Найти в Дзене

Мать и дочь, современницы Пушкина и Лермонтова

На картине талантливого художника 19 века Петра Васильевича Басина, последователя академического романтизма, очень известного и востребованного в своё время, мы видим молодую женщину с маленькой девочкой на прогулке. С нежностью и любовью смотрит она на свою дочку. На первый взгляд может показаться, что девочка протягивает руку с маленьким букетиком цветов матери. Но присмотревшись внимательнее, мы замечаем, что её взгляд устремлён мимо, и букет предназначается кому-то невидимому нам. А рядом с ней на земле лежит ещё один такой же букетик. На женщине одежда светлых тонов, перекликающихся по цветовой гамме с одеждой девочки. Яркий красный шарф, обрамляющий шею, и цветы на шляпке придающие облику нарядность, контрастирует с печалью на её лице. Солнечный луч, тепло осветивший мать и ребёнка, тоже как бы контрастирует с потемневшим небом за спиной женщины и подувшим ветром. Художник, по всей видимости, знал причину печали, ведь он находился в дружеских отношениях со своей заказчицей. Её и

На картине талантливого художника 19 века Петра Васильевича Басина, последователя академического романтизма, очень известного и востребованного в своё время, мы видим молодую женщину с маленькой девочкой на прогулке.

П.В.Басин, портретт Марии Нарышкиной с дочерью Александрой
П.В.Басин, портретт Марии Нарышкиной с дочерью Александрой

С нежностью и любовью смотрит она на свою дочку. На первый взгляд может показаться, что девочка протягивает руку с маленьким букетиком цветов матери. Но присмотревшись внимательнее, мы замечаем, что её взгляд устремлён мимо, и букет предназначается кому-то невидимому нам. А рядом с ней на земле лежит ещё один такой же букетик. На женщине одежда светлых тонов, перекликающихся по цветовой гамме с одеждой девочки. Яркий красный шарф, обрамляющий шею, и цветы на шляпке придающие облику нарядность, контрастирует с печалью на её лице. Солнечный луч, тепло осветивший мать и ребёнка, тоже как бы контрастирует с потемневшим небом за спиной женщины и подувшим ветром.

Орест Кипренский, портрет Петра Басина
Орест Кипренский, портрет Петра Басина

Художник, по всей видимости, знал причину печали, ведь он находился в дружеских отношениях со своей заказчицей. Её имя Мария Яковлевна Нарышкина, дочь действительного тайного советника князя Якова Ивановича Лобанова-Ростовского и Александры Николаевны, в девичестве Салтыковой.

Д. Доу, портрет М.Я. Нарышкиной
Д. Доу, портрет М.Я. Нарышкиной

Мария была большой любительницей живописи и покровительствовала многим художникам, делала заказы таким мастерам, как Карл Брюллов, Джордж Доу, Сильвестер Щедрин. Возможно Пётр Басин на этом двойном портрете в романтическом стиле отразил дань памяти Марии Яковлевны своей старшей дочери Наталье, которая умерла в 1818 году в пятилетнем возрасте, когда младшей дочке Александре был всего годик, а здесь на портрете ей 5 лет.

-5

Конечно, девочка не могла помнить сестры, но внимая рассказам матери, уже всё понимает, и с любовью приготовила милый букетик для ушедшей на небо Наташе. А для кого второй букетик у ног девочки? Мария Яковлевна пережила ещё и смерть сына Сашеньки, прожившего немногим больше года. Возможно второй букетик предназначен ему? А быть может картина совсем о чём-то другом и это лишь моё предположение.

В 1805 году 16-летнюю Машу педставили ко двору и вскоре нежная и очень милая девушка была пожалована во фрейлины. Поклонники засматривались на неё, а её милое личико сравнивали с женскими головками итальянского художника Рени Гвидо.

Живопись Рени Гвидо
Живопись Рени Гвидо

Будущий декабрист князь Сергей Григорьевич Волконский, был настолько очароан ею, что в порыве ревности вызвал на дуэль соперника Нарышкина Кирилла Александровича, который занимался карьерой при дворе и уже получил чин камергера. К счастью трагедии не случилось и соперники во время дуэли примирились.

Сергей Григорьевичс Волконский
Сергей Григорьевичс Волконский

Кирилл Александрович Нарышкин
Кирилл Александрович Нарышкин

При этом Кирилл Нарышкин убедительно заявил, что "он не ищет руки княжны". А через год женился на ней. Поначалу это был семейный рай. Супруги были приближены ко двору и жили в служебной квартире в Зимнем дворце. Как вспоминали очевидцы: жили они «гостеприимно и весело, не роскошно, но в своё удовольствие".

