Найти в Дзене

Ленинградский художник

Ленинградский художник - Владимир Гальба, график и карикатурист, иллюстратор книг и анималист. Владимир Александрович Гальба (настоящая фамилия Гальберштадт ,1908–1984). Владимир Гальба родился 27 мая года в Харькове. Когда мальчику было 2 года, семья переехала в Петербург. Он занимался в художественных студиях в 1920-е годы. Учителями начинающего художника были художник-баталист, журналист и писатель, атлет Н.И. Кравченко и график, сценограф А.А. Радаков. До войны в детских журналах печатали смешные рисунки Гальбы. Ленинградские издательства выпустили немало детских книг с его иллюстрациями, журнал «Веселые картинки» всегда с охотой печатал его забавные рисунки». Больше всего на свете этот талантливый, добрейший, веселый человек любил солнце, воздух и детский смех. Владимир Гальба был очень артистической натурой и с большим чувством юмора. С первых дней войны антифашистские карикатуры Владимира Гальбы появлялись на страницах "Ленинградской правды", в выпусках "Боевой карандаш", на

Ленинградский художник - Владимир Гальба, график и карикатурист, иллюстратор книг и анималист.

Владимир Александрович Гальба (настоящая фамилия Гальберштадт ,1908–1984).

Владимир Гальба родился 27 мая года в Харькове. Когда мальчику было 2 года, семья переехала в Петербург.

Он занимался в художественных студиях в 1920-е годы. Учителями начинающего художника были художник-баталист, журналист и писатель, атлет Н.И. Кравченко и график, сценограф А.А. Радаков.

До войны в детских журналах печатали смешные рисунки Гальбы. Ленинградские издательства выпустили немало детских книг с его иллюстрациями, журнал «Веселые картинки» всегда с охотой печатал его забавные рисунки».

Больше всего на свете этот талантливый, добрейший, веселый человек любил солнце, воздух и детский смех. Владимир Гальба был очень артистической натурой и с большим чувством юмора.

Рыбалка.
Рыбалка.
Велогонка.
Велогонка.

С первых дней войны антифашистские карикатуры Владимира Гальбы появлялись на страницах "Ленинградской правды", в выпусках "Боевой карандаш", на стендах "Окна ТАСС".

Последний путь. 1942 (слева). Ленинград в дни блокады. Ночь.1942 (справа).
Последний путь. 1942 (слева). Ленинград в дни блокады. Ночь.1942 (справа).

В очень трудные дни 1941-го он нарисовал такую карикатуру: в футбольных воротах мечется бесноватый Гитлер, а в сетке гора черепов в немецких касках. Это было изображение к изречению Геббельса: "Немец, война - это футбол. Вместо мяча мы играем человеческими головами".

Миновала первая блокадная зима. Гальба, рисовавший карикатуры, приехал из осажденного города на передовую линию Ленинградского фронта, чтобы собрать "боевой" материал.

Гальба прикрепил кнопками лист плотной бумаги к бревенчатой стене блиндажа, взял карандаш с мягким грифелем. Через несколько минут собравшиеся там хохотали, увидев Гитлера, похожего на бездомного пса. Затем художник намалевал Геринга, Геббельса. Красноармеец-снайпер сказал: "Здорово у вас получается, едко и метко! А не могли бы вы выманить противника из укрытия?" - "Попробуем", - улыбнулся Владимир Александрович.

Из четырёх простынь сшили два полотнища. На одном Гальба изобразил ощетинившуюся штыками Петропавловскую крепость, а рядом нарисовал надменного, ухмыляющегося Гитлера и обозначил цифру - 1941. На другом полотнище, датированном 1942 годом, нацистский фюрер и его подручные выглядели жалкими. Карикатура сопровождалась остроумным текстом: "После долгого стояния под Ленинградом". Как только стемнело, разведчики прикрепили полотнища к фермам высоковольтной линии, напротив вражеских окопов.

А наутро гитлеровцы открыли бешеный огонь из орудий и минометов по великанским шаржам. Чтобы сорвать их, бросили в бой солдат. Наши пулеметчики и снайперы не дремали. Оставив на поле множество трупов, враги убрались восвояси.

Возвратившись с передовой в осажденный город, Гальба готовил новые сатирические удары по захватчикам. Истощенный, но не утративший чувства юмора, в самые тяжкие месяцы блокады он жил не дома, а в редакции "Ленинградской правды".

Колонны ростральные и колонны тотальные. 1944
Колонны ростральные и колонны тотальные. 1944

Во время блокады мальчишки с нетерпением ждали свежих номеров "Ленинградской правды". Почти в каждом была карикатура с автографом "Вл. Гальба". У коллекционеров набиралось до 250 "военных" рисунков В.А. Гальбы. "Сколько у вас моих рисунков! У меня самого не сохранилось столько", - удивлялся позже заслуженный художник РСФСР Владимир Гальба.

В военную пору художник клеймил фашистских захватчиков, изображая их не только жестокими, циничными, но и безумными, смехотворными.

В 1945–1946 годах художник Владимир Гальба присутствовал на Нюрнбергском процессе как художник-корреспондент. Совершал рабочие поездки во Францию, Англию, Голландию.

 Художник Владимир Гальба
Художник Владимир Гальба

Гальба рисовал дружеские шаржи на большого любителя спорта и рыбалки народного артиста России Павла Рудакова, на умелого футболиста и теннисиста народного артиста СССР Кирилла Лаврова, на его коллегу по БДТ народного артиста России Георгия Штиля и других известных людей.

Дружеский шарж. Аркадий Райкин. 1956
Дружеский шарж. Аркадий Райкин. 1956
Французский актер-мим Марсель Марсо. 1963
Французский актер-мим Марсель Марсо. 1963

Одна за другой выходили книжки с иллюстрациями В.А. Гальбы: "Ателье сатирического обслуживания", "Сто улыбок", сборник его рисунков по линии "Боевого карандаша", "Айболит" Корнея Чуковского... Вместе с ленинградским поэтом Вольтом Сусловым Владимир Александрович придумал и снабдил рисунками веселые книжки для ребят - "Квик и Квак", "Квик и Квак спортсмены".

У Владимира Александровича вышло из-под карандаша, пера и кисти за почти 60 лет профессионального творчества не меньше 45 тысяч рисунков!

Очарованный принц. Л. Соловьев. «Похождения Ходжи Насреддина». 1955
Очарованный принц. Л. Соловьев. «Похождения Ходжи Насреддина». 1955
Киса Воробьянинов. Ильф и Петров. «12 стульев». 1971
Киса Воробьянинов. Ильф и Петров. «12 стульев». 1971

«Стиль сатиры Гальбы отличался от стиля московских графиков, так как основу его рисунков составляли острый гротеск и гипербола. В его карикатурах действие всегда разворачивалось стремительно». («Мастера советской карикатуры», 1990).

-10

Женой Гальбы была советская и российская переводчица Тетерникова А.Н. (1910-1996). Ее крупные переводы - произведения Эмиля Золя, Жюля Верна, А. де Сент-Экзюпери, Жоржа Сименона («Комиссар Мегрэ»), А. Дюма и другие.

Художник умер в начале ноября 1984 года, похоронен на Богословском кладбище Ленинграда.