Найти в Дзене
АвтоХит 360

Что такое прямоток в автомобиле: назначение, принцип работы и легальность в России

Оглавление

Любители тюнинга и автоспорта часто слышат термин «прямоток» — особая выхлопная система, которая меняет звук и характеристики двигателя. В этой статье расскажем, что такое прямоток, зачем он нужен, как он работает, можно ли легально установить прямоток в России.

Также, чтоб узнавать больше интересных фактов об автомобильном мире подписывайтесь на наш телеграмм канал:

АвтоХит 360

Что такое прямоток?

Прямоток — это тип выхлопной системы, в которой газы из двигателя выводятся с минимальным сопротивлением и без дополнительных шумоглушителей. В отличие от стандартных систем с катализаторами и резонаторами, прямоток имеет более простой и свободный путь для выхлопных газов.

Для чего нужен прямоток?

1. Улучшение динамики автомобиля. Снижение обратного давления в выхлопной системе способствует более свободному выходу газов, что может увеличить мощность и отзывчивость двигателя, особенно на высоких оборотах.

2. Яркий звук. Многие автолюбители выбирают прямоток ради характерного громкого и спортивного звучания выхлопа.

3. Тюнинг и стиль. Прямоток — популярный аксессуар для тех, кто хочет выделиться и придать автомобилю индивидуальность.

Как работает прямоток?

В стандартной выхлопной системе газы проходят через несколько ступеней очистки и глушения:

  • Катализатор. Уменьшает токсичность выхлопа.
  • Резонаторы и глушители. Поглощают звук и снижают шум.
-2

В прямотоке эти элементы либо отсутствуют, либо значительно упрощены. Выхлопные газы выходят почти напрямую из коллектора через трубу, что уменьшает сопротивление и позволяет газам быстрее покидать двигатель. Это снижает нагрузку на мотор и улучшает его отдачу.

Однако стоит помнить, что отсутствие катализатора и глушителей приводит к увеличению шума и повышенному уровню вредных выбросов.

Можно ли легально поставить прямоток в России?

-3

В России установка прямоточной выхлопной системы сопряжена с рядом ограничений:

1. Требования к уровню шума.

-4

По закону уровень шума автомобиля не должен превышать установленные нормы. Прямоток часто их нарушает.

Согласно ГОСТ Р 51709-2001 и требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», уровень шума автомобиля при движении и на холостом ходу не должен превышать установленные значения в децибелах (дБ):

  • Для легковых автомобилей с двигателями объёмом до 1,0 л — не более 74 дБ при движении и не более 82 дБ на холостом ходу.
  • Для двигателей объёмом от 1,0 до 2,0 л — не более 76 дБ при движении и не более 84 дБ на холостом ходу.
  • Для двигателей объёмом свыше 2,0 л — не более 78 дБ при движении и не более 86 дБ на холостом ходу.

Эти значения измеряются на определённом расстоянии и при стандартных условиях (например, на скорости 50 км/ч).

2. Экологические нормы.

-5

Отсутствие катализатора приводит к увеличению вредных выбросов, что противоречит требованиям по экологии.

Выхлопные газы должны соответствовать экологическим стандартам Евро-4, Евро-5 или Евро-6, в зависимости от года выпуска автомобиля и региона эксплуатации. Удаление или замена катализатора и сажевого фильтра, характерные для прямотока, приводят к повышению содержания вредных веществ (CO, NOx, HC) в выхлопе, что нарушает эти стандарты.

3. Технический регламент.

-6

Автомобиль с изменённой выхлопной системой должен проходить техосмотр и иметь подтверждение соответствия нормам.

В итоге, установка прямотока «на коленке» без соблюдения требований обычно считается незаконной и может привести к штрафам, проблемам при техосмотре и даже запрету эксплуатации автомобиля.

Как же поставить автомобиль с прямоточной выхлопной системой на учёт?

Если вы установили прямоток или планируете это сделать, чтобы избежать проблем с законом и регистрацией, необходимо провести сертификацию изменений.

Как пройти сертификацию изменений конструкции автомобиля (например, установка прямотока)?

1. Куда обращаться?

Сертификация изменений конструкции автомобиля проводится в специализированных аккредитованных организациях — центрах экспертизы транспортных средств.

  • Поиск аккредитованных организаций можно осуществить через Росстандарт или на сайте Ростехнадзора.
  • Часто такие услуги оказывают технические центры, станции техобслуживания с лицензией, или специализированные экспертные компании.

2. Какие документы понадобятся?

  • Паспорт транспортного средства (ПТС).
  • Свидетельство о регистрации ТС (СТС).
  • Паспорт владельца автомобиля.
  • Технический паспорт (если есть).
  • Договор на выполнение работ по установке выхлопной системы (если монтаж делался в сервисе).
  • Заявление на проведение экспертизы изменений.
  • Техническое описание и документы на новую выхлопную систему (сертификаты производителя, паспорта и др.).
  • Фото автомобиля и изменённой выхлопной системы.

3. Процедура сертификации

  • Подача заявления и документов. Вы обращаетесь в аккредитованный центр экспертизы с полным пакетом документов.
  • Осмотр и испытания. Специалисты проводят осмотр автомобиля, измеряют уровень шума, проводят замеры токсичности выхлопа, проверяют соответствие изменений техническим требованиям.
  • Выдача заключения экспертизы. Если автомобиль соответствует нормам, выдается официальное заключение об изменениях конструкции.
  • Внесение изменений в ПТС. С этим заключением вы идёте в ГИБДД для внесения изменений в документы.

4. Сколько стоит?

  • Экспертиза изменений конструкции автомобиля — от 10 000 до 30 000 рублей, в зависимости от региона и сложности работ.
  • Измерения уровня шума и токсичности — обычно включены в стоимость экспертизы, но могут оплачиваться отдельно — от 3 000 до 10 000 рублей.
  • Внесение изменений в ПТС в ГИБДД — государственная пошлина около 800–1 000 рублей.
  • Дополнительные услуги (консультации, подготовка документов) — от 2 000 рублей и выше.

5. Сроки

  • Процедура экспертизы и испытаний обычно занимает от 3 до 10 рабочих дней.
  • Внесение изменений в ПТС через ГИБДД — от 1 до 5 рабочих дней.

В целом весь процесс может занять от 1 до 3 недель.

Итог

Прямоток — это выхлопная система с минимальным сопротивлением и шумоглушением, которая улучшает динамику и создаёт характерный спортивный звук. Несмотря на привлекательность, в России её установка связана с юридическими ограничениями из-за норм по шуму и экологии. Если вы задумались о прямотоке, лучше обращаться к специалистам и выбирать сертифицированные решения, чтобы избежать проблем с законом.

Если хотите узнать больше о тюнинге и автомобильных технологиях — подписывайтесь на наш канал!