Найти в Дзене

Лучшие постановки в мужском одиночном катании. ТОП-8 программ, которые больше всего запомнились зрителям

Оглавление

Мужское одиночное катание представляет собой удивительное сочетание разнообразия и креативности. Четверные прыжки, безусловно, являются его важнейшей частью, и мы наблюдаем настоящую конкуренцию квадов как на российской, так и на международной арене. Однако за этой технической основой зреет великое искусство - программы, которые исполнители реализуют на льду.

На протяжении нескольких десятилетий мужское одиночное катание подарило нам множество великолепных постановок, удовлетворяющих любые предпочтения. И с множеством четверных прыжков, и с экстравагантными костюмами, и с нестандартной хореографией - чего только не было!

Зрители фигурного катания выбрали лучшие программы в мужском одиночном катании. Давайте посмотрим вместе на ТОП-8 лучших программ по мнению болельщиков.

8 место

На восьмой строчке программа «Болеро» в исполнении Сёмы Уно (многие говорят Шома).

Сёма Уно, «Болеро»
Сёма Уно, «Болеро»

На Олимпийских играх в Пекине-2022 программа «Болеро» завораживала зрителей не только в исполнении Камилы Валиевой, но и в исполнении японского фигуриста Сёмы Уно. С этой программой, созданной Стефаном Ламбьелем, он завоевал бронзовую медаль, после чего направился на чемпионат мира, где смог подняться на высшую ступень пьедестала.

Выступление Уно настолько привлекает внимание, что невозможно отвести взгляд. Музыка, ставшая классикой, элегантный костюм с изящными золотыми деталями, а также его четверные прыжки – мягкие и грациозные, точно такие же, как и сам Сёма Уно. Эта программа принесла ему самую значимую победу!

7 место

На почётное седьмое место зрители поставили произвольную Евгения Семененко - «Good Boy Gone Bad».

«Good Boy Gone Bad» - Евгений Семененко
«Good Boy Gone Bad» - Евгений Семененко

Произвольная программа Евгения Семененко прошлых сезонов выглядит очень оригинально, несмотря на то, что российские одиночники, по распространённому мнению, не умеют удивлять интересными идеями. Женя выбрал популярный среди молодежи стиль k-pop и композицию известной корейской группы.

Сюжет его выступления делится на две части: в первой половине зритель наблюдает за мечтательным романтиком, а с изменением музыкального сопровождения этот романтик превращается в «плохого мальчика». Интересная хореография подчеркивает эту перемену: смена настроения становится очевидной во время одного из каскадов, а из последнего риттбергера фигурист стремительно выпрыгивает в дорожку шагов и начинает активно зажигать на льду.

Семененко не боялся экспериментировать как с содержанием программы, так и с внешним обликом: перед выступлениями он окрашивал волосы в пепельно-серый цвет, а для контрольных прокатов даже подводил глаза карандашом - это была идея его тренера, Алексея Мишина.

Контрольные прокаты
Контрольные прокаты

Хотя постановщиком программы считается Илья Авербух, многие едины во мнении, что главным автором является сам фигурист.

«Поскольку музыкальные идеи и хореографические концепции были предложены Женей, основное авторство принадлежит ему», - говорил Алексей Николаевич.
«Я больше занимался режиссурой программы и подсказывал, что мне нравится, а что нужно изменить», - соглашался Илья Авербух.

6 место

На шестую строчку зрители определили программу Марка Кондратюка - «Иисус Христос - суперзвезда».

Марк Кондратюк - «Иисус Христос-суперзвезда»
Марк Кондратюк - «Иисус Христос-суперзвезда»

Олимпийский лёд уже видел Иисуса в исполнении Максима Транькова на Играх в Сочи, где этот образ стал символом победы. Спустя восемь лет на Олимпиаде в Пекине свою интерпретацию программы, на музыку из рок-оперы «Иисус Христос - суперзвезда», представил Марк Кондратюк, который получил возможность выступить в командном турнире.

Олимпиада 2022
Олимпиада 2022

Но не только триумфом на Олимпиаде запомнился этот образ - до Игр в Пекине «Иисус» Кондратюка уверенной поступью завоевывал титулы на чемпионатах России и Европы. Хореограф Никита Михайлов создал гармоничную и впечатляющую постановку, костюмеры работали над созданием запоминающегося образа, а сам Марк старался максимально точно передать его с помощью катания.

Программа оказалась не просто успешной - она была по-настоящему сильной и насыщенной эмоциями. Когда Кондратюк выходил на лёд и исполнял её чисто - (а он успешно приземлял три четверных прыжка) - атмосфера захватывала весь зал. Если Марк ощущает программу так глубоко, значит, её исполнение получилось удачным. Это уже настоящая аксиома!

