Найти в Дзене
Субъективный путеводитель

Харбинская ДЖД - единственная в Китае. Откуда взялась и как работает ныне?

В Харбине параллельно Дундачжи (Большому проспекту), ближе к речке Модяговке (между ней и железной дорогой лежит Наньган - самый центральный район), тянется улица Хуаюань - ничем особым не примечательная, но довольно симпатичная. Мне запомнилась на ней явно японская школа (эмигранты, по понятным причинам, интернациональный стиль не приняли)... ...и что-то вроде горкома партии в мощном здании наподобие сталинки: Но интересны в этом углу не дома и улицы, а вытянувшийся на километр вдоль Модяговки парк Эртун, опоясанный рельсами узкоколейки. Облик платформы да перевод названия ("Детский") не оставляют сомнений - мы вышли к Харбинской ДЖД: И каждое своё описание очередной детской железной дороги я начинаю с того, что строили их, конечно, для детей... только - их труда, а не развлечения. Наглядные пособия при школах юного железнодорожника, ДЖД представляют собой полноценные узкоколейки (обычно 750мм) с депо, платформами, тупиками, разъездами, мостами, тоннелями. Некоторые впечатляют архите

В Харбине параллельно Дундачжи (Большому проспекту), ближе к речке Модяговке (между ней и железной дорогой лежит Наньган - самый центральный район), тянется улица Хуаюань - ничем особым не примечательная, но довольно симпатичная.

Мне запомнилась на ней явно японская школа (эмигранты, по понятным причинам, интернациональный стиль не приняли)...

-2

...и что-то вроде горкома партии в мощном здании наподобие сталинки:

-3

Но интересны в этом углу не дома и улицы, а вытянувшийся на километр вдоль Модяговки парк Эртун, опоясанный рельсами узкоколейки. Облик платформы да перевод названия ("Детский") не оставляют сомнений - мы вышли к Харбинской ДЖД:

-4

И каждое своё описание очередной детской железной дороги я начинаю с того, что строили их, конечно, для детей... только - их труда, а не развлечения. Наглядные пособия при школах юного железнодорожника, ДЖД представляют собой полноценные узкоколейки (обычно 750мм) с депо, платформами, тупиками, разъездами, мостами, тоннелями. Некоторые впечатляют архитектурой, как в Минске или Нижнем Новгороде; другие - необычной историей, как в Тбилиси; третьи - пейзажами, как в Ереване или Чимкенте.

Иные идут далеко, не по парку крутясь, а обслуживая что-нибудь за городом, как в Петербурге (так можно уехать в Пушкин) или Свободном. Кое-где (например, в Ростове-на-Дону) на ходу паровозы, а в Красноярске колея была столь узкой, что ездили на них верхом... словом, каждая ДЖД уникальна.

Старейшие, - в Тбилиси и Красноярске, - заработали в 1935 году, самую молодую РЖД запустила в 2021-м в монгольском Дархане, ну а на пике в 1980-х их работало около сотни. Страной №2 по ДЖДшкам была, конечно, ГДР, и в принципе почти все они за пределами Союза находились в социалистической Европе... Капиталисты, или скорее освоившие капитализм феодалы, построили единственную ДЖД в Англии - при частной школе, с колеёй 24 сантиметра и уменьшенными копиями реальных машин.

Но и две соцстраны выделялись географией: Куба с парой ДЖДшек и Китай. В 1956 году в детском парке КВЖД (разбитом ещё в 1925-м) проложили кольцевую линию колеи 762мм длиной 2170 метров, причём, как я понимаю - без участия советских специалистов, а лишь по образцу того, что видели на стажировках в СССР. Две станции романтично назвали Москва и Пекин:

-5

Первая, впрочем, уже в 1965 получила название Пномпень - как-нибудь переименовать ревизионистскую станцию руки чесались давно, а тут Китай почтил своими визитом Нородом Сианук, одиозный принц Камбоджи (которому только предстояло развести в своих владениях нечисть Красных Кхмеров), среди прочего приехавший в северный край и покатавшийся на ДЖДшке.

Наконец, видимо в 1980-х (точную дату, увы, не нашёл), когда и Великая ссора пошла на спад, а Камбоджа вызывала слишком уж не детские ассоциации, кто-то в руководстве хлопнул себя по лбу, и воскликнув "Си Мён, Си Мён Ичши!", вдруг догадался, что на Харбинской ДЖДшке не хватает станции Харбин!

К ней мы и вышли с севера, с улицы Дачэн, пересекающей Большой проспект у пагоды Чжан из прошлой части. "Харбин" - в общем и не станция, а остановочный пункт с высокой платформой, которую украшает пионерский обелиск. Вокзала тут не было, а домик поодаль мог быть связан хоть с ДЖД, хоть с КВЖД.

-6

Вопреки склонности китайцев всё огораживать (как например свои полтораста тысяч километров "взрослых" железных дорог), в детском парке можно свободно идти по шпалам. Вот только - стоит ли? Парк узкий (100-150 метров) и не слишком густой, а потому всё, что выше рельс, прекрасно видно с его аллеи, полной социалистических скульптур:

-7

Слоны же, видимо, должны были напоминать китайским пионерам о братской Камбодже:

-8

Но всё же на Малой Китайско-Восточной железной дороге хватает китайской специфики. И то, что кажется макетом Великой стены...

-9

На самом деле является имитацией тоннеля:

-10

На южном конце парка встречает станция Пекин с огороженной широкой платформой:

-11

И вокзалом, отдалённо похожим на Центральный вокзал Пекина:

-12

В постсоветское время судьбы ДЖДшек сложились по-разному, но в общем было у них три варианта - сохранение, превращение в обслуживаемый взрослыми аттракцион или полная ликвидация. Первым путём в основном пошли в России, Беларуси, домайданной Украине, большинстве стран Восточной Европы и на Кубе, второй путь предпочли в Болгарии, Закавказье, Туркмении и Казахстане, а поломали всё в Прибалтике, Чехии, Азербайджане и Узбекистане (причём - в последнем лишь в конце 2010х).

Харбинская ДЖД, к чести китайцев - в первой группе, и за свою историю подготовила более 20 тысяч будущих железнодорожников. Цена билета, правда, капиталистическая (20 юаней - около 300 рублей), поезда ходят с мая по сентябрь в 10:00, 11:00, 13:30, 14:30 и 16:00, но лишь по хорошей погоде

-13

С которой нам как раз не повезло... На чужих фото из китнета я видел поезд прямо у станции Пекин, однако, похоже, с тех пор он успел обзавестись крытым депо. Впрочем, состав тут обновлялся за без малого 60 лет 5 раз (последний - в 2015 году), и хотя в Китае полно узкоколеек, а значит и производства техники для них, все поезда Х-ДЖД сделаны на базе автомобилей. В том числе - дизельные "паровозики" последних двух поколений вида до скукоты уж игрушечного:

У станции "Пекин" - видимо, учебные классы юных китайских железнодорожников:

-14

А здание поодаль привлёкло мой взгляд странным "паразитическим" минаретиком.

-15

В целом же, где-нибудь в Гуанчжоу теперь определённо напрашивается первая в мире Детская ВСЖД на эстакадах.