Найти в Дзене

Джамбаттиста Пиранези (часть 7)

«Камины» Пиранези: Эстетическая Революция в Гравюре и Дизайне Среди обширного и впечатляющего наследия Джованни Баттиста Пиранези (1720–1778) – мастера, чье имя неразрывно связано с монументальными видами римских руин и фантастическими темницами («Carceri») – серия гравюр под названием «Diverse Maniere d’adornare i cammini» («Различные способы украшения каминов», 1769) занимает особое место. Эта работа, созданная на закате жизни художника, представляет собой не просто каталог дизайнерских предложений, а настоящий эстетический манифест, синтез его многолетних исследований и радикальных взглядов на искусство и античность. Серия каминов, созданная в 1760-х годах, представляет собой уникальное сочетание практического дизайна и фантастического воображения. Эта работа не только демонстрирует мастерство Пиранези в гравировке, но и отражает культурные тенденции эпохи Просвещения, когда интерес к античности стал основой для формирования неоклассического стиля. Наиболее известными работами из эт
Джованни Батистта Пиранези «Титульный лист» листы из серии «Различные способы украшения каминов…» 1769 Архитектурный ансамбль из трёх частей; две боковые части симметричны и несут под богатыми декоративными рельефами по три статуи, включая две Дианы Эфесские; центральная часть, над гирляндой, содержит рельефную надпись: «Различные способы украшать камины и другие части зданий, заимствованные у египетской, этрусской, греческой и римской архитектуры, представленные Его Преосвященству господину Джован Баттисте Реццонико, племяннику и домоправителю Святейшего Отца Климента XIII и Великому Приору в Риме Святого Иерусалимского Ордена, рыцарем Джованни Баттистой Пиранези, его архитектором».
Джованни Батистта Пиранези «Титульный лист» листы из серии «Различные способы украшения каминов…» 1769 Архитектурный ансамбль из трёх частей; две боковые части симметричны и несут под богатыми декоративными рельефами по три статуи, включая две Дианы Эфесские; центральная часть, над гирляндой, содержит рельефную надпись: «Различные способы украшать камины и другие части зданий, заимствованные у египетской, этрусской, греческой и римской архитектуры, представленные Его Преосвященству господину Джован Баттисте Реццонико, племяннику и домоправителю Святейшего Отца Климента XIII и Великому Приору в Риме Святого Иерусалимского Ордена, рыцарем Джованни Баттистой Пиранези, его архитектором».

«Камины» Пиранези: Эстетическая Революция в Гравюре и Дизайне

Среди обширного и впечатляющего наследия Джованни Баттиста Пиранези (1720–1778) – мастера, чье имя неразрывно связано с монументальными видами римских руин и фантастическими темницами («Carceri») – серия гравюр под названием «Diverse Maniere d’adornare i cammini» («Различные способы украшения каминов», 1769) занимает особое место. Эта работа, созданная на закате жизни художника, представляет собой не просто каталог дизайнерских предложений, а настоящий эстетический манифест, синтез его многолетних исследований и радикальных взглядов на искусство и античность.

Серия каминов, созданная в 1760-х годах, представляет собой уникальное сочетание практического дизайна и фантастического воображения. Эта работа не только демонстрирует мастерство Пиранези в гравировке, но и отражает культурные тенденции эпохи Просвещения, когда интерес к античности стал основой для формирования неоклассического стиля.

Разрез кофейни "Degli Inglesi", расположенной на Пьяцца-ди-Спаджа.  Экспликация к гравюре: Spaccato della bottega ad uso di caffè detta degl'Inglesi situata in piazza di Spagna (Разрез кофейни под названием «Английская», расположенной на площади Испании)

1. Le pareti dipinte di questa bottega rap = presentano un Vestibulo adornato di Simboli Feroglifi ci, e di altre cose allusive alla Religione e politica degli antichi Egiziani.
Расписные стены этой кофейни представляют собой вестибюль, украшенный символами-иероглифами и другими элементами, отсылающими к религии и политике древних египтян.
2. In lontananza vi si vedono le fertili campagne, il Nilo e quelli maestosi sepolcri della medesima nazione.
Вдали видны плодородные поля, Нил и величественные гробницы того же народа.

