Найти в Дзене

Взгляд на украинский вопрос 100 лет назад: русский философ Василий Зеньковский в правительстве гетмана Скоропадского

Оглавление

В период создания украинской государственности в 1917 году после крушения российской монархии за новое геополитическое пространство боролись местные националисты, «белые добровольцы», большевики и страны западной Европы.

Одним из таких временных правителей на оспариваемой территории оказался гетман Павел Петрович Скоропадский.

Как утверждал волынский историк и политический деятель Вячеслав Липинский, «до создания на Украинской земле отдельного и суверенного государства никакой украинской нации быть не может». Те, кто относят себя к украинской нации, - это часть местного украинского общества, наименее пригодная к строительству государства. Липинский отмечал, что для формирования нации необходим «национальный миф», конструируемый элитой. Украина, по мнению Липинского, не готова к демократии, поэтому наилучшей для нее формой правления может служить конституционная монархия. Выразителем такого идеала для Липковского стал потомок малороссийских гетманов Павел Скоропадский.

Русский философ и педагог Василий Зеньковский полностью разделял точку зрения Вячеслава Липинского по украинскому вопросу. В результате случайных событий он стал членом правительства в период существования гетманщины и около 5,5 месяцев находился во власти. Его воспоминания осветили наиболее злободневные на сегодня вопросы русско-украинских отношений.

Жизнь Василия Зеньковского перед февральской революцией

  • Василий Зеньковский родился в городе Проскурове (теперь - Хмельницкий), промышленном и торговом центре Подолья на западе нынешней Украины, 4 июля 1881 года, в семье школьного учителя. В 1909 году он закончил Киевский университет Святого Владимира (естественный и филологический факультеты), потратив на обучение в общей сложности девять лет.
Киевский университет Святого Владимира в конце XIX века
Киевский университет Святого Владимира в конце XIX века
  • В университете он посещал семинары выдающегося русского философа, психолога и логика Георгия Ивановича Челпанова. После обучения Василий Зеньковский стажировался в Германии и Италии. В 1915 году он защитил диссертацию на тему «Проблемы психической причинности», а в 1916 году занял место экстраординарного профессора Киевского университета.
Василий Зеньковский в молодости
Василий Зеньковский в молодости
  • Вскоре молодой профессор психологии стал директором Женского института дошкольного воспитания в Киеве, пропагандирующего в России игровую методику раннего обучения, разработанную выдающимся немецким педагогом и создателем современного «детского сада» Фридрихом Фребелем.

В канун революционных потрясений 1917 года Василию Зеньковскому было 36 лет.

Гетманский переворот

После февральской революции 1917 года, положившей конец Российской империи, на Украине, охваченной национальным порывом и стремлением к независимости от центра, возникла местная власть. В Киеве стихийно возникшее правительство стало называться Центральной Радой. Временное правительство Керенского пыталось уравновесить центробежные украинские силы с помощью командующего Киевским Военным Округом генералом Константином Михайловичем Оберучевым.

  • Недолгое двоевластие было нарушено осенью 1917 года, когда отряд большевиков, возглавляемый Муравьевым, взял Киев. Правительство Центральной Рады убежало в западные районы, где попросила военной помощи у немцев.
Войска Красной Армии занимают Киев в 1918 году
Войска Красной Армии занимают Киев в 1918 году
  • Вскоре немцы захватили большую часть Украины. В связи с тем, что украинские социал-демократы дискредитировали себя в глазах тевтонов из-за связей с большевиками, новым завоевателям приходилось опираться на поддержку «буржуазии», состоящей из промышленных и землевладельческих кругов. Однако большинство крупной и средней буржуазии были русскими по происхождению, что противоречило интересам немцев создать марионеточное национальное украинское правительство, враждебное Центру России, путем отделения от него бывших частей.
  • Для этих целей был составлен новый кабинет, состоящий из «украинофилов» во главе с бывшим членом партии октябристов Государственной Думы Федором Андреевичем Лизогубом.
Председатель Совета министров Украинской Державы Федор Андреевич Лизогуб (1851 - 1928)
Председатель Совета министров Украинской Державы Федор Андреевич Лизогуб (1851 - 1928)
  • Проходивший одновременно с созданием нового Правительства «Всеукраинский съезд партии конституционных демократов» разрешил своим членам входить в состав Министерства, чтобы исключить вредную работу чиновников с «российским прошлым». Номинальным руководителем страны стал бывший генерал-лейтенант Русской императорской армии Павел Скоропадский.
Гетман всея Украины Павел Петрович Скоропадский (1873 - 1945)
Гетман всея Украины Павел Петрович Скоропадский (1873 - 1945)

Так в конце апреля 1918 года довольно мирно совершился гетманский переворот. В оппозиции к новому режиму оказались левые силы, симпатизировавшие большевикам, и правые, сформировавшие течение «малороссов» (Василий Шульгин, Валерий Левитский, Евгений Ефимовский и другие).

