Найти в Дзене
autoracingworld

Killinger & Freund (1938): предтеча современных электросамокатов

Пять мюнхенских инженеров во главе с Киллингером и Фройндом потратили три года, чтобы превратить смелую концепцию Megola в надежный повседневный мотоцикл. Их девизом была не инновация ради инновации, а практичность. Они кардинально доработали конструкцию: трехцилиндровый двухтактник (600 см³) в колесе стал легче (всего 50 кг против 80 у Megola), получил систему дисковых клапанов (Drehschieber) для точного впуска и батарейное зажигание для легкого запуска. Но самое главное: появились 2-ступенчатая коробка передач и многодисковое сцепление, решив проблему запуска Megola. Killinger & Freund намного лучше, чем Megola. Конструкторам удалось значительно снизить вес двигателя (неподрессоренной массы): переднее колесо с мотором весит всего 50 кг. Применение беспоплавкового карбюратора избавило от проблем, связанных с вибрациями, а батарейное зажигание обеспечило легкий запуск. Мотоцикл уже прошел тест-драйв, а двигатель был испытан на испытательном стенде. Поскольку в этот мотоцикл встроено т

Пять мюнхенских инженеров во главе с Киллингером и Фройндом потратили три года, чтобы превратить смелую концепцию Megola в надежный повседневный мотоцикл. Их девизом была не инновация ради инновации, а практичность.

Источник изображения: Youtube.com
Источник изображения: Youtube.com

Они кардинально доработали конструкцию: трехцилиндровый двухтактник (600 см³) в колесе стал легче (всего 50 кг против 80 у Megola), получил систему дисковых клапанов (Drehschieber) для точного впуска и батарейное зажигание для легкого запуска. Но самое главное: появились 2-ступенчатая коробка передач и многодисковое сцепление, решив проблему запуска Megola.

Killinger & Freund намного лучше, чем Megola. Конструкторам удалось значительно снизить вес двигателя (неподрессоренной массы): переднее колесо с мотором весит всего 50 кг. Применение беспоплавкового карбюратора избавило от проблем, связанных с вибрациями, а батарейное зажигание обеспечило легкий запуск.
Мотоцикл уже прошел тест-драйв, а двигатель был испытан на испытательном стенде. Поскольку в этот мотоцикл встроено так много прогрессивных идей, мы надеемся, что разработчики получат возможность завершить свою работу, потому что мы хотели бы когда-нибудь испытать преимущества этого мотоцикла. (c) журнал MOTORRAD, октябрь 1938 г.

Конструкторы добились невероятной простоты: деталей меньше, чем у малокубатурного мопеда! Так, например, двигатель снимался после откручивания всего двух болтов, а покрышка – через разъемный обод. Аэродинамический кожух защищал механизмы от грязи, а подвеска (телескопическая вилка спереди, масляные амортизаторы сзади и регулируемое сиденье) обещала комфорт. Сухой вес – 135 кг. Довершал картину дизайн в стиле ар-деко – последний писк моды. Выставочные залы не пустовали – публика валом валила на необычную машину!

Источник изображения: Youtube.com
Источник изображения: Youtube.com

В 1938 году, после успешного показа на Берлинской выставке, прототип мотоцикла и документация были переданы заводу Gustloff в Зуле для организации серийного производства. Группа инженеров в составе Гебхарта, Пларре и Вольфа доработала конструкцию под требования конвейерного выпуска. Комплектующие поступали от проверенных поставщиков: мюнхенская Hurth обеспечивала двигатели, а эсслингенская Allgaier – коробки передач. Хотя техническая подготовка производства была полностью завершена, запуск серии сорвался из-за начала Второй мировой войны.

На этом история мотор-колеса с ДВС для мотоциклов и закончилась. Никто после Killinger & Freund не счел нужным повторить этот головоломный трюк.

На долгие годы концепция мотор-колеса для мотоциклов оказалась забыта, уступив место традиционным схемам с цепными, карданными и ременными передачами. Инженеры 20 века так и не смогли преодолеть фатальные недостатки конструкции, главный из которых – высокие неподрессоренные массы.

Мотор-колесо Killinger & Freund. Источник изображения: Youtube.com
Мотор-колесо Killinger & Freund. Источник изображения: Youtube.com

Но теперь, спустя столетие после экспериментов немецких инженеров, маятник технологий качнулся в обратную сторону. В 2020-х концепция мотор-колеса стала по-настоящему жизнеспособной. Технологический прогресс в материаловедении и электронике наконец позволил преодолеть ограничения, которые оказались непреодолимыми для создателей легендарных Megola и Killinger & Freund.

Современные мотор-колеса, чья масса по сравнению с бензиновыми предшественниками уменьшилась в 2-3 раза, прочно заняли свою нишу в транспортной экосистеме. Яркий пример – 80% современных электросамокатов используют передний привод с мотор-колесом. На скоростях до 40 км/ч проблемы с неподрессоренными массами стали минимальными, а преимущества – очевидны: отличная устойчивость на мокром покрытии и предельно простая конструкция, не требующая сложного обслуживания.

Устройство двигателя Killinger & Freund. Источник изображения: Youtube.com
Устройство двигателя Killinger & Freund. Источник изображения: Youtube.com

Теперь мы видим: Megola и Killinger & Freund вовсе не были провалом. Эти машины просто опередили время. Их концепция дождалась момента, когда новые материалы и технологии смогли устранить прежние ограничения.

Сегодня идеи Майкснера, Кокерелля и Ландграфа реализованы в миллионах городских самокатов, ставших неотъемлемой частью нашей повседневности. Простота, надежность, функциональность – эти принципы, к которым так стремились инженеры прошлого, наконец обрели свою реальную форму в современном мире.

Полную версию этой статьи вы можете прочитать на сайте AutoracingWorld, перейдя по ссылке.