Китайский истребитель-невидимка J-35 — это не просто новая военная разработка, а мощное политическое заявление. Его появление демонстрирует готовность Китая вооружать те страны, которые недовольны американскими ограничениями и задержками при поставках военной техники.
В июне издание South China Morning Post сообщило, что на 55-м Парижском авиасалоне будет представлена крупномасштабная модель истребителя пятого поколения J-35A. Это стало первым показом данной модели за рубежом. Презентация прошла при поддержке Китайской национальной корпорации по импорту и экспорту аэрокосмической техники (CATIC) и совпала с активизацией усилий Китая по расширению своего присутствия на международном рынке вооружений.
J-35A, впервые совершивший полет в сентябре 2023 года и созданный для использования с авианосцев, стал второй китайской моделью пятого поколения после J-20, экспорт которого ограничен. По сообщениям, CATIC уже предложила Пакистану закупку 40 этих самолетов. Если контракт будет подписан, это станет первой экспортной поставкой данной платформы.
Помимо J-35A, компания также продвигает истребитель поколения 4,5 J-10CE — самолет, уже находящийся на вооружении Пакистана. По сообщениям, именно он был использован в мае в ходе пакистанской операции "Синдур", в результате которой были сбиты как минимум два индийских Rafale.
Саудовская Аравия — показательный пример. Не имея возможности приобрести американский F-35 и опасаясь американских условий, связанных с продажей самолетов, Эр-Рияд может рассматривать китайский J-35 как
привлекательную страховку на фоне растущих сомнений относительно
долгосрочной приверженности США безопасности Персидского залива.
США отказались продавать свой новейший истребитель F-35 Саудовской Аравии, учитывая юридическое обязательство Вашингтона поддерживать качественное военное превосходство Израиля (КВП) в регионе.
В числе причин по которой США также отказывают саудитам в продаже своих неведимок глубокие опасений по поводу технологической безопасности в этой сфере.
По его словам, на карту поставлено фирменное программное обеспечение
F-35, включая исходный код, который по-прежнему контролируется США, в
результате чего Саудовская Аравия зависит от США в плане модернизации и
оперативного суверенитета.
Все это связано с наличием на вооружении ПВО Саудовской Аравии ЗРК китайского производства, в частности это обстоятельство может поставить под угрозу скрытность самолета и его возможности по обмену разведданными.
Многих экспертов удивляет то, что внешний дизайн J-35 очень похож на американский истребитель-невидимку F-35.
Разница между ними в том, что J-35 использует два двигателя, а F-35 —
один.
Это может быть связано с тем, что Китай до сих пор не решил проблему эффективности своих отечественных линеек реактивных двигателей.
Чтобы решить проблему с двигателем, Китай разработал усовершенствованный реактивный двигатель WS-19 с эффективностью на 10% выше, чем у WS-13. Многие источники утверждают, что корпорация Shenyang оснастила J-35 именно таким двигателем.
На данный момент точная стоимость китайского истребителя J-35 официально не раскрыта, так как он:
- всё ещё находится в стадии испытаний;
- не поступил в серийное производство;
- не имеет подтверждённых экспортных контрактов, хотя Китай якобы предложил Пакистану 40 самолётов.
На основе технических аналогий (в первую очередь с F-35 и китайским J-31, который считается предшественником J-35), эксперты делают следующие предположения по цене самолета - $80 млн.
Для справки стоимость самого "дешевого" варианта F-35A начинается с 110 млн долларов, наш Су-57 самый дешёвый, в районе 35-50 млн долларов, однако это касается внутренней цены для Минобороны РФ.