Добрый день всем!
В течении многих веков моряки всех стран, гражданские и военные, сталкивались со скудностью пищи на борту. Многим это стоило жизней.
Отсутствие возможности регулярно пополнять запасы во время долгих переходов и условий для хранения скоропортящихся продуктов вынуждали закупать что-то, что можно хранить долго и без особых требований.
В рацион часто входили сухари и солонина, выловленная рыба (если была возможность) или даже мясо черепах - они могли долго обходиться без еды и воды. Легендарный пиратский ром, кстати, пили не от хорошей жизни: не было возможности хранить большое количество пресной воды.
Всё это вкупе с антисанитарией приводило к расцвету кишечных инфекций среди экипажей и жуткому авитаминозу - цинге, веками губившей моряков.
Причины цинги (нехватку витамина С) выяснили только к 20 веку, но ещё раньше люди замечали, что это как-то связано с едой. Англичане брали с собой цитрусовые (лимоны и лаймы), немцы - квашеную капусту в бочках. И цингой болеть перестали.
Не единственным, но одним из спусковых крючков восстания на броненосце "Потёмкин" в 1905 году стало испорченное мясо, которое добавили в борщ и выдали экипажу.
Холодильников в то время ещё не было, и купленное на рынке мясо из недавнего забоя было уже с личинками мух. В жаре, при доставке на корабль оно испортилось окончательно.
Ситуация заметно улучшилась с изобретением консервов, а с появлением холодильников проблема ушла в прошлое.
Сегодня трудности со снабжением возникают, в основном, из-за сложностей с доставкой продуктов на борт, а не их хранением на судне.
Чем потчуют сегодня?
За военный флот говорить не могу, ибо там свои нормы и стандарты. Зато можем посмотреть, что едят на гражданских судах.
Разнообразие продуктов зависит от компании, управляющей судном. Если она скупа, то и провизия будет самой дешёвой и страдающей во вкусовых качествах.
Уточнение!
Речь идёт о грузовых судах. На пассажирских камбуз готовит ещё и на пассажиров, и представляет собой настоящий ресторан.
В среднем судовое меню может выглядеть так (может отличаться в зависимости от судна/повара):
На столе выставляется посуда с блюдами и гарнирами, и экипаж сам выбирает себе что-то по вкусу.
Например, на завтрак:
- Каши (рисовая молочная/овсяная)
- Яйца в разных формах (омлет/яичница/сваренные вкрутую)
- Гренки/оладьи
- Что-то мясное (бекон/сосиски/ветчина/колбаса)
- Иногда сразу бутерброды
- Чай, кофе, соки - на выбор
Всё это может быть приготовлено в различных сочетаниях друг с другом. Скажем,
- Омлет, каша, сосиски - в понедельник
- Бутерброды, молочная каша, яйца - во вторник
И так далее.
На обед, как правило, предлагаются:
- Первые блюда (борщи, солянки, уха, рассольники).
- Вторые блюда (мясо или рыба жареная, варёная, тушёная и.т.д.)
- Гарниры (макароны, гречка, рис, картошка варёная/жареная).
- Салаты или свежие овощи.
- Опять же, чай, кофе и соки
- Могут быть выставлены фрукты на десерт
Для ужина может быть выставлена еда, оставшаяся с обеда (в том числе супы), и приготовлено что-то ещё:
- Мясо и рыба в разных формах
- Гарниры
- Салаты/овощи.
- Чай/кофе/соки.
Как видите, напоминает стандартный набор для столовой, как и на берегу.
Отдельно нужно отметить перекусы для кофе-таймов (они же кофе-брейки, они же просто перекуры или перерывы), на которые придут палубные и машинные команды в 10:00 и в 16:00.
Если есть возможность приготовить заранее, повара часто выставляют:
- Булочки/пончики/печенье
- Небольшие пирожные
- Суфле/запеканки
С ними можно неплохо выпить кофе или чай. Может быть скромно или достаточно пышно, в зависимости от повара:
А что на особые случаи?
Вот вас застал на борту собственный день рождения. Повара, как правило, стараются приготовить торт или что-то, что конкретный именинник любит.
Именно для этого повара просят себе копию судовой роли, где указаны даты рождения всех членов экипажа.
Какие торты мне попадались:
Для больших праздников, таких как Рождество (католическое и/или православное), Новый год или Пасха стараются устроить праздничные ужины.
