Ночь музеев — единственный вечер в году, когда непричастные напрямую к искусству люди вспоминают, что в музеи можно ходить не только когда ты в поездке. Каждый музей города готовит насыщенную программу (мастер-классы, лекции, музыка) и бесплатно пускает большой поток зрителей на постоянную экспозицию. В эту Ночь Музеев 2025, что проходила 17 мая, мы с выставочным проектом Импульс и Саратовским Музеем Шума создали небольшую выставку одного вечера в мансарде чудесного музея современного искусства — в Доме Павла Кузнецова. Сегодня расскажу и о нём, и о других выставках музея, и о мансарде, которую на один вечер нам удалось населить нашими спорными, но интересными экспонатами.
Почему «дом»?
Впервые мы попали на мансарду загодя, ранней весной. Подняться на неё сложно, через сад и крутую страшную лестницу.
Поэтому мансарда используется изредка, под отдельные события, фестивали и необычные выставки.
Ах да, музей Павла Варфоломеевича Кузнецова — это дом Саратовского художника, по стилю мне напоминающего на Рериха. Долгое время, целых 20 лет, дом не мог получить разрешение на открытие. Реконструкция прерывалась, но в 2001 году музей открыл двери для посетителей.
Убранство дома сохранило домашнюю атмосферу. Крутые деревянные лестницы дополнены витражами и винтажными резными шкафчиками.
Теперь на первом этаже Музей имеет комнату памяти Павла Кузнецова с его предметами для рисования, фотографиями, наградами.
Экспозиция дополнена саунд-артом в классическом жанре и мультимедиа-проектом, посвящённым тому, что сейчас филиал Саратовского Музея им. Радищева, дом Павла Кузнецова, ищет спонсорство.
Два года назад часть ансамбля дома была разрешена из-за аварийности. На месте здания хотят построить место для отдыха, а в парке напротив — инсталляцию. Всё это расширит зону небольшого музея.
Кого показывают?
А теперь давайте об экспозиции. Я побывала здесь на двух выставках: Антона Батишева (г. Саратов) «Иллюзия №16». И художников-керамистов Ольги и Михаила Садовниковых из города Чебоксары — «Круговорот».
Антон Батишев представляется зрителю исследователем 3D и оптики. Выглядит стильно. По задумке, выставка посвящена иллюзорности искусства. Многие работы статичны, но будто бы вибрируют.
Понравилась голограмма неизвестного животного и, конечно, муха в оптике.
Без подробной экскурсии и экспликаций понять что-то тяжело, я уже разбалована разьяснениями.
Любовь в глине
Теперь про Ольгу и Михаила Садовниковых. Нам повезло встретиться с художницей и, хоть и мельком, так как дело было перед закрытием, она провела для нас подробную экскурсию по своим работам, работам мужа и совместным проектам.
И это было самым драгоценным подарком! В творчестве Садовниковых зритель увидит чистое искусство глиной.
Глина — живая, и ее можно использовать в разных формах: делать «штучки», слеплять вместе крынки, рисовать глиной на кругах, использовать сломанное, делать из глины перформансы...
Это невероятно. Глина — не мой любимый материал, но вот есть люди, для которых керамика — это душа!
Читаются и нежные, но смелые души самих художников.
Тут и портреты детей в тарелках.
И динамичные инсталляции.
И разные способы запекания и лущения — настоящее произведение искусства просто в материале!
Сейчас Ольга показывает миру все свои наработки, в следующий раз её творения можно будет увидеть на Чувашском биеналле.
Михаил родом из Саратова, тут его уважают и ждут. И на Ночи Музеев, и в селе Золотом на съезде гончаров художник показывал свой рисовальный перформанс с глиной.
Удовольствие и вдохновение вызвали эти чудесные творцы. И явно не только для тех, кто любит глину. Тут главное – их виденье, их творческая свобода, а не материал.
Безмерно благодарны музею за такое знакомство!
Монсарда Ночи Музеев, жуткий Солнечный Круг с шумами
Мы дополнили экспозицию музея всего на один вечер благодаря Николаю Шадрину, организатору концерта на территории сада музея.
Пару недель решали, как развить идею с солнечным кругом. В итоге солнце у нас получилось недружественное, выжигающее до песка.
На выставке присутствовало несколько постоянных экспонатов Саратовского Музея Шума.
А также выставка моих (Айи Орловой) фейс-арт работ 2018-2020 годов, созданные в Петербурге и на Шри-Ланке.
Солнечные круги мы рисовали холодным светом, воссоздав на монсарде родную, подвальную темную атмосферу ровно на один вечер.
Всем очень понравились парящие в воздухе светящиеся бутылки. Что-то простое и бытовое в волшебном исполнении.
За пять дней из вторсырья я слепила песочную скульптуру, олицетворяющую время и старость.
Жуткий её вид дополнял шумовой саундтрек дарк-этник-эмбиента Deutsch Nepal.
По всей монсарде блестели и шелестели от ветра ленты видеокассет, также символизирующие время.
А вот точку для круга солнца мы нашли уже на складе самого музея.
Арсений Горбачев занимался саунд-оформлением и выступал на модуляре как шумовой музыкант rs normal.
Он также создал инсталляцию-оммаж на проект Уильяма Басински.
Уильям Басински (William Basinski) — американский экспериментальный звуковой художник. Одним из его самых известных проектов является «The Disintegration Loops», выпущенный в 2002 году.
Проект состоит из серии записей, созданных из старых магнитных лент. Лента могла растягиваться на всю комнату, состоять из склеек и семплов (лупов), тереться о ножи и постепенно разрушаться при воспроизведении.
Помимо прочего, до основной музыкальной программы музея на монсарде выступал Никита Пестрецов с проектом Шумно, извлекая из самодельной тальхарпы чудесные шумы и басы.
В целом, получилось устрашающе, мистически. Не все могут быть готовыми к таким эмоциям на выставке искусства. И всё же хороших отзывов было много.
Рекорды
Мы благодарим чудесный Дом Павла Кузнецова за гостеприимство и погруженную в искусство неделю и ночь. Это место было самым посещаемым из всех филиалов Радищевского музея!
Больше интересных мест Саратова у меня на канале
Как вы относитесь к непозитивным эмоциям на выставках?