Любители тюнинга и автоспорта часто слышат термин «прямоток» — особая выхлопная система, которая меняет звук и характеристики двигателя. В этой статье расскажем, что такое прямоток, зачем он нужен, как он работает, можно ли легально установить прямоток в России.
Также, чтоб узнавать больше интересных фактов об автомобильном мире подписывайтесь на наш телеграмм канал:
Что такое прямоток?
Прямоток — это тип выхлопной системы, в которой газы из двигателя выводятся с минимальным сопротивлением и без дополнительных шумоглушителей. В отличие от стандартных систем с катализаторами и резонаторами, прямоток имеет более простой и свободный путь для выхлопных газов.
Для чего нужен прямоток?
1. Улучшение динамики автомобиля. Снижение обратного давления в выхлопной системе способствует более свободному выходу газов, что может увеличить мощность и отзывчивость двигателя, особенно на высоких оборотах.
2. Яркий звук. Многие автолюбители выбирают прямоток ради характерного громкого и спортивного звучания выхлопа.
3. Тюнинг и стиль. Прямоток — популярный аксессуар для тех, кто хочет выделиться и придать автомобилю индивидуальность.
Как работает прямоток?
В стандартной выхлопной системе газы проходят через несколько ступеней очистки и глушения:
- Катализатор. Уменьшает токсичность выхлопа.
- Резонаторы и глушители. Поглощают звук и снижают шум.
В прямотоке эти элементы либо отсутствуют, либо значительно упрощены. Выхлопные газы выходят почти напрямую из коллектора через трубу, что уменьшает сопротивление и позволяет газам быстрее покидать двигатель. Это снижает нагрузку на мотор и улучшает его отдачу.
Однако стоит помнить, что отсутствие катализатора и глушителей приводит к увеличению шума и повышенному уровню вредных выбросов.
Можно ли легально поставить прямоток в России?
В России установка прямоточной выхлопной системы сопряжена с рядом ограничений:
1. Требования к уровню шума.
По закону уровень шума автомобиля не должен превышать установленные нормы. Прямоток часто их нарушает.
Согласно ГОСТ Р 51709-2001 и требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», уровень шума автомобиля при движении и на холостом ходу не должен превышать установленные значения в децибелах (дБ):
- Для легковых автомобилей с двигателями объёмом до 1,0 л — не более 74 дБ при движении и не более 82 дБ на холостом ходу.
- Для двигателей объёмом от 1,0 до 2,0 л — не более 76 дБ при движении и не более 84 дБ на холостом ходу.
- Для двигателей объёмом свыше 2,0 л — не более 78 дБ при движении и не более 86 дБ на холостом ходу.
Эти значения измеряются на определённом расстоянии и при стандартных условиях (например, на скорости 50 км/ч).
2. Экологические нормы.
Отсутствие катализатора приводит к увеличению вредных выбросов, что противоречит требованиям по экологии.
Выхлопные газы должны соответствовать экологическим стандартам Евро-4, Евро-5 или Евро-6, в зависимости от года выпуска автомобиля и региона эксплуатации. Удаление или замена катализатора и сажевого фильтра, характерные для прямотока, приводят к повышению содержания вредных веществ (CO, NOx, HC) в выхлопе, что нарушает эти стандарты.
3. Технический регламент.
Автомобиль с изменённой выхлопной системой должен проходить техосмотр и иметь подтверждение соответствия нормам.
В итоге, установка прямотока «на коленке» без соблюдения требований обычно считается незаконной и может привести к штрафам, проблемам при техосмотре и даже запрету эксплуатации автомобиля.
Как же поставить автомобиль с прямоточной выхлопной системой на учёт?
Если вы установили прямоток или планируете это сделать, чтобы избежать проблем с законом и регистрацией, необходимо провести сертификацию изменений.
Как пройти сертификацию изменений конструкции автомобиля (например, установка прямотока)?
1. Куда обращаться?
Сертификация изменений конструкции автомобиля проводится в специализированных аккредитованных организациях — центрах экспертизы транспортных средств.
- Поиск аккредитованных организаций можно осуществить через Росстандарт или на сайте Ростехнадзора.
- Часто такие услуги оказывают технические центры, станции техобслуживания с лицензией, или специализированные экспертные компании.
2. Какие документы понадобятся?
- Паспорт транспортного средства (ПТС).
- Свидетельство о регистрации ТС (СТС).
- Паспорт владельца автомобиля.
- Технический паспорт (если есть).
- Договор на выполнение работ по установке выхлопной системы (если монтаж делался в сервисе).
- Заявление на проведение экспертизы изменений.
- Техническое описание и документы на новую выхлопную систему (сертификаты производителя, паспорта и др.).
- Фото автомобиля и изменённой выхлопной системы.
3. Процедура сертификации
- Подача заявления и документов. Вы обращаетесь в аккредитованный центр экспертизы с полным пакетом документов.
- Осмотр и испытания. Специалисты проводят осмотр автомобиля, измеряют уровень шума, проводят замеры токсичности выхлопа, проверяют соответствие изменений техническим требованиям.
- Выдача заключения экспертизы. Если автомобиль соответствует нормам, выдается официальное заключение об изменениях конструкции.
- Внесение изменений в ПТС. С этим заключением вы идёте в ГИБДД для внесения изменений в документы.
4. Сколько стоит?
- Экспертиза изменений конструкции автомобиля — от 10 000 до 30 000 рублей, в зависимости от региона и сложности работ.
- Измерения уровня шума и токсичности — обычно включены в стоимость экспертизы, но могут оплачиваться отдельно — от 3 000 до 10 000 рублей.
- Внесение изменений в ПТС в ГИБДД — государственная пошлина около 800–1 000 рублей.
- Дополнительные услуги (консультации, подготовка документов) — от 2 000 рублей и выше.
5. Сроки
- Процедура экспертизы и испытаний обычно занимает от 3 до 10 рабочих дней.
- Внесение изменений в ПТС через ГИБДД — от 1 до 5 рабочих дней.
В целом весь процесс может занять от 1 до 3 недель.
Итог
Прямоток — это выхлопная система с минимальным сопротивлением и шумоглушением, которая улучшает динамику и создаёт характерный спортивный звук. Несмотря на привлекательность, в России её установка связана с юридическими ограничениями из-за норм по шуму и экологии. Если вы задумались о прямотоке, лучше обращаться к специалистам и выбирать сертифицированные решения, чтобы избежать проблем с законом.
Если хотите узнать больше о тюнинге и автомобильных технологиях — подписывайтесь на наш канал!