Найти в Дзене
Ма- Куда сегодня?

Николай Гущин в Доме русского зарубежья: выставка из собрания Саратовского музея и не только

Как художнику удалось соединить символизм, фовизм и экспрессию? Почему русский художник три года прожил в Китае и больше десяти в Париже? Неужели житель саратовской коммуналки был награждён медалью за участие в движении Сопротивления? Лето, дача, интересные поездки по небольшим, но древним городкам... В итоге на выставки в Москве совсем не хватает времени, однако некоторые из них просто жаль пропустить. Например, в музее Дома русского зарубежья на Таганке (ул. Нижняя Радищевская, 2) проходит сразу несколько выставок. Я отправилась туда ради творчества отца и сына Лансере, но очень рада, что догадалась взять билет и на выставку «Николай Гущин. Известный неизвестный». Она будет работать до 13 июля. На выставке экспонируются работы из собрания Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева и частных коллекций. Творчество Николая Гущина стало для меня открытием. При этом всё время меня не покидало ощущение, что где-то я это видела. Пару работ, действительно, встреч

Как художнику удалось соединить символизм, фовизм и экспрессию? Почему русский художник три года прожил в Китае и больше десяти в Париже? Неужели житель саратовской коммуналки был награждён медалью за участие в движении Сопротивления?

Лето, дача, интересные поездки по небольшим, но древним городкам... В итоге на выставки в Москве совсем не хватает времени, однако некоторые из них просто жаль пропустить. Например, в музее Дома русского зарубежья на Таганке (ул. Нижняя Радищевская, 2) проходит сразу несколько выставок. Я отправилась туда ради творчества отца и сына Лансере, но очень рада, что догадалась взять билет и на выставку «Николай Гущин. Известный неизвестный». Она будет работать до 13 июля. На выставке экспонируются работы из собрания Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева и частных коллекций.

Творчество Николая Гущина стало для меня открытием. При этом всё время меня не покидало ощущение, что где-то я это видела. Пару работ, действительно, встречала на выставках, но в основном всё же это новое для меня ... и в то же время знакомое. Возможно, дело в том, что художник пробовал различные стили, где-то на горизонте улавливается влияние таких мастеров как Бурлюк, Коровин. А где-то и, наоборот, работы Гущина, послужили образцом для художников 1990-х, картины которых продавались когда-то в переходе от Парка Культуры к ЦДХ. В целом, не ожидала, но картины Гущина меня заинтересовали и вдохновили. Захотелось побольше узнать о художнике.

-2

Николай Гущин родился в 1888 году в семье сельского учителя в селе Талоключинское (сейчас это поселок городского типа Богородское в Кировской области). Село известно тем, что отсюда родом Михаил Васильевич, отец художников Виктора и Аполлинария Васнецовых. Николай Гущин рано уехал из родного села и учился в Перми. Он с детства любил рисовать, иногда участвовал в местных выставках. Так его творчество заметил один из купцов, который и помог молодому художнику получить образование, дал возможность учиться в столице.

-3

Гущин уехал в Санкт-Петербург, учился на общеобразовательном отделении Психоневрологического института и одновременно занимался живописью и рисунком частным образом. Закончив институт, в 1910 году Гущин снова переезжает и поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были такие известные мастера как В. А. Серов, С. В. Малютин, К. А. Коровин, Л.О. Пастернак. Организаторы выставки смогли показать несколько работ наставников Гущина, действительно, можно проследить некоторую преемственность. Был представлен один из парижских этюдов Коровина...

-4

...и несколько работ Малютина, который нам известен прежде всего как создатель первой матрёшки и изобретатель особого "сказочного" модерна с древнерусскими мотивами.

-5

В начале 1914 года Гущин окончил основной курс Училища и на стипендию Московского общества любителей художеств отправился в США. Однако уже через семь месяцев вынужден был возвращаться на родину через Японию и Дальний Восток из-за начала Первой мировой войны. С 1917 года художник снова обосновался в Перми, где даже был сооружён памятник Борцам революции по его проекту (простоял недолго и был взорван колчаковцами). Гущин вынужден был бежать от белогвардейцев и в итоге оказался в Китае, причём не один, а с невестой. В Китае художник провёл несколько своих выставок и перебрался в Европу, с 1922 года Гущин с женой жили в Париже, но через некоторое время разошлись. На память осталось несколько портретов этой интересной женщины.

-6

Кроме портретов жены на выставке было несколько женских портретов

-7

Гущин, живя в Европе, смог сохранить советское гражданство. Он принимал участие в Международной выставке декоративных искусств в Париже 1925 года, где был отмечен Золотой медалью. С 1934 года жил в Монако. Гущин рисовал портреты известных людей, состоял в экспертном совете Лувра, участвовал общественных акциях, устроил несколько персональных выставок в Париже, Ницце, Монте-Карло. Его картины приобретались самыми известными музеями.

