Наверное, в творчестве КИНО нет более одиозной песни, чем «Мы Ждём Перемен». Её до сих пор воспринимают, как некий «гимн протеста» и призыв к социальным изменениям. Далеко не все знают, что группа впервые исполнила «Перемен» в 1986 году на IV фестивале Ленинградского рок-клуба.
А написана песня она была и того раньше — в 1985-м. То есть, когда ни о какой Перестройке речь в СССР ещё не шла. Хотя наш главный "перестройщик" рассказывал на радио совсем уж неправдоподобную историю.
Михаил Горбачёв
(Презентация книги «Наедине с собой» на «Эхо Москвы», 14 ноября 2012):
«Звонит мне Чазов: «Михаил Сергеевич, скончался Константин Устинович». Ну, нам это все уже было понятно, потому что человек, в общем-то, на наших глазах уходил из жизни. И ничего сделать уже нельзя было. Я говорю «На 11 вечера часов я назначил Политбюро, прошу вас за 30 минут раньше подъехать». Мы встретились с ним за 30 минут. Я тоже это описываю. Но это, вот, к тому разговору, о чем вы говорите как раз. Я говорю «Андрей Андреевич (Громыко — С.К.), ну, нам все ясно». Я Андрею Андреевичу говорю: «Что-то надо другое делать. Люди не скрывают и прямо… А Цой на концертах поет «Требуем перемен». Это звучит «Требуем перемен», открыто и прямо люди говорят. Я над этим думаю, а тем более вы, очень много думаю...».
То есть, судя по всему в марте 1985 года будущий генсек уже слышал песню про перемены. Хорошо же работал советский КГБ!:))))
Хотя куда Михаилу Сергеевичу до депутата от «Единой России» Евгения Фёдорова, который всерьёз заявлял в 2014 году, что на самом деле песни для Цоя писало ЦРУ.
Евгений Федоров:
«На каком-то этапе он начал петь песни совсем не такие, какие он пел до этого. До этого он пел про алюминиевые огурцы, а тут вдруг про перемены начал петь, не его стиль, как будто разных два певца. Выяснили, что все последние песни (Цой сам не умел их писать, он в группе писал) ему привозили из Америки. Профессионально в Голливуде писали люди песни на русском языке».
Ну, а если серьёзно, «гимном» песня стала лишь после того, как в 1987 году состоялась премьера нового художественного фильма Сергея Соловьёва под названием «Асса». Взрослый дяденька-режиссёр неожиданно решил снять «молодёжное» кино, и для этого решил заручиться поддержкой советских рокеров. Не спорю, саундтрек у «Ассы» был замечательным, но вот всё остальное выглядело, мягко говоря, странно.
Реклама фильма была мощной, многие на него пошли, а кое-кому он нравится до сих пор. Мне же картина даже тогда показалась нелепой и дурацкой — с убогими персонажами и вымученными шутками. Даже, если это — кич, то кич — скучный и непоследовательный. По сути, в «Ассе» были лишь две запоминающиеся сцены — та, где полубезумный герой Баширова рассказывал о Гагарине (подозреваю, что это была импровизация актёра — такую же словесную «пургу» он будет гнать и в к-ф «Игла») и финальная, где как раз и засветился Цой со своими «Переменами».
Началось всё после с того, что Соловьёв приехал в Питер, чтобы познакомиться с Борисом Гребенщиковым (* - признан в РФ иноагентом и всё такое). Видимо, именно с подачи последнего режиссёр решил посетить и концерт группы КИНО.
С. Соловьёв:
«После того как всё кончилось, пришли за сцену, я ему (Цою — С.К.) и говорю: «Слушайте, а вы могли бы подарить мне эту песню в картину? » — «В каком смысле? » — «Ну, вот даю вам честное слово, что этой песней будет завершаться моя новая картина. А вы мне даете честное благородное слово, что до премьеры исполнять её не будете». Цой моментально согласился. И полтора-два года до выхода фильма действительно «забыл» её, никогда не исполнял публично».
Съёмка той самой финальной сцены состоялась прямо на концерте КИНО, проходившем в «Зелёном театре» Парка Горького. Группа исполнила несколько песен, после чего неожиданно образовалась пауза. На сцене появился Соловьёв и, с трудом перекрикивая возмущённый зал, объяснил, что сейчас будет сниматься эпизод для фильма. Он приказал раздать публике сотни спичечных коробков и попросил во время исполнения песни поднять вверх зажжённые спички. Как мне кажется, именно после этого распространился обычай светить огоньками на рок-концертах.
Так как к моменту выхода «Ассы» в стране уже вовсю бушевали перемены, песня Цоя в мгновение ока превратилась в клише, неразрывно связанное с Перестройкой.
Только спустя время обнаружилось, что музыканты КИНО относились к этому фильму с не меньшей брезгливостью, чем я. Барабанщик Гурьянов, вообще, назовёт его «омерзительным», «чудовищным» и «фальшивым».
Но это будет позже, а тогда съёмки в картине казались музыкантам отличным пиар-ходом — об оглушительном успехе, который им принесёт альбом «Группа Крови», они ещё не подозревали. Кроме того, по словам Гурьянова, участие в «Ассе» (которая снималась в Ялте) помогла ему «спастись от сорокаградусного питерского мороза и от опасности попасть в тюрьму или быть принужденно пристроенным на работу за тунеядство».