-9

Один из современников отмечал, что в Кирилле Нарышкине удивительно смешивались противоположные черты его родителей. С одной стороны это: "нарышкинское барство, роскошество и даже шутливость вместе с крутым нравом, с другой - бережливость и аристократическая гордость матери". Но со временем стали проявляться черты, видимо присущие лично ему, а не передавшиеся по наследству: грубость и тиранство, которые он проявлял в семье. О Марии же современники отзывались только в положительном тоне. Например Долли Фикельмон, внучка Кутузова, в своём дневнике называла её "одной из самых симпатичных и восхитительно любезных женщин", а императрица Александра Фёдоровна, жена Николая 1, в своём альбоме воспоминаний записала: "Мария Яковлевна была столь же красивой, сколько кроткой и доброй". Были люди, которые видели и рассказывали, как Кирилл Александрович в порыве гнева швырял книги в голову жене. Но когда Нарышкин слышал во дворце разговоры о красоте его жены, он не стесняясь говорил: "И находятся наглецы, уверяющие, что я её бью: разве была бы она так хороша, если бы я это делал?

Джордж Доу, портрет М.Я. Нарышкиной
Джордж Доу, портрет М.Я. Нарышкиной

Глядя на портрет Марии Яковлевны, выполненный художником Джорджем Доу в 1822 году, мы видим очень миловидную молодую женщину. Но главное чем привлекает нас этот образ - её глаза. В них столько приветливой теплоты, располагающей гармонии. Художнику удалось передать свет какого-то внутреннего умиротворения и доброты, льющихся из её души. Чуть позже Джордж Доу выполнил ещё один портрет Марии Нарышкиной, на этот раз с детьми, с сыновьями Львом и Сергеем и дочерью Александрой.

Джордж Доу. М.Я. Нарышкина с детьми
Джордж Доу. М.Я. Нарышкина с детьми

Дети обожали свою мать. Мария Яковлевна в любом возрасте сохраняла детскость в своей душе и любила поиграть, поозорничать с детьми на равных, не как взрослая, а как подружка, что им очень нравилось.

После вступления Николая I на престол, Кирилл Нарышкин оказался в немилости, и в 1826 году с семьёй уехал на какое-то время за границу, где они жили в Италии, Германии, Франции. Находясь в Италии, супруги, оба любившие живопись, заказали этот романтичный портрет Карлу Брюллову. Ещё не был написан "Последний день Помпеи", но молва о талантливом художнике распространилась по всей Италии.

Карл Брюллов, портрет К. А. и М. Я. Нарышкиных
Карл Брюллов, портрет К. А. и М. Я. Нарышкиных

На портрете мы видим утреннюю прогулку мужа и жены на лошадях в окрестностях Рима. Встретив кого-то знакомого по дороге, всадники сбавили ход и приветствуют его. Портрет был написан в 1827 году, значит здесь Марии Яковлевне 38 лет, она по-прежнему стройна и очаровательна. Этот небольшой акварельный портрет всегда бережно хранился в семье, и сейчас находится в Русском музее в Санкт-Петербурге.

Д. Доу, портрет  Кирилла Александровича Нарышкина
Д. Доу, портрет Кирилла Александровича Нарышкина

После возвращения на родину Кирилл Александрович был назначен президентом Придворной конторы и пожалован чином обер-гофмаршала. Постепенно с годами характер Нарышкина портился. "Вельможа большой руки, наружности барской, по уму и остроумию замечательному, но вспыльчивому до крайности. Жена его была женщина болезненная, но весьма симпатичная и всеми уважаемая." Так отзывался о них писатель граф Владимир Соллогуб.

М.Я. Нарышкина, миниатюра
М.Я. Нарышкина, миниатюра

Мария Яковлевна всё чаще стала уезжать за границу на лечение, но не только по причине здоровья. Несдержанность и вспыльчивость мужа на пустом месте накаляло обстановку, общение становилось всё труднее и поездки за границу стали для неё ещё и отдыхом от мужа. В 1838 году Мария Яковлевна, находилась в Риме, когда к ней пришло печальное известие о смерти мужа. Оставшись одна она стала жить в семье дочери Александры. В начале 1850-х годов вместе с ними переехала в Париж, где семья снимала роскошный дом. А в 1854 году Марии Яковлевны Нарышкиной не стало, ей было 64 года. Смерть настигла её в красивейшем немецком городе Гейдельберге. Тело перевезли в Петербург и похоронили в Духовской церкви Александро-Невской лавры.