Disegno ed invenzione del Cavalier Piranesi. Piranesi inc.
Рисунок и замысел кавалера Пиранези. Гравюра выполнена Пиранези.
Разрез кофейни "Degli Inglesi", расположенной на Пьяцца-ди-Спаджа. Экспликация к гравюре: Spaccato della bottega ad uso di caffè detta degl'Inglesi situata in piazza di Spagna (Разрез кофейни под названием «Английская», расположенной на площади Испании) 1. Le pareti dipinte di questa bottega rap = presentano un Vestibulo adornato di Simboli Feroglifi ci, e di altre cose allusive alla Religione e politica degli antichi Egiziani. Расписные стены этой кофейни представляют собой вестибюль, украшенный символами-иероглифами и другими элементами, отсылающими к религии и политике древних египтян. 2. In lontananza vi si vedono le fertili campagne, il Nilo e quelli maestosi sepolcri della medesima nazione. Вдали видны плодородные поля, Нил и величественные гробницы того же народа. Disegno ed invenzione del Cavalier Piranesi. Piranesi inc. Рисунок и замысел кавалера Пиранези. Гравюра выполнена Пиранези.

Наиболее известными работами из этой серии являются две гравюры, изображающие интерьер Английского кафе на Пьяцца-ди-Спанья в Риме. В XVIII веке это место было популярным среди художников и представителей культуры, особенно среди англичан.

В 1760 году Пиранези лично оформил это кафе, используя новаторский для того времени египетский стиль. К сожалению, здание не сохранилось, что делает гравюры художника ещё более ценными. Сегодня на этом месте находится Чайная комната Бабингтона, основанная в 1893 году.

Проекты часов (обычно напольных или каминных) представлены в альбоме "Различные способы украшения каминов" наряду с самими каминами, вазами, канделябрами, столами и другими предметами обстановки. Они – часть единого замысла Пиранези по преобразованию интерьера через эклектичную, монументальную и археологически вдохновленную эстетику.

Как и камины, часы Пиранези – это архитектурные сооружения. Они напоминают античные гробницы, мавзолеи, алтари или триумфальные памятники, уменьшенные до размера предмета мебели. Часто имеют ярусное строение с цоколем, основным корпусом и венчанием.

Хотя Пиранези и не создал отдельной "Серии часов", его проекты часов в "Diverse Maniere" являются блестящим воплощением его поздней эстетики. Они демонстрируют ту же безудержную фантазию, эклектизм, монументальность и глубокое археологическое вдохновение, что и знаменитые камины. Эти проекты – не просто чертежи предметов мебели, это архитектурные фантазии в миниатюре, манифест свободы творчества и предвидение будущих стилевых направлений. Они подтверждают статус Пиранези как одного из самых влиятельных и новаторских дизайнеров в истории западного искусства!

Разрез кофейни "Degli Inglesi", расположенной на Пьяцца-ди-Спаджа. Другой разрез изображённый вверху перед галереей с часами.
Разрез кофейни "Degli Inglesi", расположенной на Пьяцца-ди-Спаджа. Другой разрез изображённый вверху перед галереей с часами.

В XVIII веке оформление интерьеров превратилось в самостоятельный вид искусства. Камины, как центральные элементы домашнего уюта, становились объектами декоративной роскоши. После раскопок Помпеи и Геркуланеума в Европе возрос интерес к античным орнаментам и архитектурным формам. Пиранези, вдохновлённый археологическими находками и собственными исследованиями римских руин, стремился предложить современникам «обновлённую» классику, сочетающую строгость античных пропорций с барочным драматизмом.

Серия, состоящая из 12 гравюр, была издана в 1769 году как часть более широкого проекта по оформлению интерьеров. Она предназначалась для архитекторов, мастеров и аристократов, ищущих вдохновения для создания уникальных пространств. Пиранези, будучи не только художником, но и предприимчивым издателем, самостоятельно контролировал процесс печати, обеспечивая высокое качество продукции.

К концу 1760-х Пиранези был признанным авторитетом в области римской археологии и архитектуры (его фундаментальные труды «Le Antichità Romane» и «Della Magnificenza ed Architettura de’ Romani» стали классикой). Однако его интерес сместился от чистой документации руин к их творческой интерпретации и применению в современности.

Пиранези яростно спорил с французскими теоретиками (вроде Жака-Жермена Суффло и Жюльена-Давида Ле Руа), отстаивавшими превосходство греческой простоты и чистоты линий. Для Пиранези римское искусство, с его эклектизмом, монументальностью и смелыми декоративными решениями, было вершиной достижений. «Камины» стали площадкой для демонстрации силы римского декоративного гения.

Хотя часто упоминается связь с проектом реконструкции каминов для виллы папы Климента XIII Реццонико, серия явно выходит за рамки конкретного заказа. Это исследование возможностей, демонстрация творческой свободы.

