Он родился весной - 1891 года, и умер тоже весной, "умудрившись" отправиться в мир иной в один день с тем, от кого переживал и похвалы, и опалу - Сталиным. Сергей Сергеевич Прокофьев, русский и советский деятель искусств, пианист, композитор, дирижер, лауреат шести Сталинских и одной Ленинской премий, народный артист РСФСР - герой нашей сегодняшней публикации.
Прокофьев родился в Екатеринославской губернии, в имении Сонцовка. Его отец, Сергей Алексеевич, выходец из купеческой семьи, был агрономом. Мама Прокофьева, Мария Григорьевна, очень любила музыку, часто музицировала, исполняя в основном шедевры Шопена и Бетховена.
Проявивший интерес к пианино в раннем возрасте, маленький Сережа начал свои занятия музыкой именно под руководством матери, и свои первые небольшие фортепианные пьесы композитор создал уже тогда. Летом 1902 и 1903 годов юный Прокофьев брал частные уроки по теории и композиции музыки, благодаря которым впоследствии сумел создать оперу «Пир во время чумы». В 1904 году, уже имея в своем арсенале несколько пьес, опер, симфоний и сонат, Прокофьев поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию. За исполнение на выпускном экзамене Первого концерта для фортепиано с оркестром его наградили золотой медалью и премией им. Антона Рубинштейна.
Сергей Прокофьев был не только композитором, но и незаурядным шахматистом. Любовь к этой игре проснулась у него ещё в детстве — за этим занятием мальчик проводил часы в компании своего учителя музыки Р. М. Глиэра.
Прокофьев старался принимать участие во всех престижных шахматных турнирах Москвы и Петербурга. Ради матчей он с лёгкостью отменял репетиции.
Известны афоризмы композитора: «Шахматы для меня — это особый мир, мир борьбы планов и страстей» и «Шахматы — это музыка мысли». Прокофьев не только любил играть в шахматы, он постоянно возвращался к философскому осмыслению игры, пытаясь привнести что-то своё. В молодости он вычерчивал шестиугольную доску, пытаясь поставить на неё фигуры, а в начале 1930-х годов его осенила идея «девятерных шахмат» и он даже составил правила этой игры для 2 соперников на 9 досках с расставленными на них 9 комплектами фигур.
По действующему тогда законодательству, с началом Первой мировой войны Сергея Сергеевича на фронт не призвали, поскольку он был единственный сын в семье. В 1918 году композитор, будучи человеком аполитичным, отправился через Японию в концертное турне по США, в 1922 году поселился в Германии, на следующий год переселился в Париж, где продолжал творить, выезжать на длительные гастроли в европейские страны и Америку. Поскольку командировочное удостоверение, выданное советской властью, истекло в 1918 году, композитор утратил советское гражданство.
Его зарубежная карьера в эмиграции сложилась вполне благополучно, и спустя девять лет, уже в статусе мировой знаменитости, Прокофьев посетил родину с гастрольным туром. Здесь его ждали триумфальный успех и готовность властей предоставить ему гарантии свободы, заказы и хорошие условия для жизни и работы в СССР. С новым советским паспортом в кармане он уехал обратно во Францию, но отныне мысль о возвращении на родину посещала его все чаще.
Для гастролей по СССР в 1927 году Прокофьев с супругой получили советские паспорта, а в 1929 году – еще раз, уже новые. Оба раза гастроли по СССР были по-настоящему успешными.
Еще в 1923 году композитор женился на испанской певице Каролине (Лине) Кодине, от которой у него родилось двое сыновей — Святослав и Олег. В 1936 году Прокофьев с женой и сыновьями окончательно переехал в СССР и обосновался в Москве. В 1938 году Прокофьев познакомился со студенткой Мирой и с марта 1941 года Прокофьев стал жить с Мендельсон отдельно от семьи.
Через несколько лет советское правительство объявило заключённые за пределами СССР браки с иностранцами, которые не были заверены в консульствах, недействительными. 15 января 1948 года Прокофьев официально оформил брак с Мирой Мендельсон без оформления развода с Линой Прокофьевой. Впоследствии в результате судебного разбирательства оба брака были признаны действительными, и, относительно этого случая в советской юридической практике употреблялся термин "казус Прокофьева".
