Транспортная реформа в Екатеринбурге вступила в полную силу с 1 февраля 2025 года: перевозчики перешли на брутто-контракты, а трамваи, троллейбусы и автобусы постепенно отказываются от кондукторов.
Суть брутто-контрактов заключается в том, что перевозчикам платят деньги не за количество пассажиров, а за пройденные километры. Раньше водители были лично заинтересованы в сборе оплаты, ведь часть выручки шла им. Теперь же все деньги от продажи билетов поступают напрямую в бюджет города, а водителям платят фиксированную зарплату. Из-за внедрения безналичной оплаты и валидаторов потребность в кондукторах снижается. В результате пассажиров никто не контролирует, и они реже оплачивают поездки. Это приводит к тому, что мэрия теряет деньги.
Чтобы ловить «зайцев», создали Центр управления городскими перевозками, где работают десятки контролеров. С апреля 2025 года они выявили 2,5 тысячи безбилетников. Скоро таких, как они, будут штрафовать на 2,5 тысячи рублей.
Главная новость по теме
В Екатеринбурге запускают центр, который будет контролировать работу транспорта и искать безбилетников
Для того, чтобы выяснить, сколько денег теряет мэрия, редакция 66.RU отправила корреспондентку Алину Харитонову в течение двух дней кататься на всех видах наземного городского транспорта. Перед ней стояли две задачи:
- Подсчитать, сколько пассажиров выходит без оплаты.
- Изучить, как на это реагируют водители.
Ход эксперимента
В первый день смотрю, как дела у частных перевозчиков.
Около 12 часов захожу в автобус №52. Салон наполнен людьми. Воздух тяжелый, очень жарко. Форточки закрыты. Кондиционер, если он и есть, явно не работает. Протискиваюсь через людей, чтобы найти валидатор. Это дается нелегко.
Вместе со мной заходит еще человек 15. Молодой парень в наушниках равнодушно проходит мимо валидатора и берется за поручень. Воспитатель, которая завела внутрь группу детей, подходит к терминалу и оплачивает поездку за каждого ребенка «Е-Картой». Пара студентов, уткнувшись в телефоны, просто проходят дальше, даже не взглянув на устройство для оплаты.
За 20 минут поездки в этом автобусе становится все меньше и меньше свободного места, а водитель ни разу не напоминает о необходимости оплатить проезд. Вспомнилось, как еще полгода назад они настойчиво кричали об этом на каждой остановке. Теперь же их, кажется, совершенно не волнует количество проданных билетов.
Следующий автобус — №89. Внутри все также нет воздуха. Люди стоят спиной к спине. Женщина в оранжевой жилетке с надписью «Контролер» проходится по автобусу: «Билеты, пожалуйста!». И это работает. Подсчитываю: из 35 пассажиров только двое не оплатили. Один сказал, что «оплатил по QR-коду», другой — что «уже оплатил». Их проверять не стали.
Третьим я решила проверить маршрут №45. Днем там мало людей. С ветерком едем от Ельцин Центра до «Радуги Парка». За это время в автобусе проезжает несколько десятков человек. И хотя никаких препятствий на пути к валидатору нет, четверть из них забывает (а может, и нет) оплатить проезд. Водитель за 25 минут поездки ни разу не обращает на это внимания.
На второй день я переключилась на муниципальный транспорт, включая трамваи и троллейбусы. В салоне 6 и 15 трамваев, где еще работает кондуктор, совсем другая картина. Женщина в яркой жилетке с грозным видом обходит каждый ряд. Она внимательно следит, чтобы все приложили карту, и не стесняется громко напомнить рассеянным пассажирам об оплате.
Заметно, как даже самые хитрые «зайцы» в ее присутствии стараются притвориться, что вот-вот оплатят по QR-коду. Но женщина внимательно стоит и ждет онлайн-чек. Здесь из 40 зашедших пассажиров проезд оплатили 38 человек.
А вот в троллейбусе, курсирующем по одному из центральных маршрутов без кондуктора, ситуация противоположная. Захожу в салон, который, кажется, не проветривался уже давно. Кондиционер на удивление тоже не включен, хотя машина новая. Через людей дотягиваюсь картой до ближайшего валидатора. После звука оплаты прячу проездной в сумке.
Поездка длилась 30 минут. За это время из 50 человек к устройству подошли только 37. Остальные делают вид, что это не их проблема. Некоторые пытаются оплатить через QR-код, но с переменным успехом — из-за тряски камерам в телефонах сложно сфокусироваться. Один парень лет 25-ти через несколько попыток сдается и спокойно занимает место в троллейбусе.
Следующий — 25-й автобус. Пытаюсь пройти к валидатору у двери. За мной заходит группа школьников. Один в красной кепке бросает на валидатор быстрый взгляд, другой шепчет: «Он не работает, я здесь езжу каждый день». Все четверо проходят мимо, сев на свободные места. Девушка с коляской достает телефон, чтобы сканировать QR-код. Получается не сразу, но она оплатила. В этом автобусе из 45 пассажиров 15 человек проехали «зайцем».
За два дня моих поездок я проехала в шести разных салонах. По моим подсчетам, за все это время мне повстречалось 300 пассажиров. Из них 40 человек вообще не пытались оплатить проезд. А водители теперь действительно игнорируют «зайцев». Зато там, где есть кондукторы, безбилетников заметно меньше.
Итоги
По нашим расчетам, примерно 9% пассажиров проезжают без оплаты. По данным мэрии, все еще печальнее, и бесплатно ездят в общественном транспорте около 15–20%.
Для расчетов мы использовали данные по пассажиропотоку за 2024 год. Наземным транспортом воспользовались 268 миллионов пассажиров. Дальше мы считали с помощью математической пропорцией. Выяснили, что 9% безбилетников — это 24,1 млн человек, 15% — это 40,2 млн человек, а 20% — это 53,6 млн человек.
В городе действует разная сетка тарифов. Стоимость оплаты меняется в зависимости от способа оплаты (QR-код или наличка/банковская карта), а также от категории «Е-Карты» (пенсионная, студенческая и т.д). Для расчетов мы взяли общеутвержденный тариф в 33 рубля.
Получилось, что из-за безбилетников, которых с началом транспортной реформы стали реже призывать к оплате проезда, бюджет города теряет минимум 796 млн рублей ежегодно. А если взять официальные данные мэрии, то потери получаются еще больше — от 1,33 до 1,8 млрд рублей.
В администрации города о проблеме знают. Там не считают, что люди сознательно не платят за проезд, рассказали 66.RU в пресс-службе мэрии.
«Сформировалась привычка — кондуктор должен подойти с терминалом и обилетить. А если человек зашел и сел, то он с меньшей вероятностью заплатит за проезд», — объяснили в горадминистрации механизм проблемы.
Чиновники планируют решить проблему с помощью рейдов контролеров. Там ожидают, что безбилетников станет меньше, когда «зайцев» начнут реально штрафовать. По словам представителя мэрии, это произойдет «в ближайшее время».
Текст: Алина Харитонова