сестры почти не общались.

Но через два года Аня увидела, что у Инны появилась новая работа — в соцслужбе. Где нужно слушать и слышать. И помогать. Где грудь и фото не помогают, а важно — говорить по-человечески. Она всё ещё выкладывала селфи, но теперь — с приютскими собаками. Под одним из постов Аня увидела подпись: «Иногда, чтобы стать лучше, нужно не переделать мир, а просто перестать пенять на зеркало».

Подписей там не было. Но Аня улыбнулась. Потому что знала: дошло.

Иногда самые честные разговоры происходят не словами — а поступками. И да, зеркало ни в чём не виновато.

Почему мы так говорим?

Разбор фразеологизмов, у которых есть история, характер и немного иронии.

«На зеркало нечего пенять…» — а кто виноват, если «рожа крива»?

Когда в жизни что-то не ладится, очень хочется найти виноватого. Лучше — в зеркале. Но русская пословица с ехидством напоминает: виноват не тот, кто отразил, а тот, кто не хочет на себя взглянуть честно.

«Пенять» — старинное слово. Когда-то оно означало укор, жалобу, а в корне у него — латинское "poena", то есть «наказание». То есть ты жалуешься, но сам же и виноват.

Интересный момент: это выражение не про внешность. Оно — про характер. Про то, как мы сваливаем вину на мир, зеркало, людей — вместо того чтобы подумать: а может, стоит сначала причесать душу?

Мудрёное выражение, которое бабушки любят вставлять в разговор, когда кто-то врет или юлит.

Представьте: стоит заборчик — плетень, такой деревенский, из прутьев. Всё видно насквозь, честно и по-человечески. Но ты — хоп! — и начинаешь плести загадки, шептать неправду, делать вид, что «ничего такого не говорил».

Вот и получается — плетёшь тень там, где всё должно быть на свету.

Это выражение — почти литературная шутка. Оно живёт со времён, когда и заборы плели, и байки тоже.

Ну и самое интересное...

«Живёшь один, как сыч» — что значит и откуда пошло?

Значение:
Обычно говорят о человеке, который живёт в уединении, не общается с другими, замкнут, словно нарочно избегает общества. Может звучать с иронией или жалостью — в зависимости от контекста.

Историческая справка: кто такой сыч?

Сыч — это небольшая ночная сова, родственник филина, с характерным грустным видом, круглой головой и взглядом, будто он знает все ваши тайны.

Славяне с древности приписывали совам (и сычам в частности) зловещие, потусторонние качества:

  • их крики считались дурным предзнаменованием;
  • они летали в темноте, прятались днём, жили в одиночестве;
  • их боялись, но одновременно уважали как «старых духов».

Сычей можно было встретить в глухих лесах, в пустых домах, колоколенках и амбарах — они селились там, где не было людей. Поэтому и появился образ — сыч как символ одиночества, замкнутости, отшельничества.

Почему это так прочно вошло в язык?

Фраза «жить, как сыч» появилась ещё в XVIII–XIX веках в устной речи и быстро стала устойчивым выражением. Она перекликалась с образом «пустого гнезда», брошенного дома, и подчеркивала, что человек сам выбирает уединение, как сыч, которому комфортнее вдали от всех.

В литературе XIX века часто можно встретить:

  • «Сидит, как сыч на чердаке…»
  • «Выгнали его, теперь он сычует на окраине...»

Позже выражение закрепилось в городском фольклоре — стали говорить:

«Живёшь один, как сыч»,

«Замкнулся — прямо сыч стал»,

«Сычуешь что-то в своей берлоге».

Интересный нюанс:

Слово «сыч» в русском языке — не только про птицу. Оно превратилось в персонаж, типаж — как «тихоня», «медведь», «ворчун».

Поэтому «сыч» — это не просто человек, который живёт один, а человек, который намеренно отгораживается, молчалив, суров, и будто бы всем недоволен.

Как использовать фразу?

  • «После развода он живёт как сыч — никуда не выходит, с людьми не разговаривает».
  • «Ты бы уже сычом не прикидывался, сходил бы хоть к людям».
  • «Батя у меня — сыч тот ещё. У него и телевизор-то не работает — ему и так нормально».

Итог:

Фразеологизм живой, узнаваемый, с лёгкой иронией. Его корни — в народной мифологии и наблюдениях за природой. А сыч, как символ замкнутости, до сих пор крутится в нашем языке, мемах и образах. Так что в следующий раз, услышав: «живёшь, как сыч» — не забудьте, что за этим стоит целая культурная история.

©Звезды Стеллы Кьярри
©Звезды Стеллы Кьярри