Политику он считал делом преходящим, в отличие от музыки: "Ни война, ни революция не свергнут вождя в фуге и не перевернут гармонического строя". К тому же в СССР был создан настоящий рай для творческих работников, не имевший прецедентов ни в одной стране мира: "композиторские" дома в Москве, государственные дачи для отдыха, гарантированные госзаказы, система финансовых поощрений, включая Сталинские премии, и даже автомобили для композиторской элиты.
В годы Великой Отечественной войны Прокофьев активно творил, в том числе написал музыку для фильма Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» (ранее – для «Александра Невского»).
По меркам XX века Прокофьев был музыкальным футуристом, поскольку предпочитал дерзко-новаторские средства выразительности. Именно как новатор музыкального языка он и вошёл в историю. В области гармонии и ритмики своеобразие стиля Прокофьева наиболее заметно. На всём протяжении музыкального пути Сергея Сергеевича критики, а порой и публика нередко давали негативные отзывы.
При Сталине Прокофьеву пришлось играть по новым правилам, но, возможно, эта интрига даже вдохновляла его. Он приспособил свой музыкальный язык к стандартам соцреализма, не погрешив против качества, и создал настоящие шедевры мирового уровня во всех жанрах: от грандиозной оперной эпопеи "Война и мир", написанной в военные годы, до тонких балетных материй "Ромео и Джульетты" и "Золушки". Даже советский "композиторский оброк" - "Здравицу" в честь Сталина или кантаты к 20-летию и 30-летию Великого Октября - Прокофьев писал с настоящим вдохновением.
Но и любимца Сталина не миновал "барский гнев". 10 февраля 1948 года "Правда" опубликовала Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) "Об опере "Великая дружба" В. Мурадели", где опера стала только поводом для разгрома первых лиц композиторского цеха СССР: Дмитрия Шостаковича, Сергея Прокофьева, Арама Хачатуряна и еще нескольких известных всей стране "антинародных формалистов".
В отличие от своих коллег - воспитанников советской власти, Прокофьев имел за плечами эмигрантское прошлое и грехи модернизма, поэтому ситуация для него была особенно серьезной. Несмотря на его независимый характер, ему все же пришлось "преклонить колена" перед председателем Союза композиторов Тихоном Хренниковым и написать ему покаянное письмо. Далее последовали официальный запрет на исполнение целого списка произведений Прокофьева, скандал с американским антисоветским фильмом, где была использована его музыка, отказ в постановке оперы "Повесть о настоящем человеке" и арест Лины, первой жены композитора, осужденной на восемь лет за шпионаж.
Прокофьев старался держать лицо и "делать что должно" - писать музыку. Но здоровье его серьезно пошатнулось: летом 1949 года он пережил инсульт. И пусть позже гнев Иосифа Виссарионовича сменился на милость, здоровье великого композитора и исполнителя уже было подорвано. Его не стало в день смерти вождя, 5 марта 1953 года. В связи с таким совпадением, некролог о Прокофьеве увидел свет лишь две недели спустя. И тот, словно по инерции, был полон скорее, критики, а не дани уважения ушедшему.
Сергей Прокофьев умер в своей квартире в Театральном проезде, ныне Камергерском переулке, где сегодня и находится музей музыкального гения. В 2016 году у входа в него был открыт памятник Прокофьеву, созданный Российским военно-историческим обществом и Всероссийским музейным объединением музыкальной культуры имени Глинки.
📕 Подпишитесь на Лекторий Dостоевский:
📚YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCtsCAuG4sK9had2F-nnUfyA
📚 VK: https://vk.com/lectorydostoevsky
📚 OK: https://ok.ru/dostoevsky.lectory
📚Rutube: https://rutube.ru/channel/23630029/
📚Telegram: https://t.me/dostoevsky_fm_dostoverno
📚 Наш сайт: https://dostoverno.ru/