Примерно на полпути между Санкт-Петербургом и Москвой на трассе М-10 есть небольшой городок, вдоль и поперек изрезанный каналами и реками, — это Вышний Волочек.
И с первого взгляда, казалось бы, несколько непривлекательный, но это только так кажется. Старинный, интересный, красивый… И то правда. Не буду спорить, что город заброшенный, но это не умаляет его достоинств.
Прогуляемся по улицам Вышнего Волочка? Поехали!
Ну а для начала разберемся, откуда же у города такое непростое название. Не случайно он был так назван, есть история. Раньше, когда не было ж/д сообщений и хороших дорог, большинство грузов переплавляли по рекам. Вот здесь реки Цна и Тверца были судоходными. Но иногда на пути из Балтики в Каспий требовалось из одной реки попасть в другую. Тогда еще не было той системы каналов, которая существует в Вышнем Волочке сегодня. Поэтому в месте, где эти две речки наиболее близко протекали друг от друга, груз, а то и целые суда волоком по земле переправляли. Отсюда и название Волочек. А Вышний — это потому, что ниже по течению было еще одно подобное место.
Представьте, какой это был адский труд, и только в 1703 году Петр I издал указ о строительстве между реками канала. С тех пор количество каналов в пределах города стало множиться. Переплетение рек, каналов и водохранилищ дали городу название «Северная Венеция».
Сегодня Вышневолоцкой системой каналов для доставки грузов уже никто давно не пользуется — на смену ей пришел Мариинский водный путь. А за ненадобностью этого водного пути и город стал постепенно приходить в упадок.
Ну, достаточно истории, вперед на прогулку по городу, ведь в нем действительно много красивой старинной архитектуры. Правда, состояние ее не всегда радует глаз.
Так, в самом центре города медленно разрушаются торговые ряды. Наверно, каждый год где-то всплывает идея их реставрации, но дальше идеи процесс не идет.
От торговых рядов предлагаю прогуляться через парк Текстильщиков.
В самом парке ничего интересного нет, но мы идем смотреть Верхне-Цнинскую плотину. К самой плотине не подойти — она огорожена и охраняется, но увидеть памятник эпохи Петра I можно с моста, ведущего из парка к Пожарной набережной.
Отсюда же, из парка, можно увидеть и еще одну достопримечательность — здание Магистрата, возведенное в 18 веке. Сегодня оно является одним из символов города.
Напротив магистрата золотом куполов привлекает к себе внимание Богоявленский собор, удачно расположенный на берегу канала. Первый храм на этом месте был выстроен в 1814 году. В 1866 году был перестроен.
Когда-то Богоявленский собор был не единственным здесь. Неподалеку с древних времен находился центр погоста Никольского на Вышнем Волоке у Цны. Здесь стоял храм святителя Николая Чудотворца, а позднее был построен еще один — в честь Дмитрия Солунского. Никольский храм сгорел еще в 18 веке. На месте пепелища нашли чудотворную икону Казанской Божией Матери. А в честь этого выстроили в конце 18 века большой каменный Казанский собор. Несложно догадаться, что произошло с храмом? Был взорван в 1935 году. Сегодня на его месте памятная табличка.
Зайдем в Венециановский сквер. Уже по названию понятно, в честь кого он так назван и кого мы здесь найдем. Так и есть, в центре сквера установлен памятник художнику Алексею Гавриловичу Венецианову.
Сам сквер особо ничем не выделяется. Довольно неплохо сделан, в отличие от того же парка Текстильщики.
А вот стоит выйти на Казанский проспект, и глаза разбегаются. Вот она, историческая архитектура города.
И, наверно, самое ухоженное здание в городе (не считая администрации, конечно) — это драмтеатр. Да-да, в Вышнем Волочке есть свой театр.
В 2007 году возле здания Драмтеатра был открыт памятник Екатерине II.
Ну а мы, сделав небольшой круг по центру города, возвращаемся к торговым рядам, от которых и начали свою прогулку. Кстати, если есть собиратели памятников Владимиру Ильичу (а такие имеются, знаем парочку), то между северным и южными торговыми рядами можно его найти.
Ну и конечно, в городе, где Петр I реализовал свой прекрасный замысел, не может не обойтись без памятника императору. Его бюст установлен возле администрации города, аккурат напротив Торговых рядов.
Кстати, не так давно, поддавшись моде на установку скульптур-символов города, Вышний Волочек тоже обзавелся своими. Несколько Волчков установлено на его улицах, но про них будет другая история.
Ну и напоследок отправимся к ж/д вокзалу Вышнего Волочка. Так уж получается, что многие с него начинают знакомство с городом, мы обычно вокзалами завершаем прогулки.
Станция Вышний Волочек — одна из старейших. Её возвели в 1851 году, во времена правления Николая I.
Главное здание и дополнительные постройки находятся по обеим сторонам железнодорожных путей. Для удобства пассажиров тогда использовали новаторское инженерное решение: части вокзала соединили переходным мостом. Этот вокзал — единственный в России, сохранивший такую планировку с XIX века.
Интересно, что строительство финансировали частные лица. Проект разработали индивидуально, что объясняет необычный внешний вид здания.
Перед зданием вокзала стоит обратить внимание на памятник Петру I и Михаилу Сердюкову - гидротехнику-самоучке, стараниями которого была построена Вышневолоцкая водная система.