-8

Во время Второй мировой войны Николай Гущин участвовал в деятельности Союза Советских патриотов и в движении Сопротивления во Франции, даже был награждён.

-9

В октябре 1947 года Николай Гущин смог вернуться в СССР. Он привёз свои ранние работы и собранную в Европе коллекцию старых мастеров, которую передал советским музеям. Известно, что за год до возвращения художник написал портрет Сталина и подарил его Советскому посольству в Париже, возможно, именно этот жест помог ему вернуться на родину. После эмиграции Гущин не мог проживать в столице и поселился в Саратове, где ему выделили крохотную комнатушку в коммунальной квартире. На работу он поступил в Художественный музей им. Радищева, стал реставратором. Его новая деятельность спасла многие произведения искусства, одной из спасённых картин стал "Осенний мотив" В.Э. Борисова-Мусатова.

-10

Но живопись Гущина в Советском Союзе не принималась, он всего пару раз смог поучаствовать в выставках. Первую персональную выставку смогли организовать в Саратове только в 1987 году, спустя 22 года после смерти художника.

-11

Николай Гущин работал в разных стилях. В начале своей художественной карьеры, в 1910-х годах, он был близок к кругу футуристов и дружил с Маяковским, Бурлюком и др. Позже, в 1930-х, он часто использовал нежные пастельные оттенки. Таковы, например, работы "Воспоминание" (1934, фото выше), "Пляж" (1935, фото ниже).

-12

Очень милая нежная картина "На лугу" тоже написана художником в 1930-е...

-13

...А портрет мальчика - уже во время войны, в 1943 году.

-14

Позже стиль художника кардинально меняется. Николай Гущин смог сформировать особую стилистику. Здесь и символизм и экспрессия и дикость фовизма. Многие работы на выставке экспонировались без указания года

-15

С некоторых пор меня стало занимать не столько то, что нарисовано на картинах художников, сколько то, как это сделано. В этом смысле картины Гущина оказались очень интересны. Если рассматривать вблизи, ощущение, что автор брал свою старую палитру, где тысячи раз выдавливались капли краски, и рисовал поверх. Конечно, это не так, и видно, что фон под лицом более гладкий и однотонный, но зато вне основного объекта - сумасшедшее месиво красок - кажется, что буквально каждый миллиметр холста расцвечен разными оттенками.

-16

Мне показалось, что среди картин этого, позднего, периода преобладали две темы - лица и деревья. Лиц было очень много - портреты и автопортреты, сказочные феи, русалки и лешие.

-17

Деревьев тоже немало, от некоторых долго не могла оторваться. Всё рассматривала детали, находя в этом месиве ярких разноцветных нитей новые интересные мне подробности.

-18
-19

Экспонировалось и несколько натюрмортов. Вроде всё обычное - фрукты, вазы, цветы. И в то же время в этих картинах чувствуется что-то особое, какой-то острый привкус, запах цветов, свежесть лета.

-20

Мне понравилась эта безумная, пёстрая палитра, сочетание нежных округлых форм бутонов и тонких, острых словно иголки и шипы штрихов.

-21
-22

Среди картин размещены были афоризмы и цитаты.

-23

Художник особенно любил читать Канта...

-24
-25

Даже на торцах стендов можно было прочесть чьи-то философские изречения. Каюсь, я не сразу заметила - а ведь интересное решение, раньше с таким не сталкивалась.

-26

Дальше просто размещу фото наиболее запомнившихся мне картин. Насколько я поняла, многие выставляются в Москве впервые.

-27
-28

Не удержалась, снова фрагмент поближе, ну как художники это видят?

-29
-30
-31
-32

Потрясающие пионы - вроде так просто, выдавил краску, размазал пальцем, но надо ж это увидеть.

-33
-34
-35

Рельефные и очень нежные незабудки.

-36
-37
-38

Очень понравились "Деревья в воде".

-39

И цветущие гладиолусы.

-40
-41
-42

Птицы чудесные!

-43
-44

Одна из лучших работ, на мой взгляд, "Богоматерь". Маленькая картиночка, но такая проникновенная. Луч света.

-45

Внизу слева рисунок пером "Се человек". Каждый поймёт по-своему. Страшно, наверное, было это рисовать в 1964 году.

-46

Конечно, выставка не обошлась без фотографий и архивных документов, проливающих свет на нелёгкую жизнь и метущуюся душу художника.

-47
-48

Благодарю за внимание! Буду рада, если информация покажется интересной. Все фото сделаны мной в Москве. Обзор носит информационный характер, не является рекламой, отражает личную позицию автора.