5 место

На пятом месте оказалась произвольная программа Нэйтана Чена - «Рокетмен».

Нэйтан Чен - «Рокетмен»
Нэйтан Чен - «Рокетмен»

Произвольная программа, основанная на музыке из байопика об Элтоне Джоне, стала для Нэйтана Чена решающей победой в карьере - он завоевал золото Олимпийских игр 2022 года. Американский фигурист блестяще исполнил пять четверных прыжков и уделил немалое внимание презентации, что сделало его выступление по-настоящему запоминающимся, обеспечив высшие оценки в компонентах.

Олимпийские Игры 2022
Олимпийские Игры 2022

Впервые «Рокетмен» прозвучал в исполнении Чена в сезоне 2019/2020, и затем фигурист вместе со своим тренером Рафаэлем Арутюняном решили вернуться к этой программе в разгар олимпийского сезона, перед чемпионатом США. Это решение было логичным, так как предыдущий сезон «Рокетмена» был прерван пандемией, и Чен не успел представить его на чемпионате мира.

«Каждый раз, когда ты исполняешь программу, ты понимаешь, имеет ли это смысл и правильно ли ты движешься», - так объяснял Чен своё решение вернуться к «Рокетмену». И всё прошло на ура! Жёлтый верх костюма был заменён на оранжевый, что добавило яркости и привлекло внимание, в результате программа заняла своё место среди лучших в мире. Сейчас часто Нэйтан именно её исполняет на показательных выступлениях.

4 место

На четвёртой строчке программа Юдзуру Ханю - «Сеймей».

Юдзуру Ханю - «Сеймей»
Юдзуру Ханю - «Сеймей»

«Сеймей» - это программа, которая запомнится каждому, кого спросят о величайших произведениях японского фигуриста, единственного в мире двукратного олимпийского чемпиона в одиночном катании. Впервые «Сеймей» предстал перед зрителями в сезоне 2015/2016. Затем Юдзуру Ханю вернулся к этой произвольной программе на Олимпийских играх 2018 года, где одержал победу, и снова в 2020-м, когда он готовился к чемпионату четырёх континентов, титула которого у него ещё не было. Из-за изменений в правилах программу пришлось укоротить на 30 секунд, и фигурист начал её отрабатывать всего за две недели до старта. Но, конечно, он снова выиграл!

Олимпиада 2018
Олимпиада 2018

Разумеется, успешные программы часто сохраняют на второй сезон. Но если одно и то же выступление остаётся неповторимым за три года, и фанаты не выражают недовольства, а, наоборот, принимают это с восторгом, то это определённо шедевр. И создатель этого шедевра - один из ведущих хореографов мира Ше-Линн Бурн.

Но кто же такой Сеймей? На льду Ханю передавал образ волшебника из японского фильма 2001 года «Onmyoji» (Онмёджи), что переводится как «Колдун». Сеймей - добрый маг, который сражается с темными силами, обитающими на земле.

3 место

На третье место зрители поставили программу Андрея Мозалёва «Man with harmonica».

Андрея Мозалёва «Man with harmonica»
Андрея Мозалёва «Man with harmonica»

Андрей Мозалёв является одним из самых выразительных фигуристов в российском одиночном катании. Его программы полны сложными хореографическими элементами, которые под силу лишь ему. До перехода к Этери Тутберидзе, в своем творчестве он традиционно сотрудничал с хореографами Денисом Луниным и Игорем Кощеевым, которые помогали ему создавать многогранные образы, постоянно внедряя новшества. Вместо того чтобы опираться на классические произведения, он выбирал современный стиль и стремился внести что-то новое в мир фигурного катания.

Программа сезона 2020/2021 очень точно отражает характер Андрея. Именно в этом выступлении тогда начал формироваться его образ «сумасшедшего героя», который зрители снова увидели и в последующих сезонах. В то время Мозалёв изображал человека, постепенно теряющего рассудок, царапающего своё тело и разрывающего одежду. Сам спортсмен подчеркивал, что в этом номере нет ни одного случайного действия, и это всё правда.

Особое внимание стоит уделить движениям его рук: в начале он с едва заметным отвращением отмахивается от навязчивых мыслей, игриво прижимает палец к губам, будто призывая хранить сокровенные тайны, и нервно перебирает пальцами, пытаясь успокоиться. Его герой отчаянно борется с внутренними демонами, но в конце концов оказывается побеждённым.