Серия «Diverse Maniere d’adornare i cammini» – это не просто коллекция проектов каминов. Это квинтэссенция творческого гения Пиранези. Здесь сошлись его страсть к археологии, бунтарский дух новатора, мастерство гравёра и безграничная фантазия архитектора-визионера. Он превратил утилитарный предмет в поле для грандиозной эстетической битвы, в микрокосм, вмещающий всю мощь и эклектику римского художественного гения, каким он его видел и превозносил. Эти гравюры – манифест свободы творчества, доказательство того, что прошлое может быть не образцом для подражания, а источником вдохновения для дерзких и величественных творений настоящего. Работа Пиранези над «Каминами» остается актуальным уроком для дизайна, напоминая о силе воображения и смелости в преодолении стилистических границ.

Фрагменты помпейских мозаик и росписей которые мы видим в этих сериях, играют важную и очень специфическую роль в серии "Diverse Maniere d’adornare i cammini" Джованни Баттиста Пиранези. Это не просто декор, а еще один мощный аргумент в его эстетической программе и демонстрация его глубокого интереса к античности, выходящего за рамки Рима.

Сенсация XVIII века: Раскопки Помпей и Геркуланума (начатые в 1738 и 1748 годах) произвели фурор в Европе. Они открыли миру не "вечный Рим" руин, а яркую, хорошо сохранившуюся повседневную жизнь римского провинциального города, включая его удивительные настенные росписи и мозаики.

Эти находки были восприняты как свидетельство греческого влияния на римское искусство (многие росписи копировали или вдохновлялись греческими оригиналами). Это дало мощный импульс "неогреческому" направлению в неоклассицизме, которое противопоставляло "чистоту" и "изящество" греков "тяжеловесности" и "эклектизму" римлян — против чего как раз яростно выступал Пиранези.

В загородном доме в Помпеях, верхний этаж, короткая стена предбанника.
В загородном доме в Помпеях, верхний этаж, короткая стена предбанника.

Хотя Пиранези больше ассоциируется с Римом, он внимательно следил за раскопками и был хорошо знаком с публикациями находок (например, гравюрами в "Le Antichità di Ercolano Esposte"). Для него помпейское искусство было частью великого римского синтеза, а не доказательством греческого превосходства.

Как Пиранези использует помпейские мотивы в "Каминах":

  1. "Археологические Вставки" и "Кабинет Любителя": Пиранези включает изображения фрагментов помпейских мозаик и росписей как самостоятельные объекты на своих проектах каминов. Часто они представлены:
    В виде "картин в рамах": Обрамленные как живописные полотна или панно, вмонтированные в панели камина или над каминной полкой (напр., Pl. XXIV, XXV, XXVIII, XXXI, XXXII, XXXIV и др.).
    Как имитация античной стены: Иногда они изображены прямо на "стене" камина, создавая иллюзию, что камин встроен в руинированную или расписанную античную постройку.
    В нишах: Как драгоценные объекты, выставленные на обозрение.
    На полу: В виде мозаичных ковров перед камином (хотя это менее распространено в этой серии).
    Этот прием напоминает обстановку "кабинета любителя древностей" (studiolo) или музея, где коллекционировались подлинные или скопированные античные древности.
В загородном доме в Помпеях, нижний этаж, стена с проёмами портика с жилой стороны и выходом в сад.
В загородном доме в Помпеях, нижний этаж, стена с проёмами портика с жилой стороны и выходом в сад.

Репертуар Мотивов: Пиранези выбирает характерные и эффектные помпейские сюжеты и узоры:
Мозаики:
Геометрические узоры:
Шахматные доски, меандры, плетенки, сложные орнаментальные рамки (часто используются как бордюры для вставок или для оформления самого камина).

Фигуративные мозаики: Знаменитые сюжеты в технике opus vermiculatum (из мелких кубиков). Например:
Битва при Иссе: Фрагмент мозаики с Александром Македонским (из Дома Фавна в Помпеях) – символ триумфа и исторической мощи (Pl. XXXI?).
Морские чудовища (гиппокампы), рыбы, птицы: Часто встречающиеся декоративные мотивы.
Театральные Маски: Популярный декоративный элемент.
Голова Медузы Горгоны: Мощный апотропеический (отпугивающий зло) символ, часто в центре мозаичных полов (Pl. XXXIV).

