Найти в Дзене
TVcenter ✨️ News

Видела спасением лишь смерть: страдания Элины Быстрицкой из «Тихого Дона»

Оглавление

Элина Быстрицкая: Жизнь легенды, опалённая войной и предательством

Мы знаем Элину Быстрицкую как гордую и неприступную Аксинью из «Тихого Дона». Поклонники восхищались её красотой, а коллеги шептались о непростом характере. Но мало кто догадывается, какой тернистый путь прошла эта великая актриса, чтобы стать легендой. Её биография – это калейдоскоп событий: война, голод, разбитые мечты, конфликты, измены и предательство.

Кадр из фильма «Тихий Дон» 1957 год реж. Сергей Герасимов
Кадр из фильма «Тихий Дон» 1957 год реж. Сергей Герасимов

Военное детство

Элина Авраамовна Быстрицкая родилась 4 апреля 1928 года в Киеве. Её отец, Авраам Петрович Быстрицкий, был военным врачом-инфекционистом, капитаном медицинской службы. Мать, Эсфирь Исааковна Быстрицкая, работала учительницей в школе. Имя девочке дали в честь героини пьесы «У врат царства» норвежского драматурга Кнута Гамсуна. Забавно, что при оформлении документов паспортистка допустила досадную ошибку, записав имя с одной буквой «л».

С юных лет Элина мечтала о сцене. Вместе с соседскими детьми она устраивала импровизированные представления. Сестра актрисы, София Шегельман, вспоминала об этом времени с теплотой:

«Мама, папа, любящая бабушка, школа, подружки, игры в доктора или в Чапая. Самодельная сцена на лестничной площадке, занавес — бабушкина юбка, зрители — соседи, артисты — дети, дружная компания».

В 1941 году отца Элины направили на службу в санитарно-эпидемиологическую службу города Нежина. Семья Быстрицких приехала к нему из Киева на летние каникулы, которые навсегда изменила война. Авраам Быстрицкий работал в полевом госпитале, развернутом в Нежине в конце июня. Элина не осталась в стороне и добровольно помогала в госпитале: читала раненым газеты, разносила почту, писала под их диктовку письма родным.

В том же году Элина, её мать и младшая сестра были эвакуированы. Сначала они оказались под Харьковом, а затем в Актюбинске, Казахстан. В 1942 году Элина окончила курсы медсестёр и работала лаборанткой в передвижном полевом госпитале, сначала в Актюбинске, а затем в разных городах Украины.

Элина Быстрицкая в юности
Элина Быстрицкая в юности

Вопреки воле родителей

Послевоенный опыт работы в госпитале убедил родителей Элины в том, что её будущее – в медицине. Каково же было их изумление, когда дочь заявила о желании поступать в театральный! Элина объясняла своё решение стремлением к красоте и нежеланием больше видеть кровь и страдания.

Родители были непреклонны. Они настаивали на "серьезной" профессии, отличной от медицины. Быстрицкая на время отступила и поступила в Нежинский педагогический институт. Там она участвовала в художественной самодеятельности и, надо сказать, преуспевала в учебе. Но мечта о театре не отпускала.

Накопив немного денег со стипендии, Элина решила ехать в Киев. Сообщить об этом родителям было непросто. Мать, в гневе, спрятала все вещи дочери, чтобы помешать её отъезду. Но Быстрицкая, как всегда, проявила характер. Она просто ушла из дома в одном платье. Отец догнал её на вокзале, вручил чемодан с одеждой, буханку черного хлеба и две бутылки «Ситро». Обнял на прощание и услышал шепот дочери:

"Ты еще будешь мной гордиться".

Тернистый путь к славе

В Киеве Элина подрабатывала в массовке на киностудии, хватаясь за любую возможность заработать на жизнь и оплатить комнату в коммуналке. При этом она оставалась одной из лучших студенток курса.

На выпускном спектакле Быстрицкую заметил режиссер Херсонского театра, который без памяти влюбился в юную актрису. Его настойчивые ухаживания порой переходили границы. Оскорбленная Быстрицкая пожаловалась в комитет культуры и узнала, что её распределяют именно в Херсонский театр.

Почувствовав себя в ловушке, Элина решила действовать. Она задумала прорваться к главному режиссеру Театра Моссовета Юрию Завадскому. Встретившись с ним, она попросила принять её в труппу. Завадский был ошеломлен, но попросил предоставить характеристику от педагогов.

