Этюд “Первый снег в Старой Ладоге” был написан Николаем Латышенко во время пленера на академической даче. Под впечатлением от искристого солнечного состояния художник темпераментно передал холсту радостное настроение осеннего утра на берегу Волхова в свойственных ему чистых красках, контрастных тенях, мощной фактуре. Теплый силуэт белого храма на противоположном берегу светится в утренних лучах на фоне холодной гаммы неба и заснеженных крыш, как призрачный мираж в морозном свете. Позже была создана одноименная картина, на которой появились фигуры деревенских женщин, стирающих белые ткани в водах реки. Расположение этой бытовой и, в тоже время, лиричной сцены на оси с куполом храма словно напоминает о божественном в каждом мгновении человеческой жизни. Художник виртуозно передает восхищение красотой момента, где человек прекрасен в гармонии с великолепием природной мистерии. Эта работа полюбилась европейским зрителям, во время русского “бума” 90-х годов на французских аукционах.
С 1989 года во Франции стартовал ряд успешных аукционов русской живописи, где была обширно представлена Ленинградская школа (“L’Ecole de Leningrad”). Начало перестройки и политика гласности спровоцировали поток западных арт-диллеров, часто выходцев из семей русских эмигрантов. В мастерских на берегах Невы они жадно скупали работы часто не штучно, а десятками, быстро сбывая их, и снова возвращаясь с запросом на академическую живопись и работы с русской тематикой, ставшей модной на Западе. Для художников открылся новый мир, где советское искусство приобрело коммерческий интерес, а Европа, Америка, чуть позже Азия ждали их с признанием на своих громких аукционах.
Пресса активно освещала художественные события, подогревая интерес публики. Так писала газета Вест-Франс об аукционе в Сабль-д'Олон в 1991 г., где работа Николая Латышенко прозвучала камертоном:
Аукцион русской живописи в Сабль-д'Олон
Перестройка в искусстве
В прошлое воскресенье в Сабль-д'Олон прошел первый публичный аукцион современной русской живописи в Ванде. Судя по энтузиазму многочисленных любителей искусства, посетивших его, и общей сумме ставок, он прошел с большим успехом.
«Мы очень довольны. Это открытие на Востоке — необычайное событие», — прокомментировал аукционист Жан Рейно после торгов. Было продано около 200 работ на общую сумму около 600 000 франков.
В основном это были фигуративные картины маслом, на холсте и картоне. Сравнительно низкие стартовые цены часто удваивались... Но как оценивать работы на рынке, который открывается? «Вы платите не за свои потребности, вы платите за свои желания», — философски объяснил Жан Рейно.
На этой первой центральноевропейской выставке за пределами Парижа публике не было представлено ни одной политической картины, за исключением «Распределения цен», написанной маслом на холсте Виктора Чехова. «Не знаю, готова ли провинция приветствовать картины, заказанные Коммунистической партией», — сказал Жан Рейно. «И, кроме того, люди здесь в отдыхают!»
В любом случае, на аукционе было очень мало арт-дилеров, потому что «это было недостаточно дешево». Работа Николая Латышенко под названием «Первый снег» достигла пика в 6600 франков. Аукционист Рейно, совершенно справедливо, хотел бы организовать и другие выставки в регионе: «Мы заполняем рынок. Как еще можно найти хорошую картину в этом районе?»
P.W.
Ouest-France
30 июля 1991
В каталоге аукциона представлена еще одна работа художника - “Зимний день в Тамбове”, холст, масло, 1982 г.