-12

В какой-то момент композиция «The Man With The Harmonica» в аранжировке Apollo 440 делится на две совершенно разные по настроению части: происходит переломный момент, и для персонажа начинается темный период. Спортсмен выполняет плавные волнистые движения руками (что заслуживает особого признания) и погружается в тьму. Эмоциональная дорожка шагов под мощный завывающий вокал, стремительные вращения в сочетании с тревожным звуком метронома и настойчивым трезвоном будильника - усиливают атмосферу тревоги и напряжения в этой постановке. Это действительно сильные и запоминающиеся ощущения!

2 место

На втором месте любимая всеми программа Алексея Ягудина - «Зима».

-13

Короткая программа, с которой Алексей Ягудин стал олимпийским чемпионом на Играх 2002 года в Солт-Лейк-Сити, считается настоящим шедевром фигурного катания, что подтверждают специалисты, журналисты и поклонники. «Зима», созданная Николаем Морозовым, была выбрана практически случайно - молодой хореограф наткнулся на трек в музыкальном магазине в Нью-Йорке.

«Татьяна Анатольевна хотела использовать что-то из «Лебединого озера» Чайковского, но нас поразила эта удивительная композиция квартета Bond, и мы поняли, что именно с ней мы сможем добиться успеха. При монтаже мелодия сразу зазвучала так, как надо. Мы лишь изменили название - вместо «Зимнего солнца» у нас получилась «Зима», - делился Алексей.
Алексей Ягудин на Олимпиаде 2002
Алексей Ягудин на Олимпиаде 2002

Кто мог забыть легендарную зажигательную дорожку шагов на зубцах? Сейчас подобные элементы уже не встретишь - новые правила ISU требуют больше рёберного катания.

На Олимпиаде Ягудин вызвал восторг у зрителей и единогласно возглавил промежуточный результат - хотя он и не собрал все шесть шестерок по старой системе оценок, все судьи поставили его на первое место. В Солт-Лейке Алексей добился своей самой важной победы над своим главным соперником - Евгением Плющенко.

1 место

Первое место с большим отрывом занимает программа Михаила Коляды - «Нуреев. Белый ворон».

Михаил Коляда - «Нуреев. Белый ворон»
Михаил Коляда - «Нуреев. Белый ворон»

Постановка, посвящённая выдающемуся балетному артисту Рудольфу Нурееву, была создана Ильёй Авербухом для Михаила Коляды в сезоне 2020/2021. На контрольных прокатах сборной России в сентябре стало очевидно, что зрителей и специалистов ждёт нечто необыкновенное.

Эмоциональная скрипичная музыка на протяжении всего выступления неминуемо затрагивает сердца и остаётся в памяти надолго, а тонкое и выразительное катание Михаила впечатляет своим мастерством. Удивительно, как хорошо эта постановка подчеркнула его талант.

-16

Многие думали, что Коляда и его тренер Алексей Мишин оставят «Нуреева» на Олимпийский сезон, однако Михаил стартовал с другой произвольной программой. Но «Нуреева» вернули к чемпионату России, где он завоевал второе место. К сожалению, по состоянию здоровья, Михаил пропустил чемпионат Европы и Олимпийские игры, но теперь он регулярно выступает с полюбившимся образом на ледовых шоу.

«Я старался передать свой взгляд на Нуреева, опираясь на свои ощущения. Я ожидал подобный вопрос, поэтому дал шанс своему внутреннему видению. Конечно, я изучил его биографию, посмотрел фильм и создал для себя определённый образ. Затем просто попытался выразить его на льду» - рассказывает Михаил.

Итог

В заключение, можно с уверенностью сказать, что лучшие программы в истории мужского одиночного катания отражают не только технический мастерство фигуристов, но и их способность передавать эмоции и рассказывать истории через искусство. Эти выступления становятся знаковыми моментами, оставляя неизгладимый след в сердцах зрителей и поклонников.

Каждая программа - уникальный сплав хореографии, музыкального сопровождения и личной интерпретации, что делает каждое выступление неповторимым. От величественных историй о любви и страсти до современного и экспериментального подхода к движению - все эти номера демонстрируют невероятные таланты и творческий потенциал спортсменов.

С течением времени мужское одиночное катание продолжает развиваться, внедряя новые идеи и стили, и мы можем лишь ожидать, что будущие поколения фигуристов подарят нам ещё больше великих программ, которые войдут в историю этого удивительного спорта.

Делитесь мнением в комментариях, какую программу вы бы хотели добавить в эту подборку?

Поддержите подпиской на наш канал:)