Найти в Дзене
Анонимный Детектив

Кто такой Ди Би Купер? Тайна, которая до сих пор держит ФБР в тупике

Оглавление

23 ноября 1971 года. День Благодарения. Пассажирский авиарейс 305 авиакомпании Northwest Orient Airlines вылетел из Портленда (штат Орегон) в Сиэтл (штат Вашингтон). В этом на первый взгляд ничем не примечательном полёте началась одна из самых загадочных и дерзких историй в американской криминальной хронике — история человека, ставшего легендой, и известного под псевдонимом Ди Би Купер.

Захват, который никто не ожидал

На борту Boeing 727 находилось 36 пассажиров. Один из них — мужчина в деловом костюме, с чемоданом и авиабилетом на имя Дэн Купер. Он выглядел спокойным и вежливым. Заказал бурбон с содовой, курил сигареты и вел себя, как обычный пассажир. Примерно через 30 минут после взлёта он передал стюардессе записку, в которой говорилось:

«У меня бомба. Я хочу, чтобы вы сели рядом со мной».

Так начался угон самолета, который войдёт в историю. Купер показал содержимое чемодана — цилиндры с проводами и нечто похожее на взрывное устройство. Он продиктовал свои требования: 200 000 долларов наличными, четыре парашюта и заправку самолета в Сиэтле. Он угрожал, что если его не послушаются, он взорвет борт.

ФБР и авиакомпания пошли на уступки. В Сиэтле самолет приземлился. Пассажиры были отпущены. Деньги и парашюты передали Куперу. Он отпустил большую часть заложников, но оставил несколько членов экипажа. После дозаправки самолет вновь поднялся в воздух по его указанию — курс на Мехико.

Прыжок в никуда

На высоте около 10 000 футов, где-то между Сиэтлом и Рено, Купер открыл заднюю лестницу и… выпрыгнул. С деньгами и парашютом — ночью, в сильный дождь, над лесистой и горной территорией. С тех пор его никто не видел.

ФБР немедленно развернуло масштабную операцию. Прочесывали территорию вдоль предполагаемого маршрута полёта. Использовали вертолёты, собачьи отряды, допросили сотни подозреваемых — всё безрезультатно.

Кто такой Дэн или Ди Би Купер?

Настоящее имя преступника до сих пор неизвестно. Интересно, что "Дэн Купер" — это имя из канадского комикса о лётчике-герое. Ошибка в прессе привела к тому, что его начали называть Ди Би Купером, и это имя закрепилось в истории.

Психологический портрет, составленный по показаниям свидетелей, описывал его как белого мужчину в возрасте от 35 до 50 лет, рост около 180 см, с деловой манерой общения и хорошими знаниями в авиации. Он знал устройство Boeing 727, умел пользоваться парашютом, говорил без акцента.

Фоторобот
Фоторобот

«Он не нервничал. Наоборот — казался очень спокойным. Как будто всё делал по инструкции, заранее продуманной», — вспоминала стюардесса Флоренс Шаффнер.

Улика, найденная через девять лет

В 1980 году мальчик, играя на берегу реки Колумбия, нашёл гнилые пакеты с купюрами, частично зарытые в песок. Всего — около 5800 долларов, номера купюр совпадали с теми, что передали Куперу. Это единственная материальная улика, найденная за всё время расследования.

Но где остальная сумма? Упала ли она вместе с ним? Умер ли он при прыжке? Или ушёл от правосудия?

-3

Главные версии следствия

За годы расследования ФБР рассмотрело более 800 подозреваемых, но ни один не был однозначно подтверждён. Некоторые версии стали особенно популярными.

Версия 1: Ричард Флойд Маккой

Бывший военнослужащий, угнавший похожим способом самолет в 1972 году. Он также потребовал деньги и парашют, выпрыгнул и скрылся. Позже был арестован и приговорён к 45 годам, но погиб при попытке побега. Сходство в действиях было значительным, но у Маккоя было алиби на день захвата рейса 305.

Версия 2: Кеннет Кристиансен

Бывший парашютист и бортпроводник. Его брат утверждал, что Кеннет признался ему перед смертью. Он внезапно разбогател, купил дом, но вел себя скрытно. Многие детали совпадали, но ФБР не нашло достаточных доказательств.

Версия 3: Роберт Рэкстроу

Бывший военный, имевший знания в области взрывчатки и авиации. Подделывал документы, менял личности, и был склонен к авантюрам. Документалисты из History Channel настаивали на его причастности, но сам Рэкстроу до смерти в 2019 году отрицал всё.

«Я никогда не был Купером. И если бы был — никогда бы вам не сказал», — сказал Рэкстроу в одном из интервью.

Почему дело стало легендой?

Загадка Ди Би Купера — это не просто вопрос: «Кто это сделал?». Это история, которая разрушает рамки обычных преступлений. Человек, без насилия, без жертв, обвёл вокруг пальца целое государство, а потом исчез. Никто не знает, выжил ли он, остался ли в США, уехал за границу или погиб в глухом лесу.

Для многих он — антигерой, легенда, современный Робин Гуд. Кто-то романтизирует его поступок, кто-то считает его символом вызова системе.

В 2016 году ФБР официально закрыли дело, не сумев найти даже тело, не говоря уже о самом Купере. Это стало одним из самых продолжительных и безрезультатных расследований в истории бюро.

Оставшиеся вопросы

  • Почему он выбрал именно Boeing 727 с откидной лестницей?
  • Знал ли он о маршруте, погоде, и был ли у него план побега на земле?
  • Почему выбрал парашют, который сложно раскрывается, и отказался от военного — более безопасного?
  • Куда исчезли оставшиеся деньги?

На эти вопросы, возможно, не ответит никто. Но интерес к загадке Купера не угасает. Каждый год появляются новые теории, частные расследования, документальные фильмы.

Финал без ответа

История Ди Би Купера — как тень на закате XX века. Он появился внезапно, как призрак, и исчез так же бесследно. В эпоху, когда всё под камерами, он смог стать человеком без лица, без следа, но с легендой, пережившей десятилетия.

«Вся эта история — нечто большее, чем просто ограбление. Это символ тайны, с которой человечество так и не справилось», — заявил один из бывших агентов ФБР Ларри Карр.

И до сих пор — спустя более полувека — где-то среди густых лесов Вашингтона и Орегона, или, может быть, в уютном домике у океана, кто-то, возможно, вспоминает свой прыжок в историю.