Цой в тогдашних интервью был более дипломатичен, хотя и заметно сдержан — мол, «фильм нормальный», только «слишком затянутый». Хотя истинное отношение к «Ассе» у него тоже проскальзывало.
В. Цой:
«Я вот не считаю песню «Мы ждём перемен» песней протеста. Вообще я не очень понимаю, зачем она нужна этой картине, потому что она выглядит, на мой взгляд, таким вставным зубом. Это скорее дело режиссёра, понимаете? Я, в конце концов, не мог предположить, каков будет конечный результат. И отвечает за все это только режиссёр. Я только рад, что мне удалось в этом фильме выглядеть максимально отдельно от всего остального».
Но дело было сделано. Редкий журналист того времени не доставал лидера КИНО вопросом — дождался ли он перемен, о которых пел? На что Цой всегда упорно отвечал — если его спрашивают о социально-политических переменах, то песня — вовсе не о них. Напротив, её посыл «очень личный», обращённый, прежде всего, к самому себе и узкому кругу близких друзей. Пояснения не помогали, в результате чего музыканты КИНО свой хит буквально возненавидели и между собой насмешливо прозвали «Пельменем».
А ведь внимательный не предвзятый слушатель мог понять истинный смысл «Перемен» и без пояснений. Собственно, Цой продолжал гнуть свою старую линию — пел о попытках преодолеть рутину жизни, призывал разорвать «порочный круг» унылой обыденности.
Сигаpеты в pyках, чай на столе - так замыкается кpyг,
И вдpyг нам становится стpашно что-то менять...
В. Цой:
«Всегда хочется чего-то иного. Кажется: будет что-то впереди лучше. Жизнь бесконечна, и в ней постоянно что-то происходит, меняется. Перемены могут быть даже в лучшие времена.
[...]
Каждый человек должен изменить прежде всего свою жизнь и себя… Это сложный вопрос. Я не считаю, что одному человеку под силу изменить жизнь как таковую.
[...]
Как только началась гласность — все как с цепи сорвались говорить правду.
[...]
И в результате «Перемены» стали восприниматься как газетная статья о перестройке. Хотя я её написал давно, когда еще и речи не было ни о какой перестройке, и совершенно не имел в виду никаких перестроек. Конечно, это не очень хорошо, но я думаю и надеюсь, что, в конце концов, всё встанет на свои места».
На свои места так ничего и не встало — песня до сих пор живёт своей жизнью – всё с тем же навязанным политическим контекстом. Её поют на всяких митингах и "майданах", крутят в предвыборных роликах, используют в качестве гимна разные политические партии и даже коммерческие структуры.
Ну, а когда в 2012 году «Перемен» исполнила Надежда Кадышева я просто словил "фейспалм" - не знал, смеяться мне или плакать.
Из интервью с Ю. Каспаряном, kp.ru, 19.06.2012:
«— Песни группы «Кино» становятся актуальнее? Например, известную «Перемен» поют теперь и на митингах.
— Люди, которые на митингах поют эту песню, вызывают у музыкантов шутки и смех. Не больше. «Перемен» писалась не для толпы. Не для стада. Местоимение «наши», используемое в тексте, относится к очень узкому кругу людей. Самых близких, с которыми, возможно, ты сидишь рядом на кухне каждый вечер. Это все глубоко личное».
Находятся и те, кто критикует песню — мол, перемены — это, конечно, хорошо, если это перемены к лучшему (ведь раковая опухоль в организме — это тоже «перемена»).
Немного опомнился даже сам Сергей Соловьёв, запустивший это клише в массы.
С. Соловьев, 2011:
«…жизнь показала, что с песней «Хочу перемен» очень подозрительная история. Потому что я сам махал руками в той десятитысячной толпе в парке Горького. И вот в этой толпе — я готов дать расписку кровью — ни один не знал, каких именно перемен он хочет, и ни один по-настоящему их не хотел. Получилось так, что я с первой «Ассой», верьте или нет, послужил таким козлом-провокатором. То есть непростое, конечно, дело — орать: «Перемен!», не зная, чего именно ты хочешь».
Да-а, задним умом все умны… Хотя вру, не все.
Но хватит о политике! Поговорим немного о музыке, ведь «Перемен», несомненно, одна из самых ярких «боевых» песен КИНО с очень запоминающейся басовой линией. Правда, просвещённые меломаны заметили, что эта самая линия практически до ноты слямзена из песни 1985 г. «Barbarism Begins At Home» британской группы The SMITHS. И с этим трудно не согласится.
Как известно, первая студийная версия «Перемен» была записана для пластинки с саундтреком «Ассы» — и, по-моему мнению, она самая удачная. Новый вариант песни, вышедший на пластинке «Последний герой», звучит уж слишком шумно.
Самая же необычная версия «Перемен» вошла в финал фильма С. Лобана «Пыль» (2005). Сама песня осталась той же, но её сопровождал… сурдоперевод для глухих — не менее эмоциональный, чем оригинал.
Ну, и для полной картины - симфоническая обработка песни.
***
Мои другие статьи о творчестве КИНО:
Автор: Сергей Курий