Но вернёмся к портретам Петра Басина и Джорджа Доу. И там и там мы видим младшую дочь Нарышкиных Александру в детском возрасте.

-15
-16

Пройдёт ещё лет 10-15 и она станет среди своих современников очень известной и популярной дамой. За ней закрепится звание «повелительницы мод» и первейшей «светской львицы». А мы, потомки, знаем её в первую очередь благодаря стихотворению М.Ю. Лермонтова: "Как мальчик кудрявый резва, нарядна, как бабочка летом..."

-17

Уже в 17 лет она вышла замуж за очень состоятельного человека, дипломата, действительного тайного советника Ивана Илларионовича Воронцова-Дашкова, слывшего среди современников одной из первых фигур петербургской аристократии, самым модным и привлекательным мужчиной. Улыбка почти никогда не сходила с его лица, за что Воронцова-Дашкова прозвали "Вечным именинником". Но был он старше своей жены на 27 лет и лишь на год младше своей свекрови, Марии Яковлевны, что впрочем не помешало паре быть вполне счастливыми.

К. К. Штейбен, портрет И.И. Воронцова-Дашкова
К. К. Штейбен, портрет И.И. Воронцова-Дашкова

Через год у них родилась дочь Ирина, а ещё через два - сын Илларион.

К.К. Штейбен. Ирина и Илларион Воронцовы-Дашковы
К.К. Штейбен. Ирина и Илларион Воронцовы-Дашковы

О прекрасных качествах Александры Кирилловны, её обаянии и привлекательной внешности современники оставили много воспоминаний. Вот одно из них: "Она была брюнеткой среднего роста с безукоризненной талией, грациозными движениями и выразительными темными глазами миндалевидной формы. У графини был легкий характер и добрый нрав, она была остроумна, жива и по-мальчишески озорна. Все ее любили."

В.И. Гау, портрет А.К. Воронцовой-Дашковой
В.И. Гау, портрет А.К. Воронцовой-Дашковой

А вот строки о ней из Мемуаров князя Александра Мещерского: "Она не имела соперниц. В танцах на балах, которые она любила, она была особенно очаровательна...Что подкупало в ней в особенности всех её знавших - это её простота и непринуждённость. Если добавить к характеристике графини, что она обладала редким остроумием и находчивостью, то понятно будет, что она по праву занимала первое место между молодыми женщинами петербургского общества, и этого права у неё никто не оспаривал".

Писатель Владимир Соллогуб так отзывался о ней: "Самым блестящим, самым модным и привлекательным домом в Петербурге был в то время дом графа Ивана Воронцова-Дашкова благодаря очаровательности его молодой жены прелестной графини Александры Кирилловны... Много случалось встречать мне на своем веку женщин гораздо более красивых, может быть, даже более умных, хотя графиня Воронцова-Дашкова отличалась необыкновенным остроумием, но никогда не встречал я ни в одной из них такого соединения самого тонкого вкуса, изящества, грации с такой неподдельной веселостью, живостью, почти мальчишеской проказливостью. Живым ключом била в ней жизнь и оживляла, скрашивала все её окружающее. Много женщин впоследствии пытались ей подражать, но ни одна из них не могла казаться тем, чем та была в действительности".

К. К. Штейбен, портрет А.К Воронцовой-Дашковой
К. К. Штейбен, портрет А.К Воронцовой-Дашковой

Дом Воронцова-Дашкова располагался на Дворцовой набережной недалеко от Зимнего дворца и балы, устраиваемые супругами, были самыми роскошными, уступая лишь балам в самом Зимнем дворце. Николай первый и императрица с особым удовольствием посещали их балы. Подробное и интересное описание такого бала оставил в своих воспоминаниях Владимир Соллогуб: "Каждую зиму Воронцовы давали бал, который двор удостаивал своим посещением. Весь цвет петербургского света приглашался на этот бал, составлявший всегда, так сказать, происшествие светской жизни столицы. В день или, скорее, в вечер торжества дом-дворец Воронцовых-Дашковых представлял великолепное зрелище; на каждой ступени роскошной лестницы стояло по два ливрейных лакея: внизу в белых кафтанах — ливрея Дашковых, на второй половине лестницы в красных кафтанах — ливрея Воронцовых. К десяти часам все съезжались и размещались в ожидании высоких гостей в двух первых залах.