Быстрицкая вновь проявила несгибаемый характер. Она прошла 40 километров пешком под проливным дождем, чтобы получить заветную характеристику от преподавателя, уехавшего на выходные на дачу. Но, несмотря на все усилия, в Театр Моссовета её не взяли. Позже она узнала о двадцати анонимках, поступивших в театр. Вероятнее всего, это была месть обиженного режиссера из Херсона.

Вскоре Элина уехала в Вильнюс и поступила на службу в Вильнюсский русский драматический театр. Через два года она сыграла главную роль в фильме «Неоконченная повесть», где исполнила роль участкового врача Елизаветы Максимовны. В 1958 году Быстрицкая встретила своего будущего мужа. 43-летний Николай Кузьминский, заведующий отделом перевода Министерства внешней торговли СССР, покорил Элину своей заботой.

Он приезжал к ней на съемки, в том числе на съемочную площадку «Тихого Дона», чтобы поддержать актрису. Звезда Быстрицкой взошла именно после выхода «Тихого Дона», где она сыграла Аксинью. Но в 39 лет, на пике славы, она внезапно исчезла с экранов, решив посвятить себя работе в театре.

Успех, болезнь и предательство

На театральной сцене все знали о сложном характере Быстрицкой. Она всегда имела собственное видение роли и отстаивала свою точку зрения, что часто приводило к конфликтам с режиссерами.

Вскоре она триумфально вернулась в кино. Её роль в фильме «Добровольцы» стала незабываемой, хотя изначально режиссер сомневался в её кандидатуре, считая, что после «Тихого Дона» Элина должна играть только романтических героинь, а не комсомолок.

После успеха в Советском Союзе Быстрицкую ждала слава и предложения из-за рубежа. Рядом всегда был муж Николай. Он сопровождал её на мероприятиях и съемках. Но однажды Быстрицкая попала в больницу, и привычный уклад жизни рухнул. Врачи диагностировали серьезное переутомление, грозившее депрессией и даже помешательством. Актриса была в отчаянии, ведь медики настаивали на смене профессии.

Лечение не помогало, и муж, навещавший Быстрицкую, начал тяготиться болезнью супруги. Элина чувствовала, что чувства Николая остыли. Она собрала снотворное и решила покончить с собой.

Но её спасла поклонница, работавшая в больнице. Медсестра рассказала, что именно роль врача в «Неоконченной повести» вдохновила её на выбор профессии. Быстрицкая поняла, что должна взять себя в руки.

Но вскоре последовал новый удар. Муж подал на развод. Выяснилось, что пока Быстрицкая была в больнице, он развлекался с молодыми девушками. А позже признался, что любил не саму актрису, а красивую жизнь, которую получил благодаря браку с ней.

Развод стал тяжелым испытанием. Помимо эмоционального потрясения, актриса понесла и материальные потери. Николай подал на раздел имущества и, уходя, забрал люстру из квартиры и заставил супругу купить ему жилье, чтобы их квартира не стала предметом спора. Так закончились 27 лет брака, казавшиеся счастливыми.

-5

Одиночество в конце пути

В конце 70-х – начале 80-х Быстрицкая нашла себя в преподавании. Она работала в Высшем театральном училище имени Щепкина и ГИТИСе, возглавляла Федерацию художественной гимнастики. Но вскоре её постигла новая утрата.

Младшая сестра Софья переехала в Израиль и звала Элину с собой, но актриса отказалась. Вскоре умерла её близкая подруга Людмила Зыкина. В доме Быстрицкой стали появляться странные люди, которые то помогали актрисе, то требовали переписать на них имущество. Элина хотела, чтобы приехала сестра Софья, но визитеры утверждали, что свяжутся с ней, но время шло, и сестра не появлялась.

-6

Софья приехала сама, узнав об ухудшении здоровья актрисы в 2017 году. А через два года Элина Быстрицкая скончалась. Страшно представить, что последние дни она провела практически в полном одиночестве. Рядом были чужие люди, а близкие либо предали её, либо уехали.

💖 Мы стараемся делать этот канал уютным уголком для всех, кто любит мир звёзд. Если вам нравится, что мы делаем, поддержите нас — это вдохновляет нас на новые истории!