Всем привет!
Мы до сих пор в Падуе, и очень близко к завершению Средних Веков. И сегодня знакомимся с творчеством флорентийского художника, активного в Падуе (в 1375г он стал гражданином Падуи).
Джусто де Менабуои Упоминается в документах с 1349г, а умер в 1390. Вместе с веронским художником Альтикьеро и после местного мастера Гвариенто, Джусто сыграл ключевую роль в превращении Падуи в важный центр позднесредневековой живописи.
Первое задокументированное произведение - "Богоматерь с Младенцем, четырьмя святыми и донатором" (1349) в аббатстве Сант-Пьетро в Вибольдоне (недалеко от Милана). Есть несколько других произведений в Милане и его пригороде, приписываемых Джусто, но мы сфокусируемся на Падуе.
Здесь он выполнил несколько фресок в Церкви Эремитани, расписал баптистерий, монастырь Святого Антония и капеллу Беллуди в Базилике Святого Антония.
Начнем с баптистерия:
Заказчиком и патроном росписей баптисерия была Фина Буццакарини - жена Франческо Первого да Каррара.
Семья Буццаккарини, обосновавшаяся в Падуе по крайней мере с 1053 года, играла видную роль в истории города с 14 по 16 века, а также в более широком контексте Венецианской республики. К 12 и 13 векам семья поднялась до верхних эшелонов правящего класса Падуи, оказывая политическое влияние и активно способствуя культурному и художественному развитию города в качестве значительных покровителей. Фина Буццаккарини, жена Франческо I да Каррара, была ключевой фигурой в этом наследии. Она заказала знаменитый цикл настенных росписей в баптистерии Падуанского кафедрального собора, а также другие важные произведения искусства в различных церквях по всему городу. После ее смерти 4 октября 1378 года баптистерий стал и местом ее захоронения, и часовней. Позже он стал играть роль династического мавзолея, когда в 1393 году там также был похоронен Франческо I, хотя его гробница впоследствии была удалена и теперь утеряна.
Баптистерий - очень важное строение для любого средневегового городского жителя. В период, когда быть христианином было обязательным, ритуал принятия в религию через крещение сохранял значительное социальное значение, а его архитектурное проявление стало заметным элементом в городской топографии.
Баптистерий Падуи подвергся существенной реконструкции, вероятно, увеличив свои размеры, около 1260 года, возможно, на месте более раннего баптистерия. Помимо своей основной функции крещения, баптистерий служил местом различных литургических обрядов, включая шествия и ритуалы в определенные праздничные дни. Паралитургические драмы разыгрывались во время Великого поста и Пасхи, а также на праздник Благовещения.
Стены и потолок баптистерия подверглись комплексной трансформации благодаря работе Джусто де Менабуои, создавшего сложный и обширный цикл фресок.
Баптистерий Падуи выполнял двойные функции как литургическое и социальное пространство, приспосабливаясь к различным мероприятиям, обрядам, представлениям и участникам. Его двойное назначение как баптистерия и погребальной часовни отражено в программе фресок, которая переплетает темы, связанные с обрядами крещения и теологией, с личными заботами Фины Буццакарини.
Итак, рассмотрим декоративную программу.
Одна из самых выразительных частей - купол (Дом):
В центре - Христос-Пантократор
Под Иисусом - Мария в мандорле. По обе стороны от нее Святые и ангелы разных рангов. Ближе всего к Марии - Иоан Креститель и Святые Покровители Падуи (Антоний, Просдочимус, Джустина и Дэниел):
Стиль Джусто в изображении эмоций очень отличается от его предшественников - лица, наделенные индивидуальными чертами, почти не выражают никаких эмоций:
Многих святых и мучеников можно определить по их атрибутам. Например, на нижнем ряду можно найти Святого Франциска, демонстрирующего стигматы, других членов его ордена, а также Доминиканцев, одетых в белые одежды с темными мантиями. А в ряду над ними - пророки со свитками в руках:
По левую руку Мадонны - святые женщины/девы/мученницы:
В нижнем регистре купола - сцены Ветхого Завета. Например, Бог создает мир, а рядом - Адама:
Сотворение мира - особая фреска
На сияющем золотом фоне Бог протягивает правую руку в жесте благословения, одновременно указывая на космос, изображенный в виде карты. Землю окружают девять концентрических полос, символизирующих четыре элемента, планеты, солнце, луну и знаки зодиака.
Карта Джусто была связана с интеллектуальными кругами Каррары Падуи, в частности, с Джованни Донди даль'Оролоджо и Петраркой.
Что примечательно - Христос изображен ближе всего к водным знакам - непрямая ссылка на процесс крещения (ведь мы в баптистерии). Кроме того, рыба - символ Бога/ и всех христиан = они не могут жить без Бога, как рыба не может жить без воды. Этот знак используется еще с самого начала христианства времен катакомб, когда верующим приходилось прятаться. Они придумали греческий акроним Ихтис, что буквально означает "рыба", но при расшифровке - Ἰησοῦς Χριστός, Θεοῦ Υἱός, Σωτήρ (Иисус Христос Божий Сын Спаситель)
Здесь Джусто предлагает один из первых +- реалистичный образ мира -своего рода научный для своего времени.
