Найти в Дзене
Киноведьма

"Евгений..." нет, не Онегин - Телегин. И щепотка Цоя впридачу.

Ох и щедр российский кинематограф последних лет на экранизации произведений Александра Сергеевича Пушкина! То шедевральный анреасяновский "Онегин", где в сценах с Лизой Моряк мне, хоть убей, из-за деревьев мерещилась физиономия Прилучного -Мэджика. То "Пророк" с обожаемым мною Юрой Борисовым, где наше все, как и когда-то киноЕсенин, скачет по кабакам и кидает гневные тирады в лицо царю(?!!), забыв в итоге хоть что-то напророчить. И вот - "Евгений Телегин", экранизация не самой поэмы Пушкина, а одноименного романа питерского художника и режиссера Виктора Тихомирова. В трейлере лихо гремел "Последний герой" Виктора Цоя. При чем здесь Цой, спросите Вы? Да просто действие происходит в Ленинграде и его окрестностях в 1980-е годы. Поздний СССР, квартирники, плакаты "Rolling stones" на стенах. Этакая фантазия на тему классики. Признаюсь, эта эпоха мне весьма и весьма интересна, поэтому я и не замедлила оценить очередное прикосновение к "Онегину" Именно прикосновение. Сразу хочу предупредить

Ох и щедр российский кинематограф последних лет на экранизации произведений Александра Сергеевича Пушкина! То шедевральный анреасяновский "Онегин", где в сценах с Лизой Моряк мне, хоть убей, из-за деревьев мерещилась физиономия Прилучного -Мэджика. То "Пророк" с обожаемым мною Юрой Борисовым, где наше все, как и когда-то киноЕсенин, скачет по кабакам и кидает гневные тирады в лицо царю(?!!), забыв в итоге хоть что-то напророчить.

И вот - "Евгений Телегин", экранизация не самой поэмы Пушкина, а одноименного романа питерского художника и режиссера Виктора Тихомирова. В трейлере лихо гремел "Последний герой" Виктора Цоя. При чем здесь Цой, спросите Вы? Да просто действие происходит в Ленинграде и его окрестностях в 1980-е годы. Поздний СССР, квартирники, плакаты "Rolling stones" на стенах. Этакая фантазия на тему классики. Признаюсь, эта эпоха мне весьма и весьма интересна, поэтому я и не замедлила оценить очередное прикосновение к "Онегину"

Именно прикосновение. Сразу хочу предупредить любителей воспроизведения классики "буква в букву": если вы хотите увидеть здесь Пушкина, лучше не ходите, ибо ругаться будете сильно. От оригинала осталась сюжетная канва.

Сам главный герой (в исполнении Евгения Ткачука) здесь весьма схематичен. Это не циничный столичный житель, уставший от пустой суеты, это просто очень образованный, привлекательный и слегка скучающий молодой человек. Автор не дает нам экскурса в его прошлое, не обрисовывает перспектив. Здесь и сейчас.

-2

Татьяна - юная (наконец-то, прости, Лиза Моряк), девочка с русалочьими глазами.

-3

Серафима Крамер - открытие фильма и, на мой взгляд, русского кино в целом. Потрясающе сыграла и юную трепетную лань, и светскую даму. В образе журналистки - прямо хищница, жесткая, даже пугающая.

Все действие сопровождается интеллигентными беседами об искусстве, искренности и пошлости, любви и страсти. Выглядит все это как забавный постмодернистский коктейль из мыслей и слов людей, приобщившихся к культуре, но не проникшихся ею. Вся "жизнь культурная" выглядит пустой и ненастоящей, впрочем, как и события тех времен. Квартирники Виктора Цоя, как традиционный символ бунтарства тех лет, не имеют никакой смысловой нагрузки. Бунтовать, противостоять решительно некому и нечему. Борьба с пошлостью тоже упоминается с легкой насмешкой как задача априори бессмысленная. "Людям нравится пошлость" - глубокомысленно изрекает экранный Виктор Цой. А главный герой просто сидит рядом все с тем же отсутствующим видом. Пошлость в столице, пошлость на деревенском празднике, только все еще более простенькое, чем в пушкинском оригинале.

-4

Более того, даже сцены Афганской войны, на которой оказывается главный герой, не разбавляют эту пустоту. Такое чувство, что все, что делает человек, несметные пласты его культуры, - не имеет ни смысла, ни ценности, потому что большинство как раз и не в состоянии эту ценность постичь.

А что тогда ценно?

Ответ на то нам дает камера, скользящая по полям, лесам, озерам. С невероятной любовью оператор передает красоту природы. Вечерний луг источает невероятный покой и умиротворение, кажется, что с экрана пахнет травами. В садах распускаются цветы, алым цветом наливаются яблоки. Река переливается на солнце и снова и снова манит главного героя. Телегин в большей части кадров просто стоит и смотрит на неподвижную воду. Складывается впечатление, что только здесь, сливаясь с природой, он чувствует себя живым. Здесь не место разуму, критическому анализу, здесь надо просто сорзерцать и наполняться тем чудом, что создал не человек, и которое остается ему неподвластным. Это подчеркивает и саундтрек. Славянский фолк в сочетании с пейзажами создает потрясающее ощущение таинственности, чуть ли не мистики, радости, ожидания любви. И именно это кажется настоящим. "Человек естественный" негласно противопоставляется "Человеку цивилизованному".

Фильм стоит посмотреть исключительно из-за этой аудио-визуальной стороны и потрясающего послевкусия. Странное прочтение русской классики, но уж точно не оставляющее чувства звенящей пустоты. Из кинотеатра унесете мягкость вечернего света, а это уже немало.