Сегодня профессиональный пра-здник отмечают кинологи, по при-чине чего я хочу рассказать о не-обычных эпизодах на съёмках фильмов с участием собак. Ра-зумеется тех фрагментов, в кото-рых принимали участие наши че-твероногие друзья.
Фильм "Мужики" (1981, режиссёр Искра Бабич) стал одним из лиде-ров кинопроката 1982-го, заняв второе место — его посмотрело 38,4 миллиона зрителей. Одной из самых запоминающихся сцен фильма "Му-жики" (1982) стала та, где собака Рекс, оставшаяся без хозяев, из пос-ледних сил бежит за машиной. Эта сцена буквально пробивала зри-телей на слёзы, но мало кто знает, каких усилий стоило её снять.
Рекс оказался настоящим героем не только на экране, но и за его преде-лами. Однако заставить пса выпол-нять столь сложную задачу оказа-лось крайне непросто. Домашний и немолодой, он был не привык к дол-гим пробежкам, тем более в таком темпе.
Чтобы добиться нужного эффекта, хозяйку Рекса спрятали на заднем сиденье машины. Пёс, увидев, как она исчезает в автомобиле, рванул следом.
О съёмках Юрия Никулина в роли милиционера-кинолога в фильме "Ко мне, Мухтар!" (1964) рассказы-вает сайт "Активный возраст".
Кинологи справедливо называют дрессированных собак «первой ли-нией обороны». Сколько раз в глу-хих российских деревнях лохматые принимали на себя начальный удар двуногих зверей, безжалостных гра-бителей, готовых на все, предупреж-дая владельцев о нападении лаем, часто спасая ценой собственной жи-зни, вступив в смертельную схватку с преступниками!.. У служебных со-бак работа куда опаснее: защита хо-зяев от криминальных граждан — это полдела. Совсем иное по степе-ни бесстрашия и сложности — схватка с матёрыми уголовниками, которым нечего терять в случае по-имки.
В фильме «Ко мне, Мухтар!»(1962), хотя во многом и схематично, по-верхностно, но по сути верно по-казано, как из малоосмысленного щенка в СССР готовили четвероно-гого бойца, ужас и грозу нарушите-лей закона.
Будущий автор сценария фильма, писатель Израиль Меттер, заядлый собачник, еще в 1959 году в Музее ленинградского уголовного розыска увидел необычный экспонат — чу-чело немецкой овчарки. Сотрудники на справедливое недоумение посе-тителя сделали пояснение, что это сохраненный таксидермистами ле-гендарный служебный пес Султан. Участник обороны и блокады Ле-нинграда, во время и после войны задержавший около тысячи прес-тупников всех мастей, дважды серь-ёзно раненый, сохранивший госу-дарству более 3 млн. рублей соци-алистической собственности (для 40–50-х годов сумма невероятная!). Последним проводником пса был майор розыскной службы Петр Бушмин.
Пораженный этой историей прозаик встретился с Бушминым, много часов расспрашивал и записывал его рассказы о работе и приключе-ниях героического пса. Но, как ока-залось впоследствии, тяжелее служ-бы оказался финал собачьей жизни: Султан доживал последние годы в зябком вольере, никому не нужным немощным стариком, и умер в пол-ном одиночестве, без ласковой хо-зяйской ладони… Автор изменил кличку и финал истории на более человеческий: так появилась по-весть «Мухтар», а чуть позже и сце-нарий.
В главной собачьей роли снялись четыре овчарки. Во-первых, потому что необходимо было показать Мухтара в возрасте от года до заслуженного ветерана лет десяти. Во-вторых, в процессе съёмок ока-залось, что даже «кремневые» бой-цы из элиты МВД могли ни с того ни с сего спасовать в непривычных обстоятельствах.
Так, в эпизоде задержания реци-дивистов в снежную бурю для соз-дания этой самой бури требовалось включить мощные ветродуи. Грохот адских агрегатов овчарок, натаскан-ных бороться с самыми «отморо-женными» преступниками, почему-то пугал до беспамятства — они бежали куда глаза глядят, поджав хвосты! А ведь это действительно были серьезные заслуженные псы, Урал и Байкал, предоставленные на съемки из главного питомника МВД СССР, с честью, добросовестно отра-ботавшие другие эпизоды.
