23 ноября 1971 года. День Благодарения. Пассажирский авиарейс 305 авиакомпании Northwest Orient Airlines вылетел из Портленда (штат Орегон) в Сиэтл (штат Вашингтон). В этом на первый взгляд ничем не примечательном полёте началась одна из самых загадочных и дерзких историй в американской криминальной хронике — история человека, ставшего легендой, и известного под псевдонимом Ди Би Купер.
Захват, который никто не ожидал
На борту Boeing 727 находилось 36 пассажиров. Один из них — мужчина в деловом костюме, с чемоданом и авиабилетом на имя Дэн Купер. Он выглядел спокойным и вежливым. Заказал бурбон с содовой, курил сигареты и вел себя, как обычный пассажир. Примерно через 30 минут после взлёта он передал стюардессе записку, в которой говорилось:
«У меня бомба. Я хочу, чтобы вы сели рядом со мной».
Так начался угон самолета, который войдёт в историю. Купер показал содержимое чемодана — цилиндры с проводами и нечто похожее на взрывное устройство. Он продиктовал свои требования: 200 000 долларов наличными, четыре парашюта и заправку самолета в Сиэтле. Он угрожал, что если его не послушаются, он взорвет борт.
ФБР и авиакомпания пошли на уступки. В Сиэтле самолет приземлился. Пассажиры были отпущены. Деньги и парашюты передали Куперу. Он отпустил большую часть заложников, но оставил несколько членов экипажа. После дозаправки самолет вновь поднялся в воздух по его указанию — курс на Мехико.
Прыжок в никуда
На высоте около 10 000 футов, где-то между Сиэтлом и Рено, Купер открыл заднюю лестницу и… выпрыгнул. С деньгами и парашютом — ночью, в сильный дождь, над лесистой и горной территорией. С тех пор его никто не видел.
ФБР немедленно развернуло масштабную операцию. Прочесывали территорию вдоль предполагаемого маршрута полёта. Использовали вертолёты, собачьи отряды, допросили сотни подозреваемых — всё безрезультатно.
Кто такой Дэн или Ди Би Купер?
Настоящее имя преступника до сих пор неизвестно. Интересно, что "Дэн Купер" — это имя из канадского комикса о лётчике-герое. Ошибка в прессе привела к тому, что его начали называть Ди Би Купером, и это имя закрепилось в истории.
Психологический портрет, составленный по показаниям свидетелей, описывал его как белого мужчину в возрасте от 35 до 50 лет, рост около 180 см, с деловой манерой общения и хорошими знаниями в авиации. Он знал устройство Boeing 727, умел пользоваться парашютом, говорил без акцента.
«Он не нервничал. Наоборот — казался очень спокойным. Как будто всё делал по инструкции, заранее продуманной», — вспоминала стюардесса Флоренс Шаффнер.
Улика, найденная через девять лет
В 1980 году мальчик, играя на берегу реки Колумбия, нашёл гнилые пакеты с купюрами, частично зарытые в песок. Всего — около 5800 долларов, номера купюр совпадали с теми, что передали Куперу. Это единственная материальная улика, найденная за всё время расследования.
Но где остальная сумма? Упала ли она вместе с ним? Умер ли он при прыжке? Или ушёл от правосудия?
Главные версии следствия
За годы расследования ФБР рассмотрело более 800 подозреваемых, но ни один не был однозначно подтверждён. Некоторые версии стали особенно популярными.
Версия 1: Ричард Флойд Маккой
Бывший военнослужащий, угнавший похожим способом самолет в 1972 году. Он также потребовал деньги и парашют, выпрыгнул и скрылся. Позже был арестован и приговорён к 45 годам, но погиб при попытке побега. Сходство в действиях было значительным, но у Маккоя было алиби на день захвата рейса 305.
Версия 2: Кеннет Кристиансен
Бывший парашютист и бортпроводник. Его брат утверждал, что Кеннет признался ему перед смертью. Он внезапно разбогател, купил дом, но вел себя скрытно. Многие детали совпадали, но ФБР не нашло достаточных доказательств.
Версия 3: Роберт Рэкстроу
Бывший военный, имевший знания в области взрывчатки и авиации. Подделывал документы, менял личности, и был склонен к авантюрам. Документалисты из History Channel настаивали на его причастности, но сам Рэкстроу до смерти в 2019 году отрицал всё.
«Я никогда не был Купером. И если бы был — никогда бы вам не сказал», — сказал Рэкстроу в одном из интервью.
Почему дело стало легендой?
Загадка Ди Би Купера — это не просто вопрос: «Кто это сделал?». Это история, которая разрушает рамки обычных преступлений. Человек, без насилия, без жертв, обвёл вокруг пальца целое государство, а потом исчез. Никто не знает, выжил ли он, остался ли в США, уехал за границу или погиб в глухом лесу.
Для многих он — антигерой, легенда, современный Робин Гуд. Кто-то романтизирует его поступок, кто-то считает его символом вызова системе.
В 2016 году ФБР официально закрыли дело, не сумев найти даже тело, не говоря уже о самом Купере. Это стало одним из самых продолжительных и безрезультатных расследований в истории бюро.
Оставшиеся вопросы
- Почему он выбрал именно Boeing 727 с откидной лестницей?
- Знал ли он о маршруте, погоде, и был ли у него план побега на земле?
- Почему выбрал парашют, который сложно раскрывается, и отказался от военного — более безопасного?
- Куда исчезли оставшиеся деньги?
На эти вопросы, возможно, не ответит никто. Но интерес к загадке Купера не угасает. Каждый год появляются новые теории, частные расследования, документальные фильмы.
Финал без ответа
История Ди Би Купера — как тень на закате XX века. Он появился внезапно, как призрак, и исчез так же бесследно. В эпоху, когда всё под камерами, он смог стать человеком без лица, без следа, но с легендой, пережившей десятилетия.
«Вся эта история — нечто большее, чем просто ограбление. Это символ тайны, с которой человечество так и не справилось», — заявил один из бывших агентов ФБР Ларри Карр.
И до сих пор — спустя более полувека — где-то среди густых лесов Вашингтона и Орегона, или, может быть, в уютном домике у океана, кто-то, возможно, вспоминает свой прыжок в историю.