Василий Зеньковский входит в состав правительства

Василий Зеньковский в период гетманского переворота возглавлял в Киеве Религиозно-философское общество, был директором Дошкольного Института, а также состоял в Университете св. Владимира, ректором которого был известный ученый-правовед и социолог Евгений Спекторский.

  • Как младший член профессорской коллегии, Василий Зеньковский примкнул к «левой» группе, добившейся создания Украинского народного университета в противовес Университету св. Владимира. Данная позиция молодого ученого вызвала непонимание и даже поссорила его со старшим профессорским цехом во главе с крупным экономистом Александром Билимовичем.
  • Видимо, по причине оппозиционности к консервативным ученым кадрам и «заигрыванию с националистами» Василий Зеньковский привлек внимание членов Министерства гетмана Скоропадского.

От министра народного просвещения Николая Василенко ему поступило предложение занять пост товарища министра. Василий Зеньковский сначала отклонил приглашение, сославшись на возможное неприязненное отношение к нему бывших коллег. Его особенно ужаснуло, что, расстроенный отказом, Василенко предложил ему назвать фамилии тех, кто выступает против назначения Зеньковского, пообещав

«вышибить их в Советскую Россию».

Однако через двенадцать дней, вновь вызванный в Правительство, Зеньковский, после недолгих раздумий и советов с друзьями, был назначен министром исповеданий.

  • Вместе с ним в состав Совета Министров в качестве статс-секретаря вошел знаменитый российский правовед Игорь Кистяковский. Любопытно, что в своих мемуарах Василий Зеньковский называл его «очень умным, талантливым и сильным человеком», но очень циничным, рассчитывающим на принуждение, силу и деньги. Кистяковский был в глазах Зеньковского хищником и дельцом, «жертвой обездушенной культуры и доминирующего во всем этатизма».
Российский юрист, украинский политический и общественный деятель Игорь Кистяковский (1876 - 1940)
Российский юрист, украинский политический и общественный деятель Игорь Кистяковский (1876 - 1940)
  • Гетмана Павла Скоропадского Василий Зеньковский считал «порядочным, но беспринципным человеком», не обладающего собственным мировоззрением и глубокими убеждениями. Болезненно переживавший разрыв со старым режимом, Скоропадский с головой кинулся в «авантюру украинской самостийности», утеряв духовные скрепы своей личности и сделавший окончательную ставку на немцев.

Перед новым министром исповеданий стояла задача участвовать в избрании Киевского митрополита и созыве Украинского Собора.

Украинский Собор

Василий Зеньковский в новой должности первым делом выбрал себе помощника – молодого юношу Глеба Жекулина, позже погибшего в стенах ЧК.

На 19 мая 1918 года был намечен созыв Епархиального Собрания для выбора Митрополита Киевского.

  • Среди кандидатов на должность Митрополита были викарий Киевской епархии епископ Димитрий; крупный церковный деятель и сторонник монархии Антоний (Храповицкий), митрополит Харьковский и сам Зеньковский, который уведомление о выставлении своей кандидатуры получил через два дня после епархиального собрания.
  • На выборах с перевесом в 7 голосов к явному неудовольствию Зеньковского победил Антоний, митрополит Харьковский, выступавший против церковной автономии украинской церкви. Тогда министр исповеданий предложил дождаться утверждения Митрополита Киевского на Украинском Соборе, созыв которого намечался летом.
  • Однако Антоний тайком через епископа Никодима преуспел в негласном утверждении своей кандидатуры со стороны Патриарха и Высшего Церковного Совета, заседающего в Москве. Тогда Зеньковский добился того, чтобы гетман и Украинское правительство не признали результатов прошедших выборов Киевского Митрополита, кафедру Киевского Митрополита оставили вакантной, а Антония по-прежнему считали Харьковским митрополитом, хотя последний уже приехал исполнять свои обязанности в Киев.
  • Так митрополит Антоний на долгие годы стал недругом Василия Зеньковского, помирить с которым смогли только долгие годы эмиграции.
Митрополит Киевский Антоний (Храповицкий)
Митрополит Киевский Антоний (Храповицкий)
  • Как позже вспоминал Зеньковский, митрополит Антоний
«был на редкость бескорыстный и добрый, отзывчивый и сердечный человек»,