В Падуе был интерес к астрологии (теперь астрономии) - Джотто в свое время нарисовал в Sala della raggione космос и знаки зодиака. Кроме того, благодаря прогрессивному университету, некоторые профессора были известны во всем мире.
Эту фреску Джусто связывают с часами, заказанными также семьей Каррара, которые до сих пор находятся в центре Падуи:
Часы представляют собой восстановленный оригинальный механизм, изначально изготовленный по необычному проекту Якопо Донди в 1344 году. Часы были повреждены в результате пожара, вспыхнувшего во время столкновений сторонников сеньора Падуи Франческо Новелло с семьёй Висконти. Оригинальные знаки зодиака XIV века сохранились и повторно использовались Маттео Новелло, Джованни и Джан Пьетро делле Кальдьере для реконструкции повреждённых часов, завершённой в 1436 году.
Но вернемся в баптистерий. Мы все еще в нижнем регистре купола:
По углам здесь - Евангелисты между пророками:
Изображение Святого Люки, пишущего Евангелие в сопровождении Крылатого тельца, рядом с гербом семьи Каррара и гербом Франческо I (слева и справа в углах), демонстрирует удивительно продвинутое использование Джусто архитектурных обстановок и повествовательных целей. Это особенно очевидно в его умелом использовании таких приемов, как проблески через полуоткрытые двери, прием, не полностью реализованный у других художников в конце XIV века, за исключением падуанских фресок Альтикьеро. Пристальное внимание Джусто к деталям очевидно в изображении столов евангелистов.
Стены баптистерия изображают сцены из жизни Христа и из жизни Иоана Крестителя.
Иоанн Креститель (+несколько Христа):
- Захария получает извещение о рождении Иоанна Крестителя;
- Рождение Иоанна Крестителя;
- Наречение Иоанна Крестителя;
- Проповедь Иоанна Крестителя;
- Чудеса Христа;
- Крещение
- Христа;
- Пир Ирода;
- Отсечение главы Иоанна Крестителя;
- Воскрешение Лазаря
Здесь интересна сцена Рождения Иоанна Крестителя:
Видите четырех дамочек справа в углу? Это Фина Буццакарини и ее три дочеи. У нее еще был сын, но он, очевидно, пользовался меньшим расположением матери.
Тем не менее, Франческо Первый (муж) и Франческо Второй (сын) все-таки появляются с ними рядом на фреске Чудеса Христа:
Напротив входа находится стена со сценами из жизни Христа:
Именно здесь под балдахином находилась гробница Фины после ее смерти. Но позднее была перемещена, а на ее месте сейчас изображение Иоанна Крестителя.
Сверху в люнете - Мадонна с Младенцем. По ее левую руку - Антоний и Просдочимус - покровители Падуи. Справа - Иоанн Крститель, представляющий Фину Марии:
Вот еще детали баптистерия:
Распятие - напоминает Распятие Пьетро Лоренцетти в Ассизи, особенно нижняя часть:
Еще одна значимая работа Джусто - роспись часовни Конти в Базилике Святого Антония (1382):
Цикл фресок включает в себя Богоматерь с младенцем и святыми над гробницей, а также сцены из жизни Беато Луки Беллуди и житий святых Филиппа и Иакова, посвященных часовне. Фреска Беато Луки «Видение святого Антония» содержит замечательный и топографически точный вид Падуи с высоты птичьего полета с юга. Архитектурные фоны повествований с линиями, погружающимися в даль, и перспективой, контролируемой с абсолютной ясностью, еще более авантюрны и фантастичны, чем на фресках баптистерия.
Наймерио и Манфредино Конти, заказавшие роспись часовни, принадлежали к видной семье из Падуи. Они были членами «внутреннего круга Каррары» и служили синьорам (особенно Франческо I) в разных случаях и на многочисленных должностях. Наймерио служил сборщиком пошлин Франческо I. Оба брата были назначены Финой Буццакарини исполнителями ее завещания.
Блаженный Лука Беллуди похоронен в алтаре, а члены его семьи нашли свое упокоение в подвесной гробнице.
Блаженный Лука из Падуи был учеником и другом Святого Антония, а после его смерти – продолжателем дел Святого и, скорее всего, стал организатором строительства этой базилики.
Наймерио и Манфредино Конти были похоронены под надгробиями на полу часовни. Портреты братьев Конти украшают люнет.
- Слева - Наймерио Конти представлен Деве Марии с младенцем Святым Людовиком Тулузским и Святым Франциском. Его жена и дети (левее) представлены Святым Иаковом
- Справа - Манфредино Конти представлен Богоматери с Младенцем святым Антонием Падуанским и блаженным Лукой Беллуди. Его сыновья (?) представлены святым Филиппом.
Наимерио и Манфредино Конти признаны покровителями в эпиграфе, сопровождаемом демонстрацией фамильного герба. В часовне есть многочисленные изображения герба. Изначально герб Да Каррары также был включен, подчеркивая принадлежность Конти к окружению семьи сеньоров:
Особенности этой часовни:
- Особое внимание уделяется связям семьи Конти с францисканцами в Падуе;
- Они позиционировали себя как защитники почитаемых реликвий, в частности, святых останков Луки Беллуди, известных своими чудесами;
- Выбор захоронения рядом со священным телом в месте паломничества подчеркивает связь с темами спасения.
Детали декоративной программы:
Некоторые другие работы Джусто: