16.01.1918г. червонные казаки в авангарде Красной гвардии М.А. Муравьева вышли к Полтаве. Не доезжая станции, казаки выгрузились из эшелона, развернули стрелковую цепь и при поддержке бронепоезда начали наступление на гайдамаков. Натиска красногвардейцев заставы гайдамаков не выдержали и начали беспорядочно отступать. Червонцы с ходу заняли ключевые пункты в городе – почтамт, телеграф и телефонную станцию. Юнкера, занявшие оборону в кадетском корпусе, были разоружены без боя. Начало Гражданской войны было достаточно бескровным, массового озлобления у противоборствующих сторон ещё не наступило, и верх брал, как правило, наиболее решительный. Таким образом, боевой дух красных казаков решил участь Полтавы.
17.01.1918г. Муравьев занял Полтаву. Вдоль железной дороги в эшелонах ему содействовали: на правом фланге Московский отряд особого назначения А.А. Знаменского, направленный из Москвы на Ворожбу; на левом фланге колонна П.В. Егорова – от Лозовой на Полтаву; с севера от Гомеля на Бахмач – колонны Р.И. Берзина и И.И. Вацетиса, сформированные в ставке главкома в Могилеве. В Полтаве в Червонный полк начался приток добровольцев, но ещё более ценным ресурсом стал трофейный конский состав. Казаками был разоружен местный конный дивизион, что позволило в составе полка развернуть несколько конных сотен, существенно повысив подвижность личного состава и маневренность подразделения.
Не встречая на своем пути сопротивления войска Муравьева, начали развивать наступление на Киев. 24.01.1918г. Муравьев занял Ромодан, Кременчуг, Лубны и Гребенку, а Гомельский отряд выдвинулся к Крутам. Незначительное сопротивление Муравьев встретил лишь в 40 км восточнее Киева на реке Трубеж.
28.01.1918г., приближение Красной гвардии к Киеву, спровоцировало восстание рабочих Киевского завода «Арсенал».
29.01.1918г. на железнодорожной станции Круты (130 км северо-восточнее Киева) красногвардейский отряд А.А. Знаменского столкнулся с заслоном гайдамаков, пытавшимся остановить их продвижение к Киеву. Отряд УНР насчитывал 420 чел.: 250 офицеров и юнкеров 1-й Украинской военной школы, 118 студентов и гимназистов из 1-й сотни Студенческого куреня, около 50 вольных казаков. Эшелон красногвардейцев, двигавшийся на Киев, на станции Круты был обстрелян. Красногвардейцы выгрузились из вагонов и дали бой. Моральное превосходство советских войск было превосходным, и разгром самостийников был неминуемым. Непосредственно в ходе боя погибло лишь несколько гайдамаков, поддавшись панике, остальные отступили к эшелонам и укатили в Киев. Один взвод студенческой сотни (34 чел.), заблудившись, по оплошности был пленён уже после боя. Шестеро раненых были посажены в поезд и отправлены в Харьков, где их впоследствии отпустили. 27 оставшихся студентов, были расстреляны красногвардейцами за вероломный обстрел эшелона. Озлобленность постепенно набирала обороты.
30.01.1918г. к началу нового раунда советско-германских переговоров в Брест-Литовске Красная гвардия стояла уже под Киевом. Для обороны столицы Центральная Рада имела лишь около 1.000 чел. – отдельные подразделения Богдановского, Полуботковского, Богунского полков, Галицко-Буковинский курень сечевых стрельцов и Вольное казачество. Все остальные украинские части заняли нейтральную или враждебную Раде позицию.
01.02.1918г. в Киев подошли части Гайдамацкого коша Слободской Украины под командованием С.В. Петлюры, отозванного с фронта для подавления восстания, и Гордиенковский полк полковника В. Петрова.
02.02.1918г. восставшие рабочие под нажимом гайдамаков отступили на территорию завода «Арсенал». Завод был окружён украинскими войсками и подвергся артобстрелу.
04.02.1918г. войска Муравьёва подошли к Киеву и закрепились в Дарнице, начав артиллерийский обстрел города. Красногвардейцы, выйдя на подступы к Киеву, были задержаны на железнодорожном мосту через реку Днепр. Пулеметы и артиллерия гайдамаков не позволяла переправиться на правый берег. Несмотря на приближение советских войск «Арсенал» был взят штурмом гайдамаками. Нескоординированное по времени с частями Красной гвардии Муравьева восстание киевских рабочих было подавлено войсками Рады.
Командир червонных казаков В.М. Примаков предложил брать город обходным маневром с севера, на что получил у командарма согласие. Переправившись у Пуща Водица по льду Днепра, казаки вошли в пригород Киева – Куреневку. Появление в тылу частей Красной гвардии резко поколебало стойкость войск киевского гарнизона.
Позиция наркоминдела Л.Д. Троцкого, возглавлявшего советскую делегацию на мирных переговорах в Брест-Литовске, заметно усилилась. На речь украинского делегата Любинского Троцкий заявил, что власть Центральной Рады закончена и единственной территорией, которой она располагает, является комната её представителей в оккупированном германской армией Брест-Литовске. И Троцкий был абсолютно прав – 08.02.1918г. украинское правительство и остатки его войск ушли из Киева в Житомир.
09.02.1918г. части Красной гвардии Муравьева вступили Киев. Однако Германия решила поддержать Центральную Раду. Генерал М. Гофман (начштаба Восточного фронта) был осведомлен о ситуации в Киеве, но дипломаты Центральных Держав поддержали Раду, и отказались признать, приехавших с Троцким из Харькова, делегатов украинского советского правительства. С целью давления на большевиков в день вступления в Киев Красной гвардии, в Бресте Центральные Державы заключили мир с Центральной Радой. Это был неожиданный ход в переговорном процессе для советской стороны, так как этим миром Германия достигала всех поставленных целей, а большевистскому руководству неизбежно предстояло идти на уступки дальше. И наконец, император Вильгельм II решил взять «советского быка за рога» и направил германскому делегату – Кюльману, телеграмму с требованием предъявить Троцкому ультиматум о подписании мира в течение 24 часов. Ультиматум, по настоянию Кюльмана, предъявлен не был, так как он надеялся склонить Троцкого к миру уступкой Советам Риги и Моонзундских островов. Троцкий не растерялся, от «похабного» мира уклонился, и 10.02.1918г. заявил, что Советская Россия завершает войну, демобилизует армию, но не заключает мира. Знаменитая формула «ни мира, ни войны» совершенно буквально ввела в ступор дипломатов Центральных Держав. Что это значит?
Вскоре Германская Ставка истолковала заявление Троцкого, как отказ от продления перемирия и пушкам предстояло заговорить вновь...
По теме:
Червонное казачество. Зарождение
Последнее плавание генерала Гришина-Алмазова
Короткая карьера терского атамана Караулова
Уважаемые читатели! Если понравилась статья - ставьте лайк и подписывайтесь на канал