-23

Когда приходила весть, что государь и императрица выехали из дворца, мажордом Воронцовых — итальянец, кажется, звали его Риччи (его знал весь Петербург),— в черном бархатном фраке, коротких бархатных панталонах, чулках и башмаках, со шпагой на боку и треуголкой под локтем, проворно спускался с лестницы и становился в сопровождении двух дворецких у подъезда; граф Воронцов помещался на верхней ступени лестницы, графиня ожидала на верхней площадке.

-24

Императрица, опираясь на локоть графа Воронцова, поднималась на лестницу. Государь следовал за нею; императрица со свойственной ей благосклонностью обращалась к присутствующим и открывала бал, шествуя полонез с хозяином. Мажордом Риччи ни на секунду не покидал императрицы, всегда стоя на несколько шагов позади её, а во время танцев держась в дверях танцевальной залы. Ужин императрицы сервировался на отдельном небольшом столе на посуде из чистого золота; императрица ужинала одна; государь, по обыкновению, прохаживался между столами и садился где ему было угодно."

П.Ф. Соколов, портрет А.О. Смирновой-Россет
П.Ф. Соколов, портрет А.О. Смирновой-Россет

Фрейлина Александра Осиповна Смирнова-Россет, оставившая большие мемуары о своём времени и окружении, называла дом Воронцовых-Дашковых "самым приятным домом", и так писала об Александре Кирилловне: "Хозяйка была умна и острая шалунья. Окруженная роскошью, не забывала никогда бедных, способна была на самоотвержение. Ее все любили". Любили и посудачить о её поступках в светских кулуарах. Рассказывали как Александра, увидев на улице бедную женщину, вызвавшую её сочувствие, которой ей очень захотелось помочь, но при ней с собой не оказалось никаких денежных средств, тогда Александра Кирилловна оторвала от своего дорогого ожерелья очень ценный бриллиант и отдала женщине. Пересказывали дамы друг другу и такой случай: Воронцова-Дашкова получила от дочери императора Марии Николаевны переписанную роль (она нередко играла у неё в любительских спектаклях), но при роли не было письма, никакого пояснения. Тогда Александра недолго думая отослала роль обратно, также без пояснительной записки. Это было дерзко, но остроумно.

Мать Мария Яковлевна, и дочь Александра Кирилловна были хорошо знакомы с Пушкиным, поэт бывал и в доме Нарышкиных, и в доме Воронцовых-Дашковых. Однажды, Александра гуляя, увидела проехавшего мимо Пушкина с Данзасом в сторону дачного пригорода.

-26

А вскоре туда же направлялись Дантес с Виконтом д’Аршиаком. Это было 27 января 1837 года. Она сразу почувствовала неладное, мысль о готовящейся дуэли пронзила её сердце. Александра не знала как это остановить, к кому обратиться и поспешила домой к мужу. Она просила его что-то предпринять, помочь. Но он отмахнулся от неё, а на настойчивые просьбы резко ответил, что она слишком молода и ничего не понимает в вопросах мужской чести.

Михаил Лермонтов, не раз бывавший в доме Воронцовых, был хорошо знаком с Александрой Кирилловной. В 1840 году она получила из Парижа свой литографированный портрет, (очень модное в то время направление) выполненный французским художником Анри Греведоном.

Литографированный портрет Александры Кирилловны
Литографированный портрет Александры Кирилловны

Это событие послужило Лермонтову как бы толчком для создания стихотворения "К портрету", посвящённого всеобщей любимице Александре Кирилловне. Возможно, что в нём мы можем уловить и тонкий намёк на взаимоотношения адресата стихотворения с Алексеем Аркадьевичем Столыпиным (прозванным Лермонтовым Монго), его близким другом и родственником (отец Алексея был родным братом бабушки Лермонтова, Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, в девичестве Столыпиной.

В.Гау, портрет А.А. Столыпина (Монго)
В.Гау, портрет А.А. Столыпина (Монго)

Монго был влюблён в Александру Кирилловну и сохранились сведения, что их связь тянулась довольно долго, причиняя немало боли Алексею. Не смотря на то, что Монго был красавцем, отважным и ловким воином, но в любви ему не очень-то везло. Поэт князь Пётр Вяземский назвал их взаимоотношения "долгой, поработительной и тревожной связью»

-29

Как мальчик кудрявый резва,

Нарядна, как бабочка летом;

Значенья пустого слова

В устах ее полны приветом.

