Найти в Дзене

Тщеславие - любимый грех темной силы

Как с усмешкой произнес нечистый в фильме "Адвокат дьявола", "...определенно, тщеславие – мой самый любимый из грехов. Он так фундаментален, самолюбие – это естественный наркотик"... К сожалению, это так: тщеславный человек очень болезненно реагирует на дефицит похвал и недостаточное признание его личных заслуг. На поиски тщетной земной славы он расходует значительную часть своего времени и сил, целиком завися от человеческих мнений и оценок, что дает все основания говорить о тщеславии как об одной из форм нездоровой психологической зависимости. Святитель Иоанн Златоуст считал тщеславие причиной всех зол: "...оттого оно и называется тщетным, что пусто и не имеет в себе ничего твердого и постоянного; это только обман очей, исчезающий прежде, чем явится." Преподобный Иоанн Лествичник так описывает коварство этой страсти: «Всем без различия сияет солнце: а тщеславие радуется о всех добродетелях. Например: тщеславлюсь, когда пощусь; но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от люде

"О тщеславии"
"О тщеславии"

Как с усмешкой произнес нечистый в фильме "Адвокат дьявола", "...определенно, тщеславие – мой самый любимый из грехов. Он так фундаментален, самолюбие – это естественный наркотик"...

К сожалению, это так: тщеславный человек очень болезненно реагирует на дефицит похвал и недостаточное признание его личных заслуг. На поиски тщетной земной славы он расходует значительную часть своего времени и сил, целиком завися от человеческих мнений и оценок, что дает все основания говорить о тщеславии как об одной из форм нездоровой психологической зависимости.

Святитель Иоанн Златоуст считал тщеславие причиной всех зол: "...оттого оно и называется тщетным, что пусто и не имеет в себе ничего твердого и постоянного; это только обман очей, исчезающий прежде, чем явится."

Преподобный Иоанн Лествичник так описывает коварство этой страсти: «Всем без различия сияет солнце: а тщеславие радуется о всех добродетелях. Например: тщеславлюсь, когда пощусь; но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым. Побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь. Стану говорить, побеждаюсь тщеславием; замолчу, и опять им же победился. Как ни брось сей троерожник, все один рог станет вверх... Кто возносится естественными дарованиями, т. е. остроумием, понятливостию, искусством в чтении и произношении, быстротою разума, и другими способностями, без труда нами полученными, тот никогда не получит вышеестественных благ; ибо неверный в малом – и во многом неверен и тщеславен..."

И - подводит закономерный итог: "Часто Господь исцеляет тщеславных от тщеславия приключающимся бесчестием".

Святые увещевали своих духовных чад:

«Какое Вам дело до других людей, для чего Вам нужно, чтобы о Вас думали только хорошо, что пользы, если весь мир будет хвалить Вас, а Господь скажет: не знаю вас... Зачем и Вы сами себя хотите видеть во всем хорошей по-мирскому? А по-духовному хорош только тот, кто искренне от всей души считает себя хуже всех.» (игумен Никон (Воробьев)).

"Почему ты ищешь похвалы от людей? Разве не знаешь, что эта похвала, как тень, растворяется в воздухе и исчезает? Притом и люди так непостоянны и изменчивы: одни и те же одного и того же человека сегодня хвалят, а завтра порицают." "Для чего ты рассматриваешь свои добродетели и выставляешь их напоказ? Или не знаешь, что, хваля самого себя, уже не будешь похвален Богом?" (Святитель Иоанн Златоуст).

Как же избавиться от такого серьезного духовного недуга, как тщеславие, согласно учениям святых старцев?

• Взращивание в себе добродетели смирения (Мф.5:3), признание своей немощи, греховности и всемогущества Божьего (1Пет.5:5).

• Осознание суетности и недолговечности человеческой славы.

• Памятование о смерти.

• Когда нас хвалят, будем вспоминать о множестве наших грехов.

• Избегание назидательного поучения других людей.

• Почитание других высшими себя (Флп.2:3).

• Умение по-христиански переносить бесчестье.

• Избегание рекламирования совершенных добрых дел.

• Непрестанное испрашивание Божьей помощи в преодолении греховной страсти тщеславия.

Икона Спасителя "Спас Всемилостивый"
Икона Спасителя "Спас Всемилостивый"

Молитва св. Иоанна Кронштадтского

(при тщеславных помыслах)

"Го́споди, не дай мне возмечта́ть о себе́ как бы о лу́чшем кого́-ли́бо из люде́й, но ду́мать как о ху́дшем всех и никого́ не осужда́ть, а себя́ суди́ть стро́го. Ами́нь."