имел поразительную память, был глубоко религиозным и даже мистичным, любил молодежь. В то же время он

«невыносимо циничен в своих речах, часто груб и неприличен в суждениях, бестактен в разговорах».
  • Особую неприязнь митрополита Антония вызвала реформа образования, предложенная «либеральным» министром исповеданий: создание при министерстве Ученого комитета и разработка нового устава духовной академии, разрушавшего полную зависимость учебного заведения от власти митрополита («свободная церковь в свободном государстве»).
  • Особые надежды Зеньковский возлагал на созыв Украинского Собора, который позволил бы достигнуть компромисса между двумя крайними полюсами: украинским сепаратизмом, выступавшим за провозглашение церковной автокефалии и полной независимости от патриарха, и «русской партией», добивавшейся сохранения прочных церковных связей с Россией.
  • На летней сессии Украинского Собора Киевский митрополит Антоний получил почти единогласное одобрение большинства делегатов, включая «русскую партию», представители которой с неохотой участвовали в Соборе, пока в них не укрепилась надежда на то, что гетманская власть способна начать общерусское освобождение от большевиков (Зеньковский в начале своей политической карьеры тоже придерживался данного мнения).
  • Зеньковский особо подчеркивал, что при созыве Украинского Собора ему импонировала идея соборного начала и духа мира, связавшего «украинскую» и «русскую» партии, а также установление церковной автономии при условном благословении Патриарха.

В отношениях между Церковью и государством важно, как считал Зеньковский, добиться мирного сосуществования, когда при сохранении свободы соборного управления возможно творческое вмешательство в жизнь Церкви. Как напишет позже Василий Зеньковский, он был бы оправдан самой жизнью, если бы нормальная жизнь на Украине (то есть при режиме гетмана) продлилась не 7 месяцев (так у Зеньковского!), а 7 лет, а он оставался бы министром Исповеданий.

Особенно актуальным это замечание стало после отставки Зеньковского, когда новый министр исповеданий Лотоцкий, учинив насилие над «русской партией», провозгласил автокефалию Украинской Церкви, во главе которой встал «украинский идеолог в рясе» Василий Липковский.

Отставка правительства Лизогуба

19 октября 1918 года, после 5 с половиной месяцев нахождения во власти, на последнем заседании Совета министров глава кабинета Федор Лизогуб, обратившись с прощальным словом к гетману от имени членов уходящего правительства, сказал, что обстоятельства требуют обновления власти.

  • Как писал Зеньковский, отставка была «вынужденной» и была вызвана политическим причинами. Сторонники украинского сепаратизма стали оказывать большое влияние на гетмана Скоропадского и поддерживающее их немецкое командование. Кроме того, на Зеньковского постоянно жаловался оккупационным властям митрополит Антоний. Министр исповеданий не захотел оправдываться у главы немецкой армии на Украине генерала Вильгельма Гренера, отрицательно оценивая действия немцев в текущей политической ситуации.
  • 11 ноября 1918 года между немцами и членами стран Антанты было подписано прелиминарное перемирие, война окончилась, а в самой Германии вспыхнула революция.
  • После вывода немецких войск с территории Украины против гетмана Скоропадского начались восстания многочисленных украинских организаций, заключивших временный союз с большевиками. В последний момент Скоропадский, потеряв расположение местных националистов и церкви, решил опереться «на русскую партию». Новое правительство Гербеля, выпустив манифест с проектом будущей федерации с Россией, призвало под свои знамена русские офицерские силы.
Киев в 1918 году. Вид на Оперный театр
Киев в 1918 году. Вид на Оперный театр
  • В неравной схватке с петлюровцами и красными войсками офицеры и юнкера под руководством графа Келлера около двух недель в лютый мороз удерживали Киев. Наконец, силы осажденных истощились и в столице Украины на короткое время период воцарилось правительство Директории во главе с Симоном Петлюрой. Начался период «смутного времени», когда Киев попеременно из рук в руки переходил к отрядам Украинского фронта Красной армии Владимира Антонова-Овсеенко, Петлюры и Добровольческой Армии.

В период пребывания красных революционеров в Киеве Зеньковский скрывался полтора месяца от ЧК в колонии, расположенной в лесу рядом со станцией Боярка, недалеко от столицы.