Ей нравиться долго нельзя:

Как цепь ей несносна привычка,

Она ускользнет, как змея,

Порхнет и умчится, как птичка.

Таит молодое чело

По воле — и радость и горе.

В глазах — как на небе светло,

В душе ее темно, как в море!

То истиной дышит в ней всё,

То всё в ней притворно и ложно!

Понять невозможно ее,

Зато не любить невозможно...

1854 год для Александры Кирилловны оказался очень тяжёлым. В июне она осиротела и овдовела сразу в один месяц: в Гейдельберге, находясь на лечении умерла Мария Яковлевна, а буквально через пол месяца в Петергофе умер муж Илларион Иванович от холеры. Похоронив дорогих людей на кладбище Александро-Невской лавры, она уезжает Париж. А через год удивляет всех новым замужеством. Её избранником стал француз доктор медицины барон де Пойльи. Но не пройдёт и года, как Петербург облетит новость, шокирующая всех - Графиня Воронцова-Дашкова скончалась в Париже. Ей было всего 36 лет.

Карл Иоганн Лаш 1851 Александра Кирилловна Воронцова-Пойльи
Карл Иоганн Лаш 1851 Александра Кирилловна Воронцова-Пойльи

Но помимо скорби это известие вызвало бурю возмущения и недоумения. Граф Воронцов-Дашков оставил вдове и детям огромное состояние, но распространилась молва о том, что графиня умерла в больнице для бедных в нищите. Странные обстоятельства её смерти вызвали много домыслов и пересудов. Ходили слухи, что доктор Пойльи обворовал её, а быть может и отравил. Николай Некрасов напечатал в журнале "Современник" стихотворение "Княгиня", в котором явно прослеживается ситуация Александры Кирилловны. Вот отрывки из него:

Тут пришла развязка. Круто изменился

Доктор-спекулятор; деспотом явился!

Деньги, бриллианты - всё пустил в аферы,

А жену тиранил, ревновал без меры,

А когда бедняжка с горя захворала,

Свез ее в больницу... Навещал сначала,

А потом уехал - словно канул в воду!

Смерть ее в Париже не была заметна:

Бедно нарядили, схоронили бедно...

А в отчизне дальной словно были рады:

Целый год судили - резко, без пощады,

Наконец устали... И одна осталась

Память: что с отличным вкусом одевалась!

А.К. Воронцова-Дашкова. Литография Г. Митрейтера
А.К. Воронцова-Дашкова. Литография Г. Митрейтера

Это стихотворение дошло и до Барона де Пойльи, который прочитал его в переводе, он был страшно возмущён. Говорят, что барон приехал в Россию и вызвал Некрасова на дуэль.

И. Крамской, портрет Н. Некрасова
И. Крамской, портрет Н. Некрасова

Активную роль в разрешении этого конфликта сыграл Александр Дюма. Он заверял, что барон де Пойльи горячо любил Александру Кирилловну и, что она до последнего дня жила в роскоши. А доктора он убеждал, что стихотворение Некрасова "Княгиня" не имеет к нему отношения, ведь Александра Кирилловна была графиней. Как бы там ни было, но дуэль не состоялась.

Писательница Авдотья Панаева в "Воспоминаниях" писала, что де Пойльи: "очевидно, лгал, будто только затем и приехал в Петербург,чтобы вызвать на дуэль Некрасова...Панаев случайно узнал от одного своего знакомого, родственника умершей графини....что доктор-француз приезжал...для переговоров с родственниками относительно оставшегося в России имущества его жены, но ничего не получил..."

-33

Яркий образ Александры Кирилловны Воронцовой-Дашковой вдохновлял поэтов и писателей. Она послужила прототипом княгини Р. в романе Тургенева "Отцы и дети"

Вот такие разные судьбы матери и дочери. Время летит всё быстрее и быстрее, всё дальше и дальше от нас уходит век за веком. Но благодаря вдохновлённым художникам, поэтам, писателям, благодаря воспоминаниям и мемуарам современников мы можем приоткрывать для себя судьбы разных людей минувших времён.

-35

Видео версию этой статьи смотрите здесь:
Благодарю всех, кому интересен мой канал. Всего доброго, до новых встреч!