В отчаянной надежде на спасение, они прорывались сквозь ледяную тундру. Но даже успешный уход от охраны не гарантировал безопасность, ведь на пути могли встретиться коренные жители Севера. Что же делали ненцы с теми, кто решался на побег с печально известной "Мёртвой дороги"?
"Многие отличались жестокостью"
Объект №501 – так в секретных документах обозначалась железная дорога, возводившаяся в середине XX века. Её целью было соединение станции Чум, города Салехарда и посёлка Игарка. Работы велись в суровых условиях севера России, на полуострове Ямал, в период с 1947 по 1953 год. Отрезок пути между столицей ЯНАО и Надымом до сих пор называют "Мёртвой дорогой".
Основной рабочей силой были заключённые, осуждённые за различные преступления, от кражи продуктов до политических проступков, воровства, грабежей и убийств. Последние именовали себя "бла́тными". Отношения между заключёнными и надзирателями, несмотря на отдельные инциденты, были относительно спокойными. Однако существовала категория людей, представлявшая ещё большую опасность – самоохранники. Они также были заключёнными, но осуждёнными по другим статьям.
"Вчера ты был таким же заключённым, а сегодня тебе дают оружие. Конфликты с самоохраной возникали чаще всего, потому что, по свидетельствам очевидцев, многие из них отличались жестокостью. Ещё вчера ты был наравне со всеми, а сегодня у тебя в руках автомат, и ты чувствуешь себя свободным", – пояснил Игорь Сегеда, автор проекта "Жизнь ГУЛАГа", в программе "Специальный репортаж".
Тела беглецов выставляли на всеобщее обозрение
"Распространённое мнение о том, что под каждой шпалой лежит заключённый – это миф. В случае происшествий на рабочем месте собиралась комиссия. Если человек, не дай бог, умирал на стройке, проводилось расследование с участием начальника лагеря. Но умирали в основном в лагере", – добавил Сегеда.
В протоколе 1949 года указаны причины смертности в процентном соотношении. Всего на стройке №501 скончалось 2% от общего числа заключённых, из них 25% – от дистрофии, 25-30% – от туберкулёза, а также от пневмонии или в результате попытки побега.
"Во время побегов охранники открывали огонь. Тела беглецов выкладывали у проходной на 2-3 дня, чтобы все заключённые видели, что их ждёт в случае побега".
Чем занимались женщины-заключённые
Иногда побеги заканчивались удачно, и беглецам удавалось выжить. Однако некоторые впоследствии возвращались в лагерь.
"Побродив по тундре, человек понимал, что у него нет шансов. Либо выходил в посёлок и признавался: "Я сбежал оттуда-то", и его возвращали обратно, либо, если помнил дорогу, мог вернуться сам. Разумеется, за это лишали надбавок (он работал день за три) и судили, добавляя срок", – рассказал Игорь.
На стройке работали не только мужчины, но и женщины – около 3 тысяч человек, что составляло 18% от общего числа работников. Женщины выполняли "лёгкие" работы: делали насыпь, намораживали шпалы, очищали рельсы от снега.
Для укладки пути использовались рельсы, непригодные для других целей: бывшие в употреблении, с недостающим количеством креплений и шпал, повреждённые остатки с прифронтовых железных дорог. Перед укладкой их резали, выпрямляли и сваривали.
"За поимку беглых полагалась награда"
Во время побегов заключённые иногда нападали на семьи коренных северян, проживавших в стойбищах, и уничтожали свидетелей. Но случалось и наоборот.
"Коренному населению платили за поимку беглых заключённых. За каждого пойманного давали мешок муки, патроны к оружию, горюче-смазочные материалы. При этом не обязательно было доставлять беглеца живым, достаточно было предоставить, например, руки в качестве доказательства.
Однажды инженер влюбился в заключённую. Он переоделся в одежду заключённых и пошёл к ней на свидание. Такие случаи тоже бывали. Но он не вернулся. Через некоторое время ненец принёс уши беглого заключённого. У инженера были приметные уши – с большим родимым пятном. Так его опознали и выяснилось, что ненец, не разобравшись, убил "заключённого"".
По материалам Ямал Медиа