Станция Боярка в начале XX века
Станция Боярка в начале XX века
  • Когда в Киев на три месяца вернулась возглавляемая генералом Драгомировым Добровольческая армия, бывший министр исповеданий участвовал в создании русско-украинской группы, пропагандирующей взаимное сближение в рамках федеративного устройства двух государств, противодействуя украинским социал - федералистам, настаивающим, в свою очередь, на отделении от России. Зеньковский должен был принимать участие в написании одного из томов к серии книг «Россия и Украина», причем первый том, подготовленный будущим академиком УАН и директором Радиевого института Владимиром Вернадским, уже готовился к выходу в печать.

Когда Добровольческая армия в последний раз покинула Киев, Василий Зеньковский 29 января 1919 года уехал в Одессу, где царствовал, по его словам, «бездельник» генерал Шиллинг, а 26 января 1920 года на английском пароходе он навсегда покинул Россию. Оставшиеся годы жизни в эмиграции Зеньковский посвятил преподавательской деятельности и религиозной философии.

Оценка гетманщины и будущего Украины

Несмотря на неудачу в политической, экономической и социальной сферах при формальном правлении гетмана Скоропадского, Василий Зеньковский положительно оценивал роль данного режима.

  • Он считал, что при будущем обустройстве российской государственности необходимо учитывать опыт «социально-политической реставрации» гетманщины на «голом месте», приняв его за образец для России после окончания периода «большевистского ига».
  • Своим утверждением Зеньковский полемизировал с левыми силами (называвшими гетманский режим контрреволюционной буржуазно-помещичьей диктатурой), с украинскими националистами (считавшими правление Скоропадского авторитарным правлением русофильских групп) и с правыми, презрительно относившимися к новой власти. Именно к последним относил свой упрек Василий Зеньковский, который считал, что лозунг Деникина о «Единой Неделимой России» поссорил добровольцев с многочисленными умеренными украинцами, позволив большевикам найти общий язык с местными жителями.
Русский религиозный философ и педагог Василий Зеньковский (1881 - 1962)
Русский религиозный философ и педагог Василий Зеньковский (1881 - 1962)

При отсутствии достаточных экономических ресурсов Украина, по мнению Зеньковского, вынуждена лавировать между странами-лидерами, добиваясь выгодной продажи себя расторопному покупателю. При этом, в отличие от большинства малых государств, возникших на обломках Российской Империи, Украина не может надолго войти в состав западного государства, так как для России по политическим и экономическим мотивам вопрос о необходимости Украины быть в ее составе имеет «категорический и безусловный характер». Таким образом, речь может идти только о форме вхождения Украины в состав России, то есть об ее политическом устройстве.

  • Василий Зеньковский, будучи либералом, полагал, что будущее устройство страны должно решаться на созванном Украинском Учредительном Собрании, точно так же, как будущий церковный порядок должен быть восстановлен путем созыва очередного Украинского Собора. Россия должна способствовать тому, чтобы украинский народ свободно пришел к мысли о неизбежности пребывания в составе России.
  • Режим гетмана Скоропадского, по мнению Василия Зеньковского, с помощью реформ образования и церковной жизни, в которых Зеньковский принимал непосредственное участие, благоприятствовал мирному использованию огромных запасов творческой силы Украины и укреплению ее духовных связей с Россией.
  • Идею о свободном сосуществовании двух культур Василий Зеньковский называл «культурным параллелизмом», который способен избавить украинцев от комплекса неполноценности перед «старшим братом».
  • Себе в заслугу он ставил участие в решении трудного вопроса о спасении Украины для России, так как в себе Зеньковский, по его словам, носил два начала: на 7/8 принадлежал к украинцам по рождению (в долевом расчете «правильной» крови можно увидеть обостренное чувство этнической идентичности, характерное для кризисных обществ), а по восприятию духовной культуры относил себя к русским.
  • Василий Зеньковский в своих воспоминаниях не любил вспоминать о полной зависимости режима гетмана от немецкой помощи. В эмиграции ему, секретарю объединений русских ученых в Югославии и одному из учредителей Богословского Института в Париже, ставили в вину «служение Украине», находящейся под «немецким сапогом». Полной реабилитации он смог добиться после замирения с бывшим оппонентом - председателем Высшего Церковного Управления митрополитом Антонием (Храповицким).
При всей идеализации Зеньковским режима гетманщины уроки нахождения во власти известного мыслителя не должны пройти даром.

Если Вам понравилась эта история, подписывайтесь на мой канал. Вас ждет еще много интересного!