Например, от бескомпромиссного бойца Байкала у актера Льва Дуро-ва, сыгравшего рецидивиста Рыбу, остались жуткие воспоминания. Пес в сцене захвата бандита «сработал» по-настоящему и практически в нес-колько мгновений: сбил актера с ног, швырял туда-сюда, таскал по земле, сорвал защитный рукав и уже под-бирался к горлу, когда наконец опо-мнились дрессировщики и оттащили собаку. «На мне остались только трусы и валенки, — вспоминал Ду-ров. — Ну еще и шрам на ноге, на память о съемках». А вот снежной бури Байкал пугался…
Тогда вспомнили про письмо ки-евлянина Михаила Длигача. Он чи-тал повесть «Мухтар», знал из прес-сы о начале съёмок и, написав пи-сьмо на «Мосфильм», предлагал: приезжайте, посмотрите на моего Дейка — он сыграет Мухтара лучше всех! Отправили консультанта-кино-лога и тот телеграфировал: «Пёс потрясающий, надо брать!» Но хо-зяин Длигач оказался главным ин-женером предприятия, и на съёмки на три месяца начальство его отпус-кать категорически не соглашалось. Пришлось в Киев лететь Юрию Ни-кулину — под его обаянием и напо-ром все там подняли лапки кверху и отказать, разумеется, не смогли. Оказалось, что вопрос был решён его визитом лично к министру ма-шиностроения Украинской ССР.
«Полевые» сцены воспитания и дрессировки Мухтара снимались в питомнике МВД под Ростовом-на-Дону, одном из лучших в стране. Ну а «служебные» эпизоды — по боль-шей части в Москве и окрестностях. По прилете в столицу у хозяина Дейка спросили, в какой гостинице он хотел бы жить, на что Юрий Ни-кулин отреагировал категорично: только у меня! Так в семью Никули-ных на несколько месяцев заселился инженер со своим псом.
Конечно, во всех моментах съёмок вне камеры находился хозяин, ко-торый неслышно и незаметно пода-вал команды. Но и помимо этого, по воспоминаниям разных людей из съёмочной группы, Дейк был неве-роятно умным, обаятельным, инту-итивным псом — и прирождённым актером! Не пугался ни ветродуев, ни снегамороза, ни неожиданных «накладок» — и, бывало, неожидан-но для всех доигрывал сцену. На-пример, Никулин пил воду из-под крана, а пёс сам по себе тут же под-бежал, встал на задние лапы и, с удовольствием, стал пить с ладони актёра.
Или сцена, которая потрясла всех: операция тяжелораненого Мухтара, которого лейтенант Глазычев принёс в операционную на своих руках... Едва актёр положил пса на опера-ционный стол, Длигач еле слышно скомандовал: «Умер!» Под бок со-баке в виде крови налили клюк-венного сока, режиссер шепотом скомандовал «Мотор!»… И, вдруг, Дейк-Мухтар судорожно задышал, словно и впрямь собрался отдать душу собачьему богу. Самое неверо-ятное: у оператора не заладилось с камерой, дубль пришлось пересни-мать — и еще раз пёс точь-в-точь повторил процесс «умирания»! И уже команде «Снято!» бодренько соскочил со стола, гавкнул на всех жизнерадостно и рванул на улицу.
А вот необычные моменты из ки-ноленты "101 далматинец" (1996). Вы можете представить себе в од-ной комнате 101 далматинца? Так вот, на съёмочной площадке их бы-ло еще больше, поскольку для кадра требовались дублеры. А всего для съёмок ленты были задействованы 20 взрослых собак и около 230 щен-ков. Дело в том, что маленькие дал-матинцы росли очень быстро, а в кино они должны были быть одина-ковы, поэтому режиссерам и при-ходилось менять их каждые две не-дели. Зато потом маленьких актеров раскупали как пирожки, ведь у них был сертификат, что они сыграли в популярном фильме! К тому же пос-ле выхода «101 далматинца» на эк-раны популярность этой породы резко возросла.
Но вот работать над лентой, по признанию всей съёмочной группы, было тяжело. Если взрослые псы воспринимали команды дрессиро-вщика, то маленькие часто не слу-шались и постоянно разбегались. А для того, чтобы далматинцы обли-зывали своих коллег-людей (в филь-ме такое встречалось довольно час-то), последних мазали мясным со-ком. Можно предположить, какой запах стоял на съемочной площад-ке…
Продолжение следует