Росписи (Фрески): Хотя технически это росписи, Пиранези часто изображает их как бы инкрустированными или имитирующими мозаику в контексте камина. Сюжеты:
Канделябры и Арабески: Легкие, изящные растительные орнаменты с вазами, канделябрами, мифическими существами (грифонами, сфинксами) – характерный "помпейский" стиль (Pl. XXIV, XXVIII).

Архитектурные Виды (Скенография): Фантазийные изображения зданий, колоннад, садов в перспективе.
Мифологические Сцены: Отдельные фигуры богов, героев или небольшие сценки.
Натюрморты: Особенно популярны в "четвертом помпейском стиле".

-13

Цели и Значение такого включения:
Доказательство Римского Декоративного Богатства:
Пиранези использует помпейские фрагменты как наглядное свидетельство невероятной изобретательности, разнообразия и виртуозности римского декоративного искусства. Он показывает, что римляне (включая провинциальных) владели и монументальными формами, и изысканной миниатюрой.

Антитеза "Греческой Простоте": Яркие цвета, сложные орнаменты, иллюзионистические эффекты помпейского стиля были полной противоположностью аскетичному идеалу раннего неоклассицизма, вдохновленного греческой скульптурой. Пиранези говорит: "Смотрите, как прекрасно это римское (пусть и эллинизированное) буйство красок и форм!"

Демонстрация Археологической Эрудиции: Включение конкретных, узнаваемых фрагментов (вроде головы Медузы или элементов "Битвы при Иссе") показывало, что Пиранези не просто фантазирует, а опирается на реальные, недавно открытые древности. Это усиливало авторитетность его "археологического" дизайна.

Обогащение Эклектичного Словаря: Помпейские мотивы стали еще одним "ингредиентом" в его эклектичном коктейле, наряду с египетскими, этрусскими и чисто римскими элементами. Они добавляли слой изящества, цвета и специфической "античной" атмосферы.

Создание "Ауры Античности": Эти вставки работали как "окна" в подлинную античность, погружая весь камин (и, по замыслу, весь интерьер) в атмосферу вновь открытого Помпейского мира. Это был прием тотального погружения в историю.

Вызов Современному Дизайну: Пиранези как бы бросает вызов современным ему декораторам: "Вот какой уровень сложности, красоты и исторической отсылки возможен в декоре! Не ограничивайтесь скучными схемами!"

Фрагменты помпейских мозаик и росписей в "Каминах" Пиранези – это не просто декоративные "заплатки". Это:

  1. Стратегические цитаты: Используемые для подтверждения его теории о богатстве и эклектичности римского искусства.
  2. Археологические трофеи: Демонстрирующие его эрудицию и связь с самыми актуальными открытиями.
  3. Инструмент полемики: Противопоставляющие красочную, сложную, иллюзионистическую помпейскую декорацию аскетизму раннего неоклассицизма.
  4. Элемент погружения: Создающие эффект "музея" или "раскопок" прямо в интерьере.
  5. Источник вдохновения: Показывающие современникам (и нам) неисчерпаемое богатство античного декоративного языка.
-15

Включив Помпеи в свою римско-египетско-этрусскую вселенную "Каминов", Пиранези не только расширил декоративный словарь, но и сделал еще один решительный шаг в утверждении своего визионерского, полного фантазии и исторической мощи подхода к дизайну. Эти "помпейские окна" стали еще одним доказательством того, что для Пиранези античность была живым, динамичным и бесконечно вдохновляющим миром, который можно и нужно смело переосмыслять в современности.

В общем постарался найти и перевести большинство подписей к показанным гравюрам! Я часто обновляю статьи и нередко редактирую, когда нахожу какой-то материал, который дополняет уже сказанное раннее. Бывает нахожу новые гравюры, которых у меня не было в коллекции и добавляю их тоже в уже опубликованные статьи, но это редко происходит, так как стараюсь делать так, чтоб график выхода статей (а соответственно и сами статьи) был расписан на месяц вперёд и поэтому такая редактура не всегда заметна читателю ввиду того, что на момент выхода статей они уже со всеми правками, но не всегда удаётся найти правильное название или точный текст экспликаций из-за того, что большинство людей выкладывая у себя работы Пиранези, называют их на свой лад, типа "камин с часами" и всё.

Раз уж у меня блок про архитектуру и интерьеры, я решил включить эту серию в свой цикл статей о творчестве Пиранези, тем более про это редко где пишут.

Если понравилась статья, ставим лайки, подписываемся на канал, комментируем и делимся с друзьями. Так Вы помогаете каналу быть более заметным в ленте Дзена. Мой канал не монетизируется, ни копейки донатов я не получил, всё на голом энтузиазме делается!