Заранее заказываются специальные продукты: например, поросёнок. На Филиппинах для любого праздника готовят лечон - свинину на вертеле, и для филиппинского экипажа (если такой есть на борту) покупается свиная туша (но есть её будут все).
А без повода?
Иногда можно побаловать людей и просто так. Часто днём для чего-то необычного становится суббота или воскресенье.
Если повар из России/Грузии, или филиппинец, работавший с русскими/грузинами, то иногда на ужин может ждать настоящий хачапури по-аджарски:
Ввиду того, что сыр сулугуни найти удаётся не всегда, в хачапури можно встретить сыр для роллов "Филадельфия".
Ещё вариант - чебуреки. Причём, надо заметить, дико похожие друг на друга. Первые готовил филиппинский повар, а вторые (спустя год), уже русский:
Частой практикой на иностранных судах являются стейки с картошкой-фри по субботам.
Алкоголь - сильно зависит от политики компании. На некоторых судах, где разрешён алкоголь, могут выдавать на праздники пиво или вино. Но в таком случае, его можно и просто купить в судовом магазине.
Некоторые компании строго запрещают употребление алкоголя на борту.
А в море ничего морского поесть нет?
Есть, но надо же ещё поймать. Делать это, когда судно на ходу - нереально (если у вас, конечно, не промысловое судно, которое специально ловит рыбу).
В порту, у терминалов, это просто неудобно - все заняты работой, да и местные власти такое не одобряют.
А вот во время якорных стоянок, подальше от берега - другое дело.
Тогда можно попытаться кого-нибудь поймать. Улов чаще всего несут на камбуз, где повар приготовит его и выставит на ужин/обед.
Иногда вместо рыбы можно наловить кальмаров. Обжаренные в масле - отличное дополнение к обеду.
Что-то более экзотичное с помощью лески уже не поймаешь. Поэтому это просто заказывается с доставкой провизии. Тут привезут и крабов, и креветок, и прочую снедь.
С заказом всяких буржуйских вкусностей нужно быть аккуратным: компания выделяет на снабжение определённую сумму, и, заказав лобстеров, можно остаться без сгущёнки и кофе.
Правда, перед Новым годом и Рождеством компании часто чуть увеличивают лимит.
Спасибо нашим поварам
В русском языке судовых поваров (как военных, так и гражданских) принято называть Коками (англ. Cook).
Кухню на судне (или военном корабле) называют камбузом (англ. Galley).
На камбузе трудится кок и буфетчики. Иногда два кока и два буфетчика, иногда один кок и один буфетчик - в зависимости от количества членов экипажа.
Коки проходят специальную подготовку, в том числе в национальной кухне разных стран. Я сам видел у нашего повара-филиппинца сертификат о подготовке по русской и украинской кухне. То то он борщи варил и котлеты жарил.
Если в экипаже есть люди с пищевыми запретами, для них может готовиться что-то отдельно. Например, когда на обед были свиные отбивные, третьему помощнику-мусульманину приготовили говяжью.
Если экипаж смешанный (скажем, русские офицеры и рядовые-филиппинцы), то кок может готовить сразу два обеда/ужина/завтрака - для одних и для других. Первым - яичницу с беконом, вторым - рис с яйцом.
В обязанности коков входит также заведование продовольственным складом, в том числе холодильными камерами. Именно он будет заказывать продукты для доставки и следить за сроками годности.
Поваров, которые плохо готовят, в народе имеют "сталеварами". Если не повезло, и ваш кок из их числа - плохое настроение на весь рейс обеспечено.
Где принимать пищу?
В столовой (англ. Mess room). Как правило, их сразу две: для матросов и для офицеров.
Разделение идёт из глубин веков и задумывалось по классовому признаку. В наше время - просто для оптимизации пространства.
В смешанных экипажах (классика - русские/филиппинцы), столовые делятся, в основном, по национальному признаку.
Дело в том, что для матросов и мотористов (если большинство из них из Филиппин) повар будет готовить азиатские блюда с большим количеством рыбы, риса и специй. Для славян привычнее картошка, котлеты и поменьше остроты.
Частая ситуация: русский матрос ест в офицерской столовой, а филиппинский офицер - в матросской. Просто потому, что кухня роднее.
P.S. Часто от моряков можно услышать, что судовой кок готовит лучше, чем жена дома, что вызывает праведный гнев жён.
Спасибо за внимание!
Заходите ещё