Найти в Дзене
Арсений Ермаченко

Хошем покарает за грехи тех кто начал войну и страдания

Библейское учение о Божьем воздаянии за грехи, включая развязывание войн и причинение страданий, раскрывается через несколько ключевых принципов, подтверждённых Священным Писанием и толкованиями святых отцов. Вот основные аспекты этой истины:

Принцип духовной причинности 

  Грех нарушает гармонию между человеком и Богом, что приводит к последствиям в материальном мире.

В Книге пророка Осии прямо указано: отсутствие "истины, милосердия и Богопознания" (Ос. 4:1) ведёт к национальному кризису — кровопролитию, голоду, социальному распаду . Николай Сербский поясняет: войны возникают не случайно, а как следствие человеческого отступничества от Бога, особенно гордыни, славолюбия и жестокости.

Ответственность правителей и народов

  - Политические решения: Бог попускает поражение в войне народу, чьи вожди упорствуют в беззаконии. Например, в Книгах Царств израильские цари, введшие народ в идолопоклонство, становились причиной военных катастроф.

  - Коллективная ответственность: Войны часто названы наказанием за грехи всего общества: "Клятва и обман, убийство и воровство... крайне распространились" (Ос. 4:2) . Святитель Николай Сербский предупреждает: если народы не покаются, Бог отдаст победу "народам азиатским".

Страдания праведников: тайна Промысла

  Книга Иова напоминает, что не всякое страдание — прямое наказание за грех. Иов, "непорочный и справедливый", потерял имущество, детей и здоровье, но его скорби были испытанием веры, а не карой. Христос предупреждает учеников: "В мире скорбны будете" (Ин. 16:33), но это — часть духовной брани, где верующие участвуют в Его победе над злом.

Механизм воздаяния: не "месть", но вразумление

  - Цель бедствий — не уничтожение, а призыв к покаянию: "Как одежду, измаранную грязью... невозможно очистить, если не мыть в воде... так и ризу душевную... иначе отмыть нельзя, как только... перенесением скорбей" (преп. Симеон Новый Богослов).

  - Роль свободы воли: Бог не насилует человека, но позволяет ему пожинать плоды своеволия. Архимандрит Амвросий (Юрасов) поясняет: "Мы, когда грешим, сами себя наказываем... За наши грехи благодать отходит, и мы попадаем во власть демонов".

Условие отмены наказания: покаяние и прощение

  - Личное обращение: В притче о непрощающем должнике (Мф. 18:35) Христос показывает: милость к другим отменяет приговор за собственные грехи.

  - Пример Осии: Бог обещал "истребить" Израиль за грехи (Ос. 4:6), но через покаяние народ мог обрести прощение. В истории Ниневии (книга Ионы) это спасло город от гибели. 

  - Сила Божьего забвения: В притче "Бог, который забывает грехи" священник убеждается в Божественном явлении, услышав: "Скажите вашему священнику, что Я забыл его грехи".

Война — следствие кумулятивного греха человечества (гордыни, насилия, идолопоклонства), но Бог обращает даже катастрофы ко благу: они обнажают зло, вразумляют гордых и укрепляют верных.
Как победивший мир Христос заповедует: "Мужайтесь!" (Ин. 16:33) , а призыв к покаянию остается путем к миру: "Обратитесь ко Мне — и Я обращусь к вам" (Зах. 1:3).
Мир в США, Израиле и Иране наступит если народы их обратятся к покаянию и прощению взаимных претензий.

"Зло всегда забегает вперед, но не одолевает. Каин родился прежде Авеля, и Исав прежде Иакова, но победа осталась на стороне последних... Будем верить, что и нас Господь не оставит".