Тогда монах Андроник только начинал духовную жизнь и не знал всех ее превратностей. С ним произошел один интересный случай. На Валааме, где он тогда подвизался.
Какой? Что он показал?
Читайте ниже.
(Ставьте лайк, делитесь с друзьями, комментируйте).
Усердие в деле спасения.
Как нередко (но не обязательно) бывает среди начальных, Андроник переусердствовал в «делах спасения»: взялся слишком рьяно за такие «дела», «подвиги», не зная глубоко ни себя, ни Бога, ни духовной жизни.
Результатом усиленных его молитв, постов и бдений («добрых дел по вере») стала кажущаяся потеря благодати. Ему не хотелось ничего. Его отворачивало от этих и других дел, после того, как он в них переусердствовал. Состояние души было пустым и потерянным.
Он думал, что стоит проявлять волю и все равно, через силу, продолжать делать: через силу молиться, через силу поститься, через силу бдеть.
(Такие принципы преодолевать трудности приняты в любом виде спорта, физической культуры. В светской жизни, ранее, Андроник занимался спортом).
Но загвоздка вся в том, что именно этих сил -то и нет в такие «безблагодатные моменты» жизни. И если, все-таки, напрячься - идет истощение, а не прибавление благодати.
«Вера без дел мертва», как говорит апостол Иаков, но сил благодатных на духовные дела нет. Значит, и веры нет, мертва?
Что делать?
Андроник обратился с этим вопросом к своему духовнику. Тот был относительно молодым по возрасту, но богомудрым (возраст и богомудрие не всегда имеют линейную зависимость).
Тот посоветовал не усердствовать в наборе требуемых молитв, бдений (отложить их пока вообще) и ослабить пост, сделав его умеренным, а не строгим. Но совершать другое: благодарение Богу. Вместо всего этого. Вспоминая Бога и говоря: «Слава тебе Боже, слава Тебе» или «Благодарю тебя, Господи». Столько, сколько будет необходимо. Бог покажет сколько.
Сработало.
Андроник последовал совету ( услышал, внял?) и через время заметил, как благодать, которая казалось, что ушла – наполнила его. Захотелось молиться, поститься, бдеть, жить.
Заключение.
Все получилось, как по апостолу Павлу, который заметил, что спасение и благодать подаются не за какие-то труды и подвиги, не как награда и премия, а всецело по благодати Божьей. Человек верит (доверяет Богу), взирает на Него, как Источник жизни, и благодарит Его.
Этот метод (благодарения Бога) работает в практике. Можно попробовать в своей духовной жизни и убедиться в этом на своем личном опыте.
Второй момент, который подчеркнул Андроник, сославшись на свт. Игнатия Брянчанинова, что в духовной жизни лучше не добдеть, чем перебдеть. Не добдение рождает смирение, добродетель, а перебдение ждет наград от Бога за «свои повышенные труды», этим прельщается, и через это - падает.
Третий момент: в ходе духовного опыта стоит опытно открывать свою меру вещей. Меру своего богомыслия, молитвы, поста, бдения, трезвения, дел милосердия.
Хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.
Ставьте лайк.
Делитесь с друзьями.
Для тех, кто постится Петровым (Апостольским) постом - мой